Последний шанс

   Никто уже не мог вспомнить, когда и откуда появился этот человек в садовом обществе «Энергетик». Местные владельцы участков давно распродали их денежным москвичам, а те приняли Ивана Михайлович (так звали этого человека), как необходимую составляющую общей садовой собственности. Он  жил  летом и зимой в своём домике на заброшенном участке, числился охранником, у него всегда обитали 2 собаки, типа сторожевых. В летний сезон он строил, ремонтировал, копал, косил, т.е. обслуживал отдыхающих владельцев участков с большим старанием и качеством.  Его ценили и без его консультации,  совета ничего не предпринималось. И вот однажды я оказался с ним  в паре при строительстве крыши, как уже опытный шабашник. Работа на крыше в одиночку -большой риск и неудобство, а тут я и подвернулся под руку. Работали несколько дней до темноты (стоял август месяц и день существенно сократился), так что ужинали у костра, не спеша с чувством и расстановкой, а в последний вечер и чекушкой, отмечая  завершение работы. От костра исходило живое тепло, сверху раскинулось звёздное августовское небо. Принятые 200 гр водки с добротной закуской располагали к душевной беседе.
И хотя вопросов я собственно не задавал, Иван Михайлович поведал про свою жизнь, видно захотелось ему это выговорить, чтобы выслушали и подивились тому, что он пережил и носил в себе.
- А знаешь, я видно, отношусь к той категории людей, у которых жизнь не заладилась с самого начала, которые всегда оказываются не там и в не то время, - начал он свой монолог. Осиротел рано, не было и 7 лет, родители погибли в авто аварии. Взял меня к себе родной дядька – не голодал и на том спасибо. У него своих трое было… Тянул лямку и пил «горькую». Жена болезненная, больше на бюллетени, чем на работе, но в детдом не сдали и на том второе спасибо. И как всегда бывает в таких случаях, учился я «через пень колоду», спасибо всё же дядьке, научил руками мастерить, строгать, пилить и на том третье спасибо, царствие ему небесное, допился до смерти. Поступил в училище на слесаря, да и то не доучился. Оказался как-то не в том месте и  не в то время. Во время драки, которые были не редки между улицами или частями города,  покалечили  парнишку из соседнего квартала, все разбежались и на меня, который не успел убежать, всё и свалили, заступиться было некому. Так я и познал криминальную сторону бытия, будь она не ладна. После третьей ходки в возрасте 40 лет вышел на свободу, а страны уже не было, как говорится, «беспредел» полный. И вот, как витязь на пересечении дорог-путей жизненных сел и крепко задумался… водку я не переваривал, может это и спасало меня от окончательного падения. Да и насмотрелся в детстве на дядькины художества и мучения, до сих пор позволяю себе чекушку-другую только в исключительных случаях. Огляделся вокруг и задал риторический вопрос : кто я, где я и куда же дальше? Ни семьи, ни дома, ни образования, ни тем более работы. Кличка, как у собаки, «Штырёк», позади не- законченное училище да 12 лет криминального стажа. Вообщем, готовый бомж. И вот ужаснулся я капитально- чувство окончательно отставшего от поезда пассажира без денег и документов. И вот, когда я почти смирился со званием «бомж», случайно узнал, а может и не случайно, что можно неплохо зарабатывать на садовых участках  москвичей,  благо сезон только начинался, да и руки у меня были куда надо пришиты. Пришёл наугад в садовое общество «Энергетик» и в первый же день уже перекапывал участок москвича. Это был, как спасательный круг, последний шанс, предоставленный Небесной канцелярией, чтобы остаться на плаву. На первые заработанные таким образом деньги купил приличную одежонку, элементарный инструмент: топор, пилу, молоток. Нашёлся и кров,  где можно было перекантоваться в летние месяцы, - лачугу заброшенного кем-то участка. И работа, как говорится, попёрла лавиной. Покрыть крышу, установить забор, сколотить сарай. Через пару месяцев я уже  плотничал – срубил баньку заказчику и … даже начал капитальную стройку – дачу с нулевого цикла, фундамента. К зиме работал как-то у богатенького москвича, старался изо всех  сил  и навыков, завершал строительство. И