Коллекция картин Лидии Руслановой

     Стала большим сюрпризом для могилевчан  выставка картин из коллекции Лидии Руслановой в музее В.К. Бялыницкого-Бирули, в которой были собраны лучшие образцы русской школы живописи. Той самой коллекции, лишь часть которой вернулась к певице после ее освобождения и реабилитации в 1953 году. На открытии выставки 23 августа 2019 года захватывающую экскурсию провела директор музея С.В. Строгина, с любовью рассказывая не только историю каждой картины, но и о судьбе великой русской певицы. Во многом судьба и самой певицы, и ее коллекции удивительна и трагична.   
     Лидия Русланова (настоящее имя - Прасковья Лейкина) - из бедной семьи староверов на Саратовщине. Девочка росла без родителей - отец не вернулся с русско-японской войны, а мать надорвалась на кирпичном заводе. Прасковья окончила всего четыре класса церковно-приходской школы. Ее заработком с детства стало пение: сначала на паперти, потом в церковном хоре и даже в Саратовской консерватории. В 1917-м состоялся ее первый концерт. Всю Гражданскую войну она выступала с народными песнями в частях Красной армии - и уже в своем образе: панёва (юбка), телогрейка, лапти, цветастый платок. А дальше ее слава только росла - радио и грамзапись сделали ее голос узнаваемым по всему СССР.
     Собирать произведения искусства и старые книги она начала давно, еще в годы гражданской войны, когда была молодой исполнительницей русских народных песен и романсов. Росли слава певицы и ее гонорары. В предвоенные годы Лидия Русланова стала мегазвездой советской эстрады. Огромными тиражами выходили пластинки с ее песнями, под концерты отдавались лучшие залы, голос ее постоянно звучал на радио. Третий брак в 1930 году с известным в те времена конферансье Михаилом Гаркави, знатоком живописи, страсть Руслановой к коллекционированию сделал почти профессиональным. Именно в предвоенные годы певицей было собрано все самое ценное и лучшее. Она посещала выставки, знакомилась с биографиями художников, покупала их альбомы. Русланова вдохновлялась бытом, пейзажами - так у нее открывалось дыхание на широкую русскую песню. Она и сама любила подсмотреть себе костюмы в портретах. В ее коллекции немало женских портретов: дворянок, купчих, простых деревенских баб. Это помогало создавать образы для выступлений и с народными песнями, и с романсами. У нее выработалось чутье на подлинник, хотя нередко певица выбирала картину потому, что она ей нравилась или что-то напоминала. Естественно, ей помогали, консультировали, советовали как известные художники реставраторы, так и сотрудники музеев.  Ее огромная квартира в Лаврушинском переулке (рядом с «Третьяковкой») была заполнена картинами и произведениями искусства как настоящий музей.
     В годы войны Лидия Русланова дала превеликое множество концертов в составе фронтовых бригад. За ее деньги для фронта были приобретены две батареи «катюш». Она выступала на всех фронтах, пела свои знаменитые «Валенки» у стен Рейхстага, оставив на нем свой автограф. Приказом маршала Жукова была награждена орденом «Отечественной войны».Но в 1948 году Русланову арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и мародерстве по так называемому «трофейному делу» вместе с ее четвертым мужем. Генерал Владимир Крюков получил 25 лет, а Лидия Русланова 10 лет лагерей. Все деньги и имущество конфисковали. При аресте у нее было 132 картины, в числе которых были: картины Константина Маковского, Бориса Кустодиева и Ивана Шишкина, Ильи Репина и Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Филиппа Малявина, а также полотна Врубеля, Верещагина, Сурикова, Васнецова, Федотова, Тропинина, Левитана, Крамского, Брюллова... Часть картин в 1949 году поступила в Государственную закупочную комиссию и затем была распределена между музеями.
     В 1954 году после возвращения из лагерей Руслановой вернули из Государственной Третьяковской галереи 103 картины, так как певица  записывала все свои покупки и смогла сохранить все подтверждающие эти приобретения документы. Несколько работ Репина, Рокотова, Федотова, Серебряковой, Васнецова она продала в фонды Третьяковской галереи по просьбе ее руководства. Когда Лидия Русланова вернулась в Москву после освобождения, страсть к коллекционированию пропала.   
Русланова начала распродавать свое собрание. Но первые полотна из него Государственная Картинная галерея (так назывался Национальный художественный музей до 1957-го) приобрела еще во время ее заключения - в 1950-м. Впоследствии было приобретено много картин благодаря дружбе Елены Аладовой, директора белорусской галереи, с Лидией Руслановой, хотя изначально их отношения подразумевали исключительно деловой формат.  В Минске оказалась треть коллекции Руслановой - 43 картины. Конечно, это осколки некогда блистательного собрания, но какие!  В первую очередь Аладова приобретала произведения русских живописцев, которые либо бывали в Беларуси, либо являлись уроженцами этих мест. В числе первых картин  был приобретен блистательный портрет графа Матвея Виельгорского, работу Карла Брюллова, на которую когда–то любовался Пушкин. И сразу же вслед за ним - портрет Федора Толстого кисти Сергея Зарянко, уроженца Могилевской губернии.
     Когда в 1960-х Русланова приезжала с концертами, она всегда приходила в экспозицию русской живописи нашего музея, спрашивала: «Как там мои детки поживают, как вы их разместили?» Елена Аладова, зная о ее приезде, выставляла побольше картин, чтобы порадовать певицу. Это ведь была встреча с картинами из ее дома.
     В Могилевском музее экспонируются 18 картин русских живописцев, знакомство с которыми происходит под звучание песен Лидии Руслановой, поистине  царицы народной песни и невольно кажется начинаешь ощущать ее присутствие в залах музея.


Рецензии