Раздел 6. География порождает культуру, историю

Культура — это все, что создано человечеством. При всем многообразии определений, в которых выделяется какая-то одна сторона культуры, в целом можно выделить главное: культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Ю.Н. Гладкий дает обоснование, что «географическая наука – это уникальная матрица, устанавливающая сложнейшие механизмы пространственной коммуникации и корреляции между естественной и "очеловеченной» природой" [5, С. 87, 94]. Геопространство тогда скорее будет „месторазвитием" различных видов общественной  деятельности,  равно как  и  природных  процессов,  придавая им специфические, «геопространственные формы».

Х. Барроуз призывал к тому, чтобы природные условия следует изучать лишь, с точки зрения, и в связи их человеком, что собственно подразделяет саму среду на естественную (область стихийных бессознательных сил, по Ф.Энгельсу), и антропогенно-измененую или «очеловеченную».

Очевидно тогда кодированную в геноме человека биологическую информацию можно сравнивать с книгой или же с видео - как и звукозаписью, в которой закодировано нечто, воспроизводимое внешним устройством: и некое невообразимое по сложности и масштабам устройство позволяет считывать и перезаписывать всю генетическую информацию у живого, включая и человека, и наоборот, прочитывая при определенных условиях геном человека можно понять все о состоявшихся уже процессах в окружающей человека среды.

География как система знаний позволяет, способна наглядным образом связывать результаты труда человека, природную среду, экономические и социальные интересы общества, дает представление «неочевидного» через свое выражение и опредмечивание физического мира, и в то же время...

Географический код строится как система смыслоразличительных признаков, взятых на определённом макро- или микроскопическом уровне коммуникативных конвенций и отношений, обязательно связанных с человеческим оперированием в любом пространственно-временном континууме, результатом которых являются многоуровневые изменения в сложных нелинейных системах [15]. Как это бывает в жизни?
 
Л.Н. Гумилев максимально популяризовал понятие этноса, связав его с географией, историей и психологией, им показывается на множестве увлекательнейших примеров историческая и культурная специфика этногенеза,  рождения и смерти групп людей как должное по мере наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Добавим еще, что география, наряду с математикой, историей, философией, - древнейшая наука, имеющая свои «корни» в античности, но как и история, география в отличии от математики и философии, направлена на фиксацию индивидуальных явлений, событий, обстоятельств на поверхности планеты.

В  сопоставлении таких феноменов нельзя опираться на линейную логику и иерархичность, по своей сути, это иногда и пересекающиеся, частично перекрывающиеся, фрагментарно объединяющиеся, но не соподчиненные проекции человеческого стремления упорядочивать и классифицировать.

Это многомерные и разнообразные процессы постоянно функционируют в пространстве и времени, и непрерывно записываются и переписываются каждым из людей, часть из них постепенно составляет то, что называется культурным пространством, имеющим множество проекций (Бочарников - человек в реальности проекций).

Есть конечно еще и иные социальные объединения - нации, классы, государства, народы, как и более "вписанные" в материальное планеты биологические группы - популяции, расы, народности, племена, род, семья. Сложность состоит в том, что практически невозможно показать то обстоятельство, что этнос, какими мы бы не были условия его возникновения и утверждения, постепенно превращается в живое внутреннее единство, которое поддерживается единством исторической памяти.

Глобальная идея устойчивого развития в своей основе предполагает дальнейшее существование человечества и слагающих его этнических образований (этносов, суперэтносов, субэтносов) в режиме сбалансированного использования территории и естественных ресурсов, ограниченного определенными параметрами, которые будут обеспечивать постоянное функционирование природных средо- и ресурсообразующих процессов, благоприятных для жизни человека в рамках определенного гомеостатического коридора [1].

Это собственно и объясняет то огромное "разночтение" представлений об этносе, о стремлении ниспровергнуть, уточнить, конкретизировать, объединять или разъединять данное понятие. Очевидно, что более понятный вариант будет возможен показывать данные сливающиеся наши задачи через исторические судьбы и жизненную очевидность настоящего этносов, но для "больших народов" необходимую для народа функцию- проживания, поддержания и заботы о конкретной территории выделить бывает достаточно трудно.

Этимологически термин «Глобализация» связан с латинским термином «глобус» в его образном отображении образных понятий "Земля", "Земной шар", "Планета", что привносит и означает - общепланетарный характер тех или иных процессов как естественного, природного, так и социального, культурного, гуманитарного, информационного, технологического и т.п. характера.

Глобализация поставила в острой форме проблему измерения рисков человеческой деятельности, выраженных через количественную меру как вероятность, возможность наступления нежелательных событий, опасностей.

С этих позиций, глобализация не является абсолютно новым, характерным лишь для текущего периода (человечество всегда использовало земные ресурсы себе на пользу), и здесь следует подчеркнуть, что сам теперешний феномен глобализации состоит в коренном изменении "пространственных" или "космических договоренностей" человечества с окружающей нас природной средой, что не дает возможности обеспечить даже слабый уровень предсказуемости последствий изменения самого человека, всех социальных общностей и культурной среды жизнедеятельности человечества.

Тема несовместимости и враждебности человека к природному окружению проходит "красной нитью" через всю историю человечества. Вся история человечества показывает, что гармоничное сосуществование человека и природы не существовало никогда. Л.Н. Гумилев связывал это с наличием и воздействием пассионариев, хотя их присутствие равнозначно было критичным для изменения судеб людей, воздействия на природу и политику.

В зоне влияния пассионария всегда действовал мощный энергетический суммарный потенциал взаимодействия конкретного этноса, впрочем и наоборот, появляющиеся из «закромов Вселенной» запасы энергии взывали к переменам, тогда и появлялись пассионарии.

В последние века прежняя модель космических договорённостей между конкретными этносами и пространством уходит в прошлое, меняется полностью энерго-информационная среда планеты, чему крайние полвека способствует проблема глобализации и примат геоэкономических интересов.

Ныне в современном гуманитарном знании термин "цивилизация" является одним из наиболее популярных, имеющий в этой связи исключительную многозначность и обеспечивающий передачу огромного разнообразия процессов, характеристик, функций и аспектов многих сторон социальной картины мира. Что же означает для судьбы человека цивилизация как приспособление, чуждое рациональности и логике природы, холодной отстраненности Космоса? Чем и сколько заплатит человек за свое желание жить комфортно?

Научных способов сопоставить и понять все происходящее в масштабах планеты у человечества пока еще не имеется.


Рецензии