Как Сталин умерщвлял Горького-70

КАК СТАЛИН "УМЕРЩВЛЯЛ" ГОРЬКОГО, ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ РЕАБИЛИТИРОВАН ЯГОДА?



ИНТ. 8 МАРТА 1938 ГОДА. МОСКВА. ДОМ СОЮЗОВ. ЗАЛ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР. УТРО

КОМЕНДАНТ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР АРМВОЕНЮРИСТ-ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ УЛЬРИХ (1889), ЧЛЕН: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР КОРВОЕНЮРИСТ-И. О. МАТУЛЕВИЧ (), ЧЛЕН: ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР ДИВВОЕНЮРИСТ Б. И. ИЕВЛЕВ (), СЕКРЕТАРЬ ВОЕННЫЙ ЮРИСТ 1-ГО РАНГА А А БАТНЕР (), ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ (), ЧЛЕН: МОСКОВСКОЙ КОЛЛЕГИИ ЗАЩИТНИКОВ И. Д. БРАУДЕ (), ЧЛЕН: МОСКОВСКОЙ КОЛЛЕГИИ ЗАЩИТНИКОВ Н. В. КОМОДОВ (), БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1888), РЫКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1881), ЯГОДА ГЕНРИХ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891), КРЕСТИНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1883), РАКОВСКИЙ ХРИСТИАН ГЕОРГИЕВИЧ (1873), РОЗЕНГОЛЬЦ АРКАДИЙ ПАВЛОВИЧ (1889),  ИВАНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1893), ЧЕРНОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1891), ГРИНЬКО ГРИГОРИЙ ФЁДОРОВИЧ (1891), ЗЕЛЕНСКИЙ ИСААК АБРАМОВИЧ (1890), БЕССОНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1892),ИКРАМОВ АКМАЛЬ (1898), ХОДЖАЕВ ФАЙЗУЛЛЫ (1896), ШАРАНГОВИЧ ВАСИЛИЙ ФОМИЧ (1896), ЗУБАРЕВ ПРОКОПИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1886), БУЛАНОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1895), ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895), ПЛЕТНЁВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1872), КАЗАКОВ ИГНАТИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1891), МАКСИМОВ-ДИКОВСКИЙ ВЕНИАМИН АДАМОВИЧ (АБРАМОВИЧ 1900), КРЮЧКОВ ПЁТР ПЕТРОВИЧ (1889), ГОЛОС ДЕДА ОГАНЕСА

В просторном зале Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР проходит судебное заседание над большой группой последователей Троцкого.

КОМЕНДАНТ

Суд идет, прошу встать.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ-АРМВОЕНЮРИСТ В. В. УЛЬРИХ-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР

Садитесь, пожалуйста. Заседание продолжается. Переходим к допросу подсудимого Левина.
Подсудимый Левин, показания, данные на предварительном следствии, вы подтверждаете?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Подтверждаю.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ-АРМВОЕНЮРИСТ В В УЛЬРИХ-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР

Товарищ Прокурор, у вас есть вопросы?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ 

У меня есть несколько вопросов.
Подсудимый Левин, расскажите, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Ягодой и каковы были результаты вашей близости к Ягоде?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

С Ягодой знакомство началось у меня еще с начала 20-х годов. Я лечил покойного Дзержинского, Менжинского. Встречался от поры до времени с Ягодой и оказывал ему медицинскую помощь. Более частые встречи с ним стали устанавливаться у меня, примерно, с 1928 года, в связи с приездом в Москву А. М. Горького.
Всем известно, что А. М. Горький с молодых лет болел туберкулезом в очень тяжелой форме. Он жил ряд лет-и до революции, и после революции с 1921 года-в Италии. За эти годы А. М. Горький очень стосковался о Союзе, его тяготила чрезвычайная оторванность от Союза, невозможность получать часто сведения. Он стал все чаще поговаривать о необходимости вернуться. Вернуться совсем по состоянию здоровья нельзя было, и он решил приезжать в Союз периодически.
С 1928 года он приезжал в Москву на летние месяцы, когда климатические условия под Москвой для легочных и сердечных больных были относительно благоприятными, когда, наоборот, в Италии становится слишком жарко. С этого года он стал приезжать к нам на летние месяцы, на зимние снова возвращался в Италию.
Был установлен порядок, что в Италии он должен оставаться под наблюдением кого-нибудь из советских врачей. Так как я считался его постоянным врачом, мне было поручено подобрать группу врачей и профессоров, которые разделили бы это полугодие на три двухмесячника, чтобы каждый по два месяца оставался в Италии с тем, чтобы не отрываться от постоянной здешней работы. В числе этой группы был я и несколько ленинградских и московских врачей. Я каждый раз уезжал с ним из Италии, приезжал с ним в Москву, уезжал из Москвы, как постоянный врач. Остальные-поочередно.
Во время приездов в Москву я, как постоянный врач А. М. Горького, бывал у него чрезвычайно часто. Он жил за городом,   под Москвой.
Я оставался у него на ночь, даже в тех случаях, когда не было ничего экстренного.
Одновременно в этом доме также часто бывал Ягода. Там мы часто встречались. Установились не отношения случайного врача и больного, а отношения знакомых людей.
В то же время участились и мои посещения Ягоды у него на дому или на даче, потому что, примерно, кажется, около 1930 года стала часто хворать его жена - Авербах, хроническая больная, болевшая очень часто с частыми обострениями по характеру ее заболевания.
Во время этих обострении ее болезни мне приходилось иногда ежедневно бывать в доме или одному или с кем-нибудь из врачей санчасти ОГПУ, даже с покойным хирургом Розановым, который был в качестве врача близок к этому дому.
Таким образом, устанавливалось все более близкое знакомство.
Нужно сказать, что Ягода относился ко мне очень хорошо, проявляя разные признаки внимания. Откровенно говоря, это не казалось мне чем-то необычным, потому что мы-врачи, довольно часто видим, как больные желают чем-то отблагодарить нас и показать свое внимание. Одним словом, в этом я не видел ничего предосудительного или непонятного для меня. Эти признаки внимания с его стороны мне льстили.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

