Дроны

Перелет из родной Москвы в город на западном побережье Штатов  вещь не простая. Разница времени суток в 11 часов (тут они от нас точно отстают) преодолевается  трудно и длительно,  минимум дней за десять-двенадцать. По сути, днем ты во сне, мучительная слабость, голова не работает,  что называется, дремлешь на ходу. Называется это все это акклиматизация.
 
             Акклиматизация. Знакомство с дроном

Через  пару  дней после прилета из  Москвы  в  курортный  городок недалеко от пресловутой Санта Барбары,  куда по приезде нас с мужем отправили  отдыхать, гуляла я у океана, чтобы набрать десять тысяч шагов необходимых, по мнению здоровеньких японцев, для укрепления жизненных сил.  Иду, сплю на ходу, в полном спокойствии, никого не трогаю. Вдруг слышу, у моей головы жужжит  насекомое, противно, громко, судя по всему гигантский шершень. В моем спящем мозгу даже сомнения по этому поводу не возникло, хотя откуда тут около океана шершень? Тут и мух-то редко увидишь.
 
Помахала я энергично  руками вокруг головы –  Слава Тебе! - пролетел... Но вот опять летит,  жужжит надсадно,  вот-вот в волосы вцепится. Еще более темпераментно  замахала я руками.  Горожане, вышедшие  на берег созерцать закат, с удивлением смотрели уже не на заходящее солнце, а на прыгающую леди солидного возраста, страстно и в темпе размахивающую руками.
 
И вдруг - облегчение! Аллергики, покусанные не раз за свою жизнь осами и испытавшие  ужас ожидания отложенной на несколько минут смерти, поймут меня. Окончательно проснувшись,  уже наяву вижу. Прямо над моей головой, сверкая  то фиолетовыми, то красными огнями, летит превосходно выполненная  модель самолета. Так мне показалось.  Прожужжав  еще раз, «самолет» быстро скрылся за прибрежными домиками, нарисовавшись на фоне диска восходящей на востоке луны.
               
Однако возвращается. Приглядевшись, увидела в полумраке предполагаемого хозяина модели и решила подойти поближе, чтобы разглядеть это изящное чудо. Вот  модель неподвижно зависла над головой хозяина. Белое изящное тельце с четырьмя пропеллерами по краям «крыльев», на «носу» и «хвосте». Запрокинув голову и уже догадываясь, что это, смотрела я на белые сверкающие отточенные детали модели, делающие ее совершенно не похожей на игрушку. Мимоходом, в который раз удивилась  необычайной  любви  калифорнийцев  к белому цвету – такого количества белых авто и даже белых грузовиков  нет больше нигде!
 
Польщенный моим восхищенным вниманием  хозяин  пробормотал:
 - Дрон. Квадрокоптер. Назначение любое. Может быть боевой машиной.
Его подруга криво усмехнулась и тихо как сообщнице  сообщила:
- Новая игрушка.
Кажется, мы, женщины, все  одинаковы и любим воображать своих мужчин детьми.

Парень  держал в руках управляющую часть дрона, в точности как небольшой  ноутбук.  Дрон легко и быстро откликался на команды хозяина, менял высоту, рвался  вправо-влево,  исчезая из глаз  чуть ли не мгновенно. Самое интересно было следить за экраном. Пляж совсем в ином ракурсе,  а там, вдали виден кусочек легендарного 101 фривея* с мчащимися машинками,  единственной дороги между многими городами на тихоокеанском побережье.  Дрон рванул вниз. А вот и мы, в виде сверху.

Так вот он какой, дрон! Читала. Слышала. Даже от батюшки в нашей московской церкви, который рассказывал, что видел дрон, летающий во дворе церкви и неизвестно что там высматривающий.
 
- Наверное, конец света близок, потому что от них не может защититься никакое лицо, сколь бы высокое положение оно не занимало. Главное в этом деле разведка, - сказал батюшка, видимо подразумевая, что основное назначение дрона выследить и прикончить начальствующих, например, главу непокорного государства или главу наркокартеля.

Что поделаешь – иерархическое мышление. Убить главу и наступит хаос. С другой стороны, и правда – как защититься от этого?  Я смотрела в глазок камеры, установленной на тельце дрона впереди и, как мне  показалось,  хищно следившей  за нами.
Налюбовавшись и поблагодарив новых знакомцев, поплелась домой, прошла в спальню и, хотя время было всего около семи вечера,  даже не успев лечь, погрузилась в сон. Акклиматизация, однако.
 
                Цветной сон

Через какое-то время  я проснулась, так как по московскому времени давно полагалось вставать. Было совершенно темно. Вокруг  раздавались стоны, всхлипы и храп множества людей. От моей кожи знакомо пахло мятой, она лоснилась,  как будто  намазана жиром.  Далекий источник живого огня отсвечивал на ней. Что-то я пропустила с этой акклиматизацией. Что-то прошло мимо сознания.
 
