Царь Алексей Михайлович дочки и сыночки

Брак по расчёту, по мнению многих обывателей, имеет мало шансов на счастье. Тем более если дело это сладили дядьки-бояре, которым было плевать на чувства молодоженов. Но Мария Ильинична создала дом, в котором государь Алексей Михайлович мог укрыться от забот и треволнений. Любящие супруги произвели на свет чертову дюжину детей. И хотя время было непростое, наполненное бунтами, войнами и моровыми болезнями, царский терем был подобен оазису, в котором радость любящих супругов согревала сердца людей из их окружения. Та же Анна Ильинична, младшая сестра Царицы, выданная замуж за боярина Бориса Морозова и не единожды битая им за резвость свою, горько вздыхала при виде того, как Государь мог запросто, в беседе, поделиться с супругой «кесаревыми» заботами и внимательно выслушать её.

Неудивительно, что в такой семье дети рождались чуть ли не каждый год. Правда, стоит отметить, что многодетность в царском семействе была определённой необходимостью. Монархии нужен был наследник и желательно не единственный. Время было суровое и редко кто, из мужчин, доживал до зрелого возраста.

Попробуем создать галерею образов царских детей, несмотря на то, что не все они оказались увековечены историей.

Царевич Димитрий Алексеевич (Москва, 22 октября/4 ноября 1648 – Москва, 6/19 октября 1649).Первый Сын Царя Алексея I Михайловича и Царицы Марии Ильиничны был рождён под колокольный звон Московских храмов и пушечную канонаду арсенальной артиллерии. Ему пели многие лета, но вскоре младенец заболел и умер. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царевна Евдокия Алексеевна (Москва, 17 февраля/2 марта (1 марта в високосные годы) 1650 – Москва, 10/23 мая 1715). Старшая дочь Царя Алексея I Михайловича большую часть своей жизни находилась в царском тереме. По характеру она была замкнутой, практически ни с кем не общалась. В 1698 году уличена была если не в участии, то в сочувствии замыслам сестры Софии, почему и подверглась стеснениям опалы. Удалилась в московский Новодевичий монастырь, в котором жила до конца своих дней без принятия монашеского пострига. Одна из святынь Новодевичьего монастыря – икона Божией Матери Иверская – находилась в келье Царевны. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Царевна Марфа Алексеевна (Москва, 26 августа/8 сентября 1652 – Александровская Слобода, 6/19 июля 1707). Царевна отличалась глубокой набожностью, властностью и главенством на женской половине царского двора. В стрелецкую смуту 1698 года она приняла сторону своей сестры Софии Алексеевны в стремлении той занять царский престол. При расправе с противниками царь Петр I приказал постричь сестру Марфу в монахини и сослать в Успенский женский монастырь в Александровой слободе, где она под именем монахини Маргариты скончалась в 1707 году. День памяти монахини Маргариты – 26 марта (по новому стилю).

Царевич Алексей (1654-1670+). Долгожданный сыночек. Как его любили венценосные родители, гордились им… По отзывам современников (русских и иностранцев) отличался большими способностями и любознательностью. Образование в духе возраставшего западного влияния получил под руководством Симеона Полоцкого и А.С.Матвеева. В 1655 - 56 годах, в отсутствие царя, некоторые грамоты писались от имени царевича Алексея Алексеевича. Одно время была мысль о кандидатуре его на польский престол; ей сочувствовала жена Яна-Казимира, желавшая выдать за Алексея свою племянницу. Умер Алексей внезапно (17.01.1670), его преждевременной кончиной воспользовался Степан Разин, распустивший слух, что царевич не умер, а бежал от жестокости царя и происков бояр на Волгу и идет с войском на Москву, чтобы восстановить справедливость.

Царевна Анна Алексеевна (Вязьма, 23 января/5 февраля (в високосные годы 4 февраля) 1655 – Москва, 3/16 марта 1659). Родилась во время эпидемии чумы в Москве, когда Царская Семья вынуждена была бежать из столицы. Казалось, что худшее позади…Смерть подкралась с другой стороны- простудная горячка. Царевна была погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 1929, при разрушении Вознесенского монастыря, ее останки были перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.

