Как Сталин умерщвлял Горького-74

КАК СТАЛИН "УМЕРЩВЛЯЛ" ГОРЬКОГО, ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ РЕАБИЛИТИРОВАН ЯГОДА?



ИНТ. 8 МАРТА 1938 ГОДА. МОСКВА. ДОМ СОЮЗОВ. ЗАЛ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР. УТРО

КОМЕНДАНТ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ-ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР АРМВОЕНЮРИСТ-ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ УЛЬРИХ (1889), ЧЛЕН: ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР КОРВОЕНЮРИСТ-И. О. МАТУЛЕВИЧ (), ЧЛЕН: ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР ДИВВОЕНЮРИСТ Б. И. ИЕВЛЕВ (), СЕКРЕТАРЬ ВОЕННЫЙ ЮРИСТ 1-ГО РАНГА А А БАТНЕР (), ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ (), ЧЛЕН: МОСКОВСКОЙ КОЛЛЕГИИ ЗАЩИТНИКОВ И. Д. БРАУДЕ (), ЧЛЕН: МОСКОВСКОЙ КОЛЛЕГИИ ЗАЩИТНИКОВ Н. В. КОМОДОВ (), БУХАРИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1888), РЫКОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ (1881), ЯГОДА ГЕНРИХ ГРИГОРЬЕВИЧ (1891), КРЕСТИНСКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1883), РАКОВСКИЙ ХРИСТИАН ГЕОРГИЕВИЧ (1873), РОЗЕНГОЛЬЦ АРКАДИЙ ПАВЛОВИЧ (1889),  ИВАНОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (1893), ЧЕРНОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1891), ГРИНЬКО ГРИГОРИЙ ФЁДОРОВИЧ (1891), ЗЕЛЕНСКИЙ ИСААК АБРАМОВИЧ (1890), БЕССОНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1892),ИКРАМОВ АКМАЛЬ (1898), ХОДЖАЕВ ФАЙЗУЛЛЫ (1896), ШАРАНГОВИЧ ВАСИЛИЙ ФОМИЧ (1896), ЗУБАРЕВ ПРОКОПИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (1886), БУЛАНОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1895), ЛЕВИН  ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895), ПЛЕТНЁВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1872), КАЗАКОВ ИГНАТИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1891), МАКСИМОВ-ДИКОВСКИЙ ВЕНИАМИН АДАМОВИЧ (АБРАМОВИЧ 1900), КРЮЧКОВ ПЁТР ПЕТРОВИЧ (1889), ГОЛОС ДЕДА ОГАНЕСА

В просторном зале Военной Коллегии Верховного Суда Союза ССР проходит судебное заседание над большой группой последователей Троцкого.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Пробовали протестовать, сказать кому-нибудь об этом, сообщить?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Нет, я ничего не сделал, не попытался отвертеться. Я никому не сказал и принял решение. Приняв решение, приехал к нему. Ягода сказал мне: "Вам одному, вероятно, это трудно будет сделать. Кого вы думаете привлечь к этому делу? " Я ему ответил, что вообще ввести нового врача в дом Алексея Максимовича очень трудно, там этого не любили. Но есть один врач, который все-таки бывал у Максима Алексеевича во время одного из моих отпусков, это - доктор Виноградов А. И. из санчасти ОГПУ. Его хорошо знал Крючков. Виноградов был направлен им, если не ошибаюсь (Крючков был постоянным секретарем Алексея Максимовича). Я сказал, что его надо будет обязательно к этому делу привлечь. Затем я говорил, что если бы нужно было привлечь еще кого-нибудь из консультантов, то единственный консультант, который в этом доме бывал, это профессор Дмитрий Дмитриевич Плетнев. Я не указывал сейчас на него реально, а говорил, что если при такой болезни нужно было бы, чтобы кто-нибудь из консультантов был, то единственный человек, который мог бы туда приехать,-это Д. Д. Плетнев. Так шел 1933 год. Он меня торопил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Кто он?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Ягода. В это время возник у него новый замысел. При встречах Ягода часто спрашивал меня о состоянии здоровья Вячеслава Рудольфовича Менжинского, тогдашнего председателя ОГПУ, который тогда тяжело хворал. Ягода был заместителем председателя ОГПУ.
Нужно сказать, что Менжинский с первых лет революции был моим постоянным пациентом. В 1926 году у него был тяжелейший припадок грудной жабы.
С тех пор надорвалось его здоровье, он стал болеть. Я, как вообще всякий терапевт, в этом состоянии мало мог ему помочь и, как всегда в этих случаях бывает, начинают кидаться на чудеса. Одним из чудес тогда прозвучало такое средство профессора Шварцмана - миоль, которое он рекламировал, как спасительное средство от грудной жабы. Шварцман был вызван из Одессы и некоторое время он производил хорошее впечатление на Менжинского. Потом-разочарование в Шварцмане. Затем была другая реклама, начали шуметь вокруг Игнатия Николаевича Казакова, и тогда он (Менжинский) обратился к Казакову.
С 1932 года Вячеслав Рудольфович стал постоянным пациентом Казакова. Он сделался не только его постоянным пациентом, но и поддерживал его славу, но и был одним из небольшой группы крупных людей в то время, которым казалось, что он чрезвычайно им помогает. И этот шум вокруг Казакова, эти постоянные споры вокруг него в Москве привели к тому, что в Совнаркоме состоялось специальное заседание, посвященное вопросу о лечении методами Казакова, заседание, на котором присутствовал Менжинский и там поддерживал славу Казакова.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Заседания, которые были в правительственных учреждениях, никакого отношения не имеют к данному вопросу.