Осторожно повернулась на спину и положила руку на грудь. Рука наткнулась на что-то жесткое. В мерцающем полумраке я довольно ясно увидела сплошь шитый бисером  нагрудник – пальцы нащупали  мелкие бусинки -   соединенный с короткой матерчатой юбкой. Мой ускх. По последней фиванской моде плечи и грудь полностью закрыты. Какой ускх? Какая фиванская мода?

В остальном тело было обнажено. И хорошо, потому что стояла удушливая жара. Приподнявшись, увидела, что свет идет от факела, воткнутого в расселину обширной пещеры, на полу которой там и сям лежали спящие мужчины, женщины и дети. Кое-где поблёскивал металл. Что мы тут делаем?

Рядом, раскачиваясь,  сидел старик, одетый в длинную юбку из прозрачной ткани поверх  набедренной повязки. Плечи его закрывала тонко выделанная  благоухающая шкура леопарда. Старший Жрец. Он сидел спиной ко мне, и шкура леопарда нежно касалась моих ног. Напротив него сидел мой муж, держа снятый парик с длинными шерстяными косичками в руках – жарко. Выглядел он  много моложе своих теперешних лет. Такой молодой, а уже старший художник Двора.
Какой еще двор? Мысли мои путались. Но я спокойна. Муж со мной и он внимательно слушает жреца и главного строителя Фив.

- Нам обязательно нужно осваивать новые изобретения. Если мы этого не сделаем, то такие набеги будут продолжаться. Орды пастухов-гиксосов  все время будут прорываться к нам на юг. Мало им того, что они уже более столетия живут в дельте и захватили весь Нижний Египет.  Эти проклятые дикари сначала вроде бы мирно обосновались на востоке дельты. Потом постепенно взяли в свои руки нашу торговлю, освоили нашу письменность, стали писцами, сборщиками налогов, проникли на государственные должности, в армию.
 
Когда наши вожди ослабели, а их вожди осмелели, гиксосы пошли на нас войной. Убивали, грабили, проявили неслыханную жестокость, разрушали храмы,  сжигали и разоряли города. Наконец, захватили столицу Нижнего Белого Египта  прекрасный Мемфис,  и их вождь сел там Фараоном. Нам же, египтянам, остался только Верхний Египет Красной короны. Наши фараоны  отстояли его от захватчиков с огромным трудом.
 
Вот уже 150 лет мы готовимся вернуться и отвоевать нашу страну до прекрасной дельты Великой Реки. Почему, ответь, так все случилось?

Муж, неуверенно, - наверное, из-за колесниц… и громадных гиксосских луков.
Подумав, -  и из-за крайней, животной жестокости гиксосов.  Они не чтут Богов. Они не хотят быть хорошими. Они хотят рабов, которые бы работали вместо них. И эти рабы - египтяне.

Да, конечно, - сказал жрец, - всё это правильно. Но ты забыл главное. В основе всего лежало новое колесо. Мы, египтяне, довольствовались  всегда простым круглым срезом дерева. Да, если его как следует сделать, то оно катится прекрасно. Очень удобно подкладывать такие сплошные колеса под тяжелые блоки камней при строительстве. Но, как ты понимаешь, такое колесо плохо подходит для военных колесниц.
Гиксосы  завоевали нас из-за этого нового колеса, легкого, удобного, которое дает высочайшую скорость, такую, что в несколько минут с горизонта их конница оказывается уже у нас перед глазами. Страшное изобретение. Пока мы его заметили, оценили значение, скопировали, пока освоили, пока построили армию по новому образцу, прошло время.
 
После гибели фараона Камоса в битве с гиксосами,  они снова  напали на нас, думают, что им нечего бояться. Загнали нас в эту пещеру. Ты видишь, тут есть даже люди Двора с семьями, не только мы с тобой! Но эти варвары ещё не  знают, что у нас есть  оснащенное по-новому войско, что наш  Великий Фараон  Яхмос, брат  Камоса,  уже идет на завоевание Нижнего Египта. Он восстановит нашу славу!

Муж согласно кивнул головой и улыбнулся. – Да, мудрейший.
Тут я, обрадованная,  тоже улыбнулась и ещё раз окончательно проснулась.
 
К чему бы такой странный, цветной сон? О, конечно, акклиматизация,  и нервная система перестраивается на новые циркадные ритмы. Затем решила - сон указал на необходимость понимать, что несет нам новое изобретение.

Действительно, каждое новое изобретение всегда имеет две стороны. Оно может быть использовано во вред и на пользу людям. Колесо, в том виде, как мы его знаем, со спицами и ободом, легкое и необычайно увеличившее скорость и удобство передвижения людей, это была настоящая техническая революция!
 