когда всё было сдано под ключ, он, узнав в какой лачуге я приютился, предложил мне перезимовать в его новых хоромах в качестве сторожа. И раза 3-4 за зиму наладить баньку, шашлыки к его выезду на дачу с друзьями и семьёй. Платил неплохо, и после гуляний вся закуска и выпивка оставалась мне. Так что перезимовал я по-барски в тепле и сытости. И с самого начала, помня про последний шанс, не присвоил ни гвоздика, а всё накопившееся  спиртное передал хозяину, чем немало его удивил. В начале следующего летнего сезона на общем собрании дачников я уже официально был оформлен охранником «Энергетика». Общество узаконило мой брошенный участок, тем более, он и находился вблизи входных ворот. Работы было невпроворот, и я старался как мог, иногда не хватало и светового дня, но… установил жёсткую планку – никакой халтуры и обмана. Действовал синдром последнего шанса. Один день недели - выходной – это для общества, а сам выходной уходил на собственную стройку. К концу второго сезона отстроил домик-теремок, баньку-сауну, беседку, сарай, пробурил скважину, соорудил шикарный парник-оранжерею. Делал всё основательно, продуманно и получилось всё, как в рекламе. Многие дачники заказывали именно такие сооружения, не похожие на скучные стандартные. Для лучшего несения сторожевой службы завёл двух собак-овчарок и дачники забыли про «скворечников». А знаешь, что меня проняло до слёз, зрелого мужика тёртого и битого жизнью. Нет, не то, что я смог воспользоваться отпущенным, может быть, последним шансом, а просто, когда меня «Штырька» вдруг назвали по имени, отчеству Иван Михайлович;  я проплакал всю ночь, как девица не целованная. Вот тогда-то я и дал себе обет по всем заповедям.
Иван Михайлович остановил свой рассказ-исповедь.
При отблесках костра было видно, как увлажнились его глаза. Он продолжил свой диалог:
 - Ко мне начали приходить люди и спрашивать совета не только по стройке, но и по жизни вообще. Да… чудеса да и только. Иногда смотрю на себя как бы со стороны и  благодарю Господа, что дал мне последний шанс и силы воспользоваться им…
На этом историю о человеке, сумевшем найти себя, заставившем назвать себя уважительно по имени отчеству, можно было и закончить, если бы она не продолжилась в  ещё более невероятном исполнении.
После наших посиделок у костра прошёл год или два. Иван Михайлович вдруг куда-то пропал, обычно он брал поздней осенью что-то вроде отпуска и уезжал в город, поговаривали к родственнику, хотя у него его и не было, вероятно. Как оказалось позднее, действительно, у него в городе был «кореш» по прошлой жизни и он у него проводил свой отпуск. Но без дела не сидел – набирал по помойкам разную аппаратуру (телевизоры, приёмники, кухонные приборы и т.д.), которые чинил зимними вечерами. Руки и мозги требовали работы. А в этот раз прошёл отпуск, а его всё не было… Уж не случилось что с ним, может в больнице, а может уже нет нашего Ивана Михайловича и на белом свете, на дворе середина девяностых – жизнь копейка. Прошла зима, что удивительно, его собаки несли  по-прежнему свою сторожевую службы и кормились сердобольными дачниками, которые наведывались, благо дорога очищалась от снега. Наступил май месяц, и вот, когда решили, что Иван Михайлович сгинул,  на майские праздники в ворота «Энергетика» вкатил «Мерин» и остановился у ворот участка Ивана Михайловича.  Из салона выбралась дородная нарядная дама и … не менее нарядный Иван Михайлович. Походили по участку, осмотрели постройки, дама уехала, а Иван Михайлович поспешил в правление для объяснений.   Долго не могли поверить  в  случившиеся. А случилось вот что. В тот судьбоносный день ему везло, на контейнерной мусорной площадке он подобрал телевизор аккуратно поставленный у забора с запиской: - включай и смотри. В контейнер кто-то выбросил кухонный комбайн, приличный с виду… И вот, когда Иван Михайлович перегнулся через бортик крайнего контейнера, чтобы достать прибор на площадку, вошла дородная дама с мусорным пакетом. Её, как видно, поразило несоответствие прилично одетого и презентабельно выглядевшего мужчину и мусорного контейнера, куда он полез. У ней невольно вырвалось:
- Мужчина, вы что, безработный?