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Я говорю о заседании, на котором обсуждался вопрос о лизатах Казакова.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Расскажите, что же конкретно вам говорил Ягода о Менжинском?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

На этот вопрос я сразу ответил Ягоде...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

На какой вопрос?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Несколько раз он просто расспрашивал о состоянии здоровья Менжинского, а в октябре или ноябре он меня опять спросил, "как здоровье Менжинского?" Я сказал, что, по моим сведениям, очень плохо. Но он говорит: "Зачем же тянуть? Он обреченный человек". Он и считался тогда больным почти безнадежно в смысле восстановления работоспособности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Сказали ли вы Ягоде, что Менжинский может бороться за свою жизнь неопределенный срок?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Простите, я не расслышал вашего вопроса.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Я вас спрашиваю: на вопрос Ягоды о состоянии здоровья Менжинского, не сказали ли вы Ягоде, что Менжинский может бороться еще неопределенный период времени?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Да, конечно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

А что Ягода сказал в ответ на это?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

А он сказал, что "у меня есть сведения, что он живой труп".

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

А не сказал ли он иначе-"зачем это нужно"?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Сказал.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Не сказал ли он, что нужно это ускорить?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Да, сказал. Я к этому и иду. Я ему сказал тут того, что он с 1932 года является ревностным поклонником Казакова и если так вопрос стоит...

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Говорите откровеннее, не стесняйтесь.

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Я говорю откровенно.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Не говорил ли вам Ягода, что необходимо Менжинского?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Говорил.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

И вы тогда сказали, кого для этого нужно привлечь?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Доктора Казакова.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Вы вызывали Казакова для чего? Для лечения или умерщвления?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Для второго.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Почему именно Казакова?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Он лечил лизатами, а лизаты приготовлял Казаков у себя в лаборатории.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Значит, он мог приготовить все, что угодно?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Приготовить такие лизаты, которые бы не помогали, а вредили.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Это равносильно яду.

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ(1895)

Совершенно верно. Тут я сказал Ягоде: "Поскольку в курсе лечения бывают перерывы, паузы, а в период этих перерывов у Вячеслава Рудольфовича Менжинского, то я могу соединить лизаты с каким-либо сердечным лекарством, которое в комбинации с лизатами могло бы приносить вред".

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

Вы объяснили это Ягоде?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Да, Ягоде.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ-ПРОКУРОР СОЮЗА ССР АНДРЕЙ ЯНУАРЬЕВИЧ ВЫШИНСКИЙ

А Ягода что сказал?

ЛЕВИН ЛЕВ ГРИГОРЬЕВИЧ (1895)

Он сказал, что с Казаковым он поговорит и директиву даст. Когда я увиделся с Казаковым в конце 1933 года, я узнал, что его вызывал Ягода для беседы, он знает, что делать и со мною поговорит, как будут приготовляться лизаты. Меня он спросил, какие сердечные лекарства буду я предлагать во время моего посещения.

...


Рецензии
Отлично написано!!!

Григорий Аванесов   30.08.2019 22:36     Заявить о нарушении