В чем выражалось это внимание?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Ну, например, у него были прекрасные цветы, оранжерея, и он посылал мне цветы, посылал очень хорошее французское вино. Один раз он сделал мне весьма ценный для меня подарок: предоставил мне в собственность дачу в подмосковной местности, где я и проживал в течение 5-6 лет в летние месяцы со своей семьей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Специально выстроил для вас дачу?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Нет, дачу он предоставил мне в собственность...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

То есть подарил вам дачу?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Да, я смотрел на это, как на подарок.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Оказывал Ягода вам содействие в ваших поездках за границу, устраняя различные таможенные формальности?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Да, он давал знать на таможню, что меня можно пропустить из-за границы без осмотра.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Как вы это использовали?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Я привозил вещи жене, женам своих сыновей, детские вещи, женские вещи, привозил мелкие подарки на службу...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Одним словом, все, что хотели, привозили беспошлинно, бестаможенно?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Да, но это не были ценности...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Конечно, вы же не торговали этими ценностями.

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Я привозил их для родных.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Я понимаю, для себя, для родных, друзей, знакомых, приятелей.

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Конечно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Для вас пограничных и таможенных законов не существовало?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ

Совершенно верно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

И долго так продолжалось?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

В 1934 году я еще был за границей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

А началось это "особое" внимание к вам когда?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

С первой моей поездки к Алексею Максимовичу, в 1928 или 1929 году и до последнего времени.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Ну, что же дальше? Это вы считали обычными знаками внимания? Так вообще пациенты проявляют свое внимание к врачам?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Вы, вероятно, знаете, что не так.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Ни поездками за границу, ни подарками, ни дачей, ни таможней, ни пошлиной?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Понятно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР А Я ВЫШИНСКИЙ

Значит, вы считали это обычным?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Для него, это вероятно, было обычным.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

А для вас?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Для меня это, конечно, не было обычным.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Вы не думали, почему это происходит, какая причина этому вниманию?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Я об этом не думал, потому что считал, что для него эта вещь не представляет большого значения, по его масштабу это были небольшие знаки внимания.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

А вы сравните по своим масштабам,- для вас это было обычное явление?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Конечно, это было не обычное явление. Но это был и не обычный пациент.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Значит необычный пациент оказывал вам необычное внимание?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Да, да, конечно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Скажите, пожалуйста, что из всего этого произошло?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Для обычного больного сделать подарок трудно, поскольку...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Извините, я вас еще раз перебью. Когда вас освобождали от всякого рода таможенных осмотров, вы считали, что это естественно и законно?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Я не считал это естественным и законным, но я знал, что это практикуется достаточно часто.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ  ВЫШИНСКИЙ
Кем практикуется и откуда вы это знали?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Я знал, что целый ряд людей пользуется дипломатическими паспортами и так далее.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Значит, вы рассматривали себя как дипломата?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Нет, конечно, я себя так не рассматривал.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Вы понимали, что вы пользовались грубым нарушением советских законов и шли на это беззаконие из-за корыстных целей?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Да, я понимал. Но должен сказать, что убытки государству от этого были очень маленькие, я привозил каких-нибудь пару галстуков, мелочь.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Но из маленьких частных убытков складывается один большой убыток. Так, между прочим, всякий преступник оправдывает свое преступление. Даже тот, кто украдет миллион золотом, он может по отношению к такому могучему, богатому государству, как наше, сказать, что убыток для государства все-таки небольшой.

ЛЕВИН ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1895)

Разрешите продолжить вашу, мысль и пересчитать на деньги, сколько таможня должна была взыскать. Получится небольшая сумма.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Вы до сих пор не понимаете тяжести вашего преступления?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Нет, нет я понимаю.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Тогда продолжайте ваше объяснение.

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Я должен признаться, что такое внимание, оно даже мне льстило. Это было внимание со стороны руководителя такого органа, как ОГПУ. Я видел в этом определенное признание и доверие ко мне со стороны руководителя такого учреждения. Мне никогда не могло прийти в голову то, о чем я теперь узнал.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Потом пришло в голову?

...


Рецензии
Замечательно написали!!!

Григорий Аванесов   02.09.2019 20:54     Заявить о нарушении