- И беспаспортный тоже, - шутливо ответил Иван Михайлович.
- И что же, вот так по помойкам и промышляете, не поверю?
- И правильно рассуждаете, строю дачи, а здесь, вон видите, почти новый кухонный комбайн выкинули, а я подремонтирую, как новый будет.
 - А квартиру слабо, на уровне евро-ремонта?
 - Могу и квартиру.
 - Послушайте, я серьёзно предлагаю работу, деньгами не обижу, - предложила женщина.
- И я серьёзно… согласен.
Так Иван Михайлович наскочил на внеплановый калым, который был весьма кстати, так как строительный сезон в полях закончился, а отпуск только начинался.  Как оказалось, Людмила Ивановна (так звали хозяйку) была довольно обеспеченной женщиной и имела собственный магазин. Мужа у неё не было, в разводе, а сын уже взрослый, учился в столице в престижном институте. Так началась для Ивана Михайловича интенсивная работа, Людмила Ивановна только материалы подвозить успевала, присматривалась первое время к строителю и с удивлением открывала в нём всё новые удивительные  нюансы. Оказалось он не курит и не пьёт, а работу выполняет аккуратно, качественно. Всё чаще она заезжала после  трудов дневных с продуктами и они ужинали, причём, Иван Михайлович показывал такие же успехи и в готовке, экспромтом и со вкусом из любых продуктов.
Они вели беседы о жизни и всё больше друг другу симпатизировали. Иван Михайлович с удивлением отметил, что он ждёт её приезда и скучает, если она по какой-либо причине пропускала вечер с чаепитием, баранками, лимоном и бутербродами с красной рыбой.  Его интересные рассказы из своей беспокойной жизни с довольно обширной лексикой, и, что самое главное, без пошлостей и мата, его рассудительность, импонировали Людмиле, привыкшей к грубой действительности с грузчиками пьяницами. Он ночевал тут же в этой ремонтируемой квартире на надувном матрасе и не требовал ничего большего.
Когда ремонт закончился, она предложила ему одну из комнат  огромной пятикомнатной квартиры, как бы в наём. И закружилась у них запоздалая любовная метель так, что Иван Михайлович забыл про «Энергетика» напрочь. Она выправила ему документы и они расписались, прописала в своей квартире, устроила на работу в свой магазин.
В мае месяце Иван Михайлович повёз показывать ей свою фазенду. А что дачники? Вошли в понимание и стал он просто рядовым членом садового кооператива «Энергетик». А в городе родился анекдот о бабе, нашедшей своего мужика на помойке. Иногда я встречаю эту пару, где-нибудь в Д К, когда приезжают знаменитости (в прошло году выступал певец Малинин) или на выступлении хора под сводами Александровского кремля в палатах Ивана Грозного, или  в драм-театре, где дают премьеру. И не устаю удивляться реальным жизненным сюжетам, невероятным их развитием и просто сказочной судьбой таких людей, сумевших использовать свой последний шанс…
 


Рецензии
Александр! Похоже на сказку, но хочется верить в реальность написанного, и верится! Не потому, что я такая доверчивая, в потому, что знаю случаи, когда невезучим в молодости людям начинало везти в зрелости. Очень понравился рассказ! Дальнейших творческих успехов. С уважением Надежда.

Надежда Мотовилова   18.10.2019 22:45     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, случай произошедший на самом деле...
С уважением и творческих успехов,Александр)))

Александр Подымов   21.10.2019 07:59   Заявить о нарушении