Помимо использования пресловутых колесниц в армиях, в дальнейшем колесо полностью изменило  тыл армии - организацию обозов, подвоз провизии, семьи смогли сопровождать бойцов. В конце концов, наряду с увеличением численности населения и глобальным похолоданием, это привело к эпохе великих переселений народов на просторах Евразии,  что совершенно изменило историю и демографию мира.

Колесо постепенно облегчило  повседневную  жизнь людей. Можно было возить людей и грузы, развивать торговлю,  путешествовать,  да мало ли для чего используется колесо!  Оно есть и в современных велосипедах, машинах, ему суждена была долгая и полезная жизнь.
 
Стала смотреть,  для чего применяются дроны. Что они могут изменить в нашей жизни?

       Для чего нужны дроны. Военных дел не касаемся

Вот короткая цитата из доклада на конференции 2015 года в США, посвященной дронам:
«Современные дроны,  напугали секретную службу США, почти добравшись до официальной резиденции Барака Обамы.  Небольшой дрон врезался в дерево рядом с резиденцией президента США: система, предназначенная для обнаружения летающих объектов, его не заметила. Он принадлежал одному из сотрудников правительства США. Владелец развлекался, запуская аппарат в три часа ночи, но потом потерял с ним связь. Офицер секретной службы, отвечающий за южную часть территории возле Белого дома, «слышал и наблюдал» дрон, однако ни он, ни его коллеги не смогли его сбить.»

Прямо-таки подтверждение слов нашего батюшки, правда,  здесь не выглядит всё так трагически, как ожидалось. Однако, угрозы, которые дроны  могут представлять собой для государственных учреждений и важнейших объектов инфраструктуры,  являются вполне реальными. К устройству, такому же, как врезавшееся в дерево рядом с Белым домом, прикрепляли  килограмм «взрывчатки», показывая  насколько просто использовать его для химических и биологических атак. Некоторые дроны берут на борт до десяти килограмм груза! Ясно, какие возможности это даёт для террористов.

Замечу, что речь идет только о небольших  устройствах, весом от 250 грамм до 30 килограмм,  которые разработаны для развлечения или любительской съемки и продаются в Интернет-магазинах по всему миру. Более серьезные дроны специального назначения – промышленные и военные. Они, конечно, не столь доступны.
 
Есть  три основных сценария полезного использования небольших общедоступных дронов. Первый и основной на сегодняшний день — это наблюдение за промышленными, сельскохозяйственными, инфраструктурными, научными, спортивными и другими объектами и фото-видеосъемка.
 
Второй — доставка небольших грузов. Хотя есть технологические и законодательные  ограничения, доставка товаров дронами  достаточно широко применяется и не только в мультфильмах.  Тут  дроны  уже активно используются самым неожиданным образом.  Ещё четыре года назад на парковку супермаркета в городе Тихуана, недалеко от американо-мексиканской границы, грохнулся неисправный дрон, перевозивший 2,7 кг серьёзного наркотика. Так полицейские впервые  узнали - дроны используются для  перевозки наркотиков.  Картели идут в ногу со временем.

Третий сценарий – использование  для рекламы и зрелищ. Прекрасный пример – шоу дронов на зимней Олимпиаде 2018.
 
Все сценарии, с одной стороны, имеют широкие  возможности, с другой — таят немалые потенциальные опасности:  терроризм,  контрабанда,  вторжение в частную жизнь, шпионаж. Тем более, что сейчас есть пластиковые дроны, невидимые для радаров - идеальное средство для слежки и злоумышления любого рода. Да и без особого злоумышления проблем хватает, так как запуск дронов может представлять опасность для воздушных судов, а неисправный или сбитый дрон весом  10-20 килограмм, падающий на головы публике, это серьезно!

Тот дрон, что я видела на пляже, может поднимать до нескольких килограмм  веса, находиться в автономном полете до 45 минут и пролетать значительные расстояния со скоростью до 60 км/час. До недавнего времени можно было обогатиться, перевозя  наркотики через южную границу США.  Теперь, когда жители Калифорнии во время местных выборов, совпавших по времени с выборами президента Трампа, дружно проголосовали за легализацию применения канабиса*, естественно в лечебных целях, актуальность такого применения, видимо, заметно упадёт.
 
Новые способы использования  дронов  появляются чуть ли не каждый день. Их применяют для доставки посылок, еды и крови для переливания,  для поиска мин, борьбы с пожарами, поиска пропавших в результате природных катаклизмов людей. В сельском хозяйстве  дроны используются  для распыления пестицидов, анализа состава почв, поиска вредителей... Археологи используют дроны для поиска древних поселений.
 
У нас в России придумали использовать дроны для того, чтобы ловить собственников на незаконном расширении земельных участков или на самозахвате земельных наделов, что, видимо, активно происходило в 90-е годы. Уже издан такой закон. В нем специально оговаривается применение дронов, так как они позволяют практически бесплатно  получать снимки любой, даже труднодоступной местности.