Царевна София Алексеевна (Москва, 17/30 сентября 1657 – Москва, 3/14 июля 1704).
Этой девочке было суждено стать первой женщиной - правительницей на Руси. Она получила образование и воспитание под руководством Симеона Полоцкого. После кончины Царя Феодора III возглавила «партию Милославских», воспрепятствовавшую устранению из порядка престолонаследия Царя Иоанна V. Беспорядки в Москве повлекли за собой кровавые эксцессы и гибель родственников Царской Семьи из рода Нарышкиных, а также их сторонников. В связи с болезненностью Царя Иоанна V и малолетством Царя Петра I стала Правительницей государства при соцарствующих братьях. Подавила заговор стрельцов под водительством князя И. Хованского (1682). Подвергла жестоким гонениям старообрядцев. В 1686 заключила «Вечный мир» с Речью Посполитой. Вступила в коалицию с Австрией, Речью Посполитой и Венецией против Османской Империи. Однако Крымский походы (1687 и 1689) русского войска во главе с князем В.В. Голицыным не принесли успеха. Осуществила замысел устроения Славяно-греко-латинской академии – первого российского высшего учебного заведения. Властолюбие Царевны постепенно привело ее к мысли об окончательном захвате власти в государстве, но схватка за трон с младшим единокровным братом Петром закончилась не в её пользу. После отстранения от власти она была поселена в Новодевичьем монастыре с достойным ее звания содержанием и прислугой.
 После стрелецкого бунта 1698, в ходе которого Царевна попыталась вернуться к участию в политической жизни, условия ее жизни ужесточили. Пострижена в монашество. Перед кончиной приняла схиму. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Царевна Екатерина Алексеевна (Москва, 26 ноября/9 декабря 1658 – Москва, 1/14 мая 1718). Ожидая рождения очередного ребёнка в 1658 г., царь остановился на ночлег на охотничьей заимке. Во сне ему явилась вмц. Екатерина, возвестившая о рождении дочери. По воле Алексея Михайловича на месте чудного видения был основан монастырь, а дочь названа в честь явившейся ему святой. После стрелецкого бунта 1698 Царевна была арестована, но затем оправдана и освобождена. Стала восприемницей при принятии Святого Православия будущей Императрицей Екатериной I (урожд. Мартой Скавронской). Придерживалась консервативных убеждений, но сохраняла доброжелательные отношения с Петром I Великим. До конца жизни проживала в Москве. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Царевна Мария Алексеевна (Москва, 18/31 января 1660 – Санкт-Петербург, 9/22 марта 1723). Из сестёр она, пожалуй, была самая красивая. Думается, что русский живописец Василий Суриков на своей картине "Посещение царевной женского монастыря" изобразил именно её.

В 1683 году иностранец её описывает: «Мария, красивее Екатерины; и эта одевается по-польски; она старше царя Феодора». При Петре I Великом пережила опалу и арест за поддержку, оказывавшуюся ею Царевне Софии Алексеевне и Царице Евдокии Феодоровне. В ходе расследования дела Царевича Алексея Петровича заключена в Шлиссельбургскую крепость. Освобождена в 1721. Погребена в Родовой Усыпальнице Дома Романовых - Петропавловском соборе Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Царь и Великий Князь всея Великия, Малыя и Белыя России Феодор III Алексеевич (Москва, 30 мая/12 июня 1661 – Москва, 27 апреля/10 мая 1682).
После смерти царевича Алексея именно с ним были связаны надежды на продолжение славных дел отца. Венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня/1 июля 1676. Несмотря на слабое здоровье, сумел прекрасно подготовиться к Царскому служению и получил блестящее образование под руководством Симеона Полоцкого. Знал латинский и польский языки, сам писал музыку к церковным песнопениям и явился одним из основателей Славяно-Греко-Латинской Академии. В начале царствования некоторое время находился под влиянием приближенных, но вскоре стал проводить самостоятельную политику. В 1678 по Указу Царя осуществили всеобщую перепись населения. Затем Феодор III преобразовал систему судопроизводства, и, уничтожив звание губных старост и целовальников, передал уголовные дела в ведение воевод (1679). 1682 ознаменовался отменой местничества - пагубной системы замещения должностей не по способностям, а по происхождению, расстраивающей государственные дела в угоду сословным предрассудкам.

Подобно своему отцу, Царь Феодор III отличался глубочайшим благочестием. В его царствование учредили ряд новых епархий. Осуществлялись меры по изживанию раскола, шла борьба с внутрицерковными «бесчиниями и нестроениями».

