Литературная Система 3. 6. Антитеза

Антитеза.
Или противопоставление. В художественной литературе – стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления. Данный приём уже не считаю главным, только второстепенным. Однако, приём однозначно имеет право на существование.

Случайно получится вряд ли, но специально вставить стоит. Задача антитезы – усилить эмоциональную вовлечённость читателя. Державин тут отжёг, пожалуй, лучше всех: Например: "Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог". Начинаешь задумываться над самомнением и самокритичностью автора. Сам автор того и добивается.
Ещё раз цель – вызвать сильную эмоцию, вовлечь в чтение – вот задача антитезы (как, впрочем, и большинства художественных форм).
Пушкин тоже не лыком шит :)) :
Они сошлись. Вода и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
Неплохая картинка сразу появилась по поводу Онегина и Ленского.
Самые примеры распространённые, никого ими не удивишь.

Теперь вопрос интересней – когда применять антитезу и как научиться её грамотно применять. Моё мнение – в романе или повести что-то антитезистое должно быть точно. Хотя и в рассказах она тоже явно не повредит. Вот варианты, где можно применять антитезу:
1. Антитеза в описаниях. Описываем два резко контрастирующих места параллельно или одно за другим. Тем самым создаём у читателя ощущение величины и разнообразия придуманного нами мира. Фантастике однозначно показано. Пример: цикл «Орден Манускрипта» Теда Уильямса – все главы буквально построены на антитезе! В начале – тёплый Наббан (страна там такая), а потом сразу – ледяные склоны Минтахока (а это гора).
2. Антитеза во флешбэках. Показываем что-то или кого-то, а потом – показываем прошлое этого же самого. Например – герой путешествует и доходит до руин большого города и мы делаем флешбэк – показываем каким город был красивым и процветающим 300 лет назад. Читатель, разумеется, задаётся вопросом – что же случилось с этим чудесным городом за 300 лет?
3. Антитеза в героях. Берём характер и делаем его противоположность. Пусть это будет друг или враг. За счёт этого добиваемся уверенности в том, что наши герои уж точно не похожи один на другого. Следить за такими героями будет интересней.
4. Антитеза в названии. Цель у неё та же, что и обычно. Касательно названия это превращается в некую рекламную функцию. Интригуем читателя, в общем. Так, какие у нас примеры классические? :
«Горячий Снег»
«Мертвые души».
Любили классики этот приём, в общем. Хотя, тут уже не совсем антитеза – оксюморон.
5. Антитеза на будущее. В повествовании указывается нынешнее состояние героя или объекта и пишется – каким он станет через какое-то время. Рискованно, т.к. читательский интерес держится на вопросе – «Что будет дальше?». А тут мы как бы отвечаем на него частично. Однако ж, можно.
Интернационал не читал, однако из него: «кто был никем, тот станет всем!». Скорее применимо в рекламных текстах такое дело. Там людям действительно нужно рассказывать, как им будет хорошо, когда они купят рекламируемый продукт или услугу :)
Но и в литературе можно пользовать. Даже пословицы и поговорки есть на тему: «Тише едешь – дальше будешь».
6. Антитеза в описании состояния героя. Когда нужно показать двойственность состояния. Например у влюблённого – он то летит на клыльях любви, то падает в чёрную бездну отчаяния :) . Тьфу, от шаблонности фразы аж самому противно стало (потому и посарказничал со словом клылья). Однако ж, суть Вы поняли. Описать нужно грамотно, чтоб читатель проникся.
Ещё подвариант – показываем желания героя и описываем его жестокую реальность. За счёт антитезы задаём хороший мотив действиям героя. Он хочет чтоб было всё так хорошо, а у него всё так хреново… вот он и начинает конкретно суетиться.
7. Противопоставление внешнего облика чего-либо и его реальной сути. Показываем как выглядит мир шоу-бизнеса снаружи и какая грязь там внутри. Вызываем сильные эмоции. Даже в поговорках это есть: , «Велик телом, да мал делом», «Длинна коса, да ум короток». Ну, как-то так.

Как научиться применять? Да очень просто! Написали текст (например, главу). Посмотрели на неё и подумали – где нужно дополнительно подогреть читательский интерес. Где тускловато, скучновато становится по тексту? Где описание затянули или плохо замотивировали поступки героя? Тут не обязательно именно антитезу вставлять, конечно. Такие места в тексте – кандидаты на применение всех возможных литприёмов. Однако, теперь в арсенале есть антитеза и мы можем применить именно её. Применили один из вышеописанных вариантов, снова глянули на текст. Ну что – стало лучше в этом месте? Если считаете, что да – супер, пишите дальше. Если лучше не стало или стало ещё хуже – значит плохо применили антитезу или вообще здесь её не стоит делать. Либо переписываем, либо – ищем и применяем другой литприём.
Вот такие примеры и применение антитез знаю я. Возможно, это не полный список, однако, я полагаю, что предмет разобран достаточно подробно и более-менее становится ясно – когда и как применять этот литприём. Вещь действительно полезная, показанная к применению практически в любом художественном тексте. Конечно, можно обойтись и без антитезы, но 99% случаев при правильном применении она делает текст только лучше.


Рецензии