Будущее дронов  сегодня зависит от регулирующих органов. Здесь всё достаточно сложно. С одной стороны, стараются не создавать  барьеров  для применения  дронов в мирных целях, с другой,  настоятельно требуется в целях безопасности упорядочить их приложение, так как практически невозможно  создать такие правила, которые  помешали бы использованию дронов  злоумышленниками.
 
               Правила использования дронов

Что сделано для нашей с вами безопасности на сегодня?
Европейское аэрокосмическое агентство  предписывает не летать на дронах  ближе 50 метров от людей, транспортных средств и зданий, а также над ними. Также в Европе нельзя летать выше 150 метров. Лицензия пилота нужна только для тяжелых дронов,  весом свыше 25 кг.  Все, что легче 250 грамм и не быстрее 15 м/с , может летать без ограничений.

В США действуют следующие правила:  нельзя летать выше 400 футов (122 метров), расстояние до ближайшего объекта  должно быть не менее 500 футов по вертикали и 2000 по горизонтали.  В начале эры дронов пытались  регулировать таким простым правилом: летать можно только в пределах видимости его хозяином. Теперь требуется  лицензия  на пилотирование  любого серьезного дрона, кроме детских игрушек. Запрещены полеты в темное время суток за исключением случаев, когда дрон имеет  габаритные огни, видимые не менее чем за 3 мили. При нанесении телесных повреждений или материального ущерба на сумму более 500 долларов пилот обязан сообщить об авиа инциденте  в  федеральный авиационный  орган.

В России на сегодняшний день  дроны массой от 250 г до 30 кг нужно регистрировать  и помечать специальными  метками, видимыми с земли на расстоянии в 300 метров.  Дроны массой свыше 30 кг регистрируются как полноценные воздушные суда. Для управления дроном  нужна лицензия, правда,  до недавнего времени было не очень понятно, где и как её получить. В 2019 году было много разъяснений и публикаций по этому поводу, в том числе в Интернете, так что вопрос можно при необходимости изучить. Перед полетом нужно получить разрешение на использование воздушного пространства в Росавиации. Наш закон очень строг. Другое дело, что в России строгость закона компенсируется  сами знаете чем.

Дроны, наряду с вертолётами, в последнее время громко жужжали  над нашей головой. В том числе и дрон моего случайного пляжного знакомого. Любительские  дроны  активно работают и работали во время кошмарных калифорнийских природных  пожаров  последних лет.  Дроны разыскивали  источники огня во время возникновения пожаров,  пропавших людей во время схода  последующих за пожаром гибельных селей, помогали в починке линий электропередач, наблюдали за нефтяными скважинами, оказавшимися в периметре пожара.  Как видим, в чрезвычайных ситуациях польза огромна.
 
Использовались ли дроны  при тушении пожаров этого года в Сибири? Таких материалов найти не удалось.

                Что дальше?

Все известные направления, конечно, будут развиваться. В дронах  отрабатываются  принципы  летательных аппаратов  будущего. Программы управления уже проходят параллельные  испытания  на наземных авто. И, может быть, мы скоро увидим летающие по выверенным  трассам программно-управляемые дешевые  такси. Никаких пробок на дорогах, а личные машины для отдыха и удовольствия.
 
Пока не появится что-нибудь новенькое. Лично мне очень нравится проект программно-управляемых вакуумно-гравитационных  поездов. В перспективе это позволит сэкономить колоссальные средства, и мы перестанем изводить  атмосферу. Большинство авиа, железнодорожных и автомобильных перевозок по суше будут заменены на более  дешевые (в разы!) и экологически чистые, оставив за авиацией  только самые дальние перелёты.
 
Всё это, конечно, «носится в воздухе». Я даже знаю парня, который эти и подобные идеи превращал  в подробные проекты ещё двадцать лет назад, и не было ему большего удовольствия, чем рассказывать об этом. Большинство коллег считало его в меру безумным мечтателем.

Фото дрона справа взято из Интернета. На другом фото, сделанном поздним вечером на смартфон, слева смутно виден хозяин дрона, сам дрон на фоне луны не получился.
                2019 г.
 


Рецензии
Просто вещий сон!
Столько интересного Вы нам так
увлеченно и вдохновенно рассказали.
Новых Вам, Галина, снов, рождающих
замечательные сюжеты.И путешествий!
С теплом и искренней симпатией-

Галина Преториус   03.11.2019 00:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за Ваш лестный отзыв.
Буду стараться. Со снами хуже - по заказу
не получаются. У одного моего знакомого, поэта Михаила Сухотина
есть в его ФейсБуке целый цикл - сны! Вот бы так видеть
и так писать!

Галина Слепова   05.11.2019 06:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.