Основной внешнеполитической задачей царствования стало противостояние Турции и Крымскому Ханству, пытавшимся отторгнуть территории в союзе с предателями на Украине. В конце концов, Царю удалось заключить 20-летнее перемирие, выгодное в тех условиях для России, по которому под властью Москвы оставалась левобережная Украина, а правобережная признавалась нейтральной (Бахчисарайский договор 1681). Царь Феодор III был женат дважды. Первая его супруга Царица Агафия Симеоновна (урожденная Грушецкая) скончалась 14/27 июля 1681 вместе с только что родившимся Наследником Царевичем Илией Феодоровичем. Во втором супружестве Государь состоял с Царицей Марфой Матвеевной (урожденной Апраксиной), не успевшей произвести на свет потомства. Скончался в Москве. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царевна Феодосия Алексеевна (Москва, 28 мая/10 июня 1662 – Санкт-Петербург, 14/27 декабря 1713). По старинному обычаю, воспитывалась в царском тереме вместе со своими сёстрами, к которым была очень привязана. Среди её качеств современники отмечали редкую скромность, склонность к самопожертвованию и потребность быть полезной своим близким. До 1708 жила в Москве, последние годы жизни провела в Санкт-Петербурге. Завещала похоронить себя рядом с Царевной Марфой Алексеевной в Успенском монастыре Александровской Слободы, что и было исполнено.

Царевич Симеон Алексеевич (Москва, 3/16 апреля 1665 – Москва, 18 июня/1 июля 1669). Скончался в раннем детстве. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Его незаметная смерть дала повод объявиться самозванцу Лже-Симеону.
Историк С. Соловьев рассказывает о появлении ЛжеСимеона у казаков: «В начале зимы гетман Самойлович дал знать, что в Запороги приехал человек — хорош и тонок, долголиц, не чермен и не рус, немного смугловат, по лицу трудно сказать лета, козаки угадывали, что лет пятнадцать, молчалив, два знамени у него: на знаменах написаны орлы и сабли кривые, с ним восемь человек донской породы, надет на нем кафтан зеленый, лисицами подшит, а под исподом кафтанец червчатый китайковый, называется царевичем Симеоном Алексеевичем: вож его, козак Миюской, говорил судье запорожскому, будто у этого царевича на правом плече и на руке есть знамя видением царского венца.

Когда узнали в Запорожье, что Серко приближается, то царевич, распустив знамена, почтил Серка встречею”.Делая вид, что верит Лжесимеону и думает об его возвращении в Москву, Серко в сущности хотел только использовать его в своих сложных отношениях к Москве и ее гетману Самойловичу . В 1674 г. Серко, уладившись с Москвою, выдал ей Лжесимеона, который после жестоких пыток был казнен. Лжесимеон был скорее всего знаменем донской и запорожской голытьбы, мечтавшей воскресить недавно похороненную Разиновщину.

Царь и Великий Князь всея Великия, Малыя и Белыя России Иоанн V Алексеевич (Москва, 27 августа/9 сентября 1666 – Москва, 29 января/11 февраля 1696).
 Подобно своему брату Царю Феодору III отличался крайне слабым здоровьем. Вследствие бездетности Феодора III, Царевич Иоанн являлся его законным Наследником. Но после кончины Царя Феодора III, последовавшей 27 апреля/19 мая 1682 года, родственники второй супруги Царя Алексея I Царицы Наталии Кирилловны предприняли попытку передать Престол ее сыну Царевичу Петру, в нарушение законных прав Иоанна. Стрелецкое войско возмутилось против попрания легитимного принципа. Попытка устранения Царевича Иоанна из очереди престолонаследия повлекло кровавые эксцессы, совершившиеся прямо на глазах у Царской Семьи. Результатом всех этих событий стало постановление Земского Собора от 26 мая/8 июня 1682 об одновременном воцарении Иоанна V и Петра I Алексеевичей, причем Иоанн, как старший, занимал первое место по чести. 25 июня/8 июля 1682 в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России были вместе венчаны на Царство сразу два Государя.


Действительной Правительницей России стала единоутробная сестра Царя Иоанна V Царевна Софья, осуществившая важные меры во внутренней и внешней политике, но злоупотреблявшая властью в ущерб царственным братьям. После свержения Царевны Софии положение Царя Иоанна V не изменилось. Он пользовался прежними почестями, но сознавая, что тяжелые недуги не позволяют ему заниматься сколько-нибудь активной деятельностью, полностью вверил государственное управление брату, а сам предавался молитве и посту. Состоял в супружестве с Царицей Прасковьей Феодоровной (урожденной Салтыковой), родившей ему четырех дочерей. В 1693 Государя разбил паралич, и он почти ослеп. Почил в Москве. Погребен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царевна Евдокия Алексеевна (Москва, 26 февраля/11 марта (10 марта в високосные годы) 1669 – Москва, 28 февраля/13 марта (12 марта в високосные годы) 1669). Самая младшая из царевен скончалась на третий день после родов. Была погребена в Вознесенском монастыре Московского Кремля. В 1929, при разрушении Вознесенского монастыря, ее останки были перенесены в подвал Архангельского собора Московского Кремля.

И напоследок, кое- что о воспитании царских детей.

Из сказаний Якова Рейтенфельса «О СОСТОЯНИИ РОССИИ ПРