Как Сталин умерщвлял Горького-72

КАК СТАЛИН "УМЕРЩВЛЯЛ" ГОРЬКОГО, ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ РЕАБИЛИТИРОВАН ЯГОДА?



ИНТ. 8 МАРТА 1938 ГОДА. МОСКВА. ДОМ СОЮЗОВ. ЗАЛ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР. УТРО

КОМЕНДАНТ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР АРМВОЕНЮРИСТ-ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ УЛЬРИХ (1889), ЧЛЕН: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР КОРВОЕНЮРИСТ-И. О. МАТУЛЕВИЧ (), ЧЛЕН: ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР ДИВВОЕНЮРИСТ Б. И. ИЕВЛЕВ (), СЕКРЕТАРЬ ВОЕННЫЙ ЮРИСТ 1-ГО РАНГА А А БАТНЕР (), ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ (), ЧЛЕН: МОСКОВСКОЙ КОЛЛЕГИИ ЗАЩИТНИКОВ И. Д. БРАУДЕ (), ЧЛЕН: МОСКОВСКОЙ КОЛЛЕГИИ ЗАЩИТНИКОВ Н. В. КОМОДОВ (), БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1888), РЫКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1881), ЯГОДА ГЕНРИХ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891), КРЕСТИНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1883), РАКОВСКИЙ ХРИСТИАН ГЕОРГИЕВИЧ (1873), РОЗЕНГОЛЬЦ АРКАДИЙ ПАВЛОВИЧ (1889),  ИВАНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1893), ЧЕРНОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1891), ГРИНЬКО ГРИГОРИЙ ФЁДОРОВИЧ (1891), ЗЕЛЕНСКИЙ ИСААК АБРАМОВИЧ (1890), БЕССОНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1892),ИКРАМОВ АКМАЛЬ (1898), ХОДЖАЕВ ФАЙЗУЛЛЫ (1896), ШАРАНГОВИЧ ВАСИЛИЙ ФОМИЧ (1896), ЗУБАРЕВ ПРОКОПИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1886), БУЛАНОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1895), ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895), ПЛЕТНЁВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1872), КАЗАКОВ ИГНАТИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1891), МАКСИМОВ-ДИКОВСКИЙ ВЕНИАМИН АДАМОВИЧ (АБРАМОВИЧ 1900), КРЮЧКОВ ПЁТР ПЕТРОВИЧ (1889), ГОЛОС ДЕДА ОГАНЕСА

В просторном зале Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР проходит судебное заседание над большой группой последователей Троцкого.

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Да, пришло.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Как это случилось?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

В 1932 году Алексей Максимович решил совсем переехать в Москву со всей своей семьей. В составе семьи был его сын Максим Алексеевич Пешков. В начале 1933 года зимой во время одного из моих посещений Ягоды, во время прогулки у него на даче он начал со мной разговор, к которому несколько раз потом возвращался, разговор относительно сына Алексея Максимовича - Максима Алексеевича Пешкова. Он говорил, что он недоволен его образом жизни, его поведением. Недоволен тем, что он не прикасается ни к какой работе, что ничем не занимается.
Недоволен тем, что он злоупотребляет спиртными напитками. Но это был такой разговор, который более или менее соответствовал тому, что к тому времени М. А. Пешков, будучи отцом двоих детей, не имел никакой обязательной работы, обязательного труда, не имел определенных занятий, просто в доме отца жил. Так что эти разговоры пока не внушали никаких основных подозрений.
Во время одной такой беседы он и сказал мне: видите ли, Макс, как он его называл, не только никчемный человек, но и оказывает на отца вредное влияние. Отец его любит, а он, пользуясь этим, создает нежелательное и вредное окружение в доме у Алексея Максимовича. Его необходимо убрать. Нужно сделать так, чтобы он погиб.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

То есть?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Добиться его смерти.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Значит, его убить?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Конечно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

И Ягода, значит, предложил вам осуществить это дело?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Он сказал: "Вы должны нам в этом помочь". Мне не нужно здесь передавать психологического ощущения, насколько мне было страшно это слушать,-думаю, что это достаточно понятно, но потом... такое непрекращающееся смущение. Меня отделяет от этого срок - шесть лет, поэтому я не ручаюсь за стенографическую передачу этого рассказа, а только за сущность его.
Он дальше сказал, что вы знаете, кто с вами говорит, руководитель какого учреждения с вами говорит? Вы знаете, что я ответственен за политику партии и за жизнь крупнейших руководителей партии и правительства, а также за жизнь и деятельность Алексея Максимовича, а поэтому, раз это нужно в интересах Алексея Максимовича-устранить его сына, поэтому вы не должны останавливаться перед этой жертвой.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Так он мотивировал?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Так.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Вы считали?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Я ничего не считал. Он говорит, пока давайте оставим этот разговор, вы обдумайте дома, а через несколько дней я вызову вас.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Но что обдумать?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Согласиться или не согласиться.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Кроме того, но обдумайте еще что?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Как это выполнить. Он сказал: "Учтите, что не повиноваться мне вы не можете, вы от меня не уйдете. Раз я вам оказал в этом доверие, раз вам оказывается доверие в этом деле - вы это и должны ценить, и вы должны это выполнить. Вы никому не сможете об этом рассказать. Вам никто не поверит. Не вам, а мне поверят. Вы в этом не сомневайтесь, вы это сделайте. Вы обдумайте, как можете сделать, кого можете привлечь " к этому. Через несколько дней я вызову вас".
Он еще раз повторил, что невыполнение этого грозит гибелью и мне, и моей семье. Я считал, что у меня нет другого выхода, я должен ему покориться. Опять-таки, когда смотришь с перспективы, с сегодняшнего дня на 1932 г. , когда видишь, насколько мне, как беспартийному человеку, казался всемогущим Ягода, то, конечно, очень трудно было отвертеться от его угроз, от приказов его.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

А вы пробовали отвертеться?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Я пробовал в душе отвертеться.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

В душе, а отпора у вас не было?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Не было.

...


Рецензии
Мне нравится Ваша тематика!!!

Григорий Аванесов   02.09.2019 20:55     Заявить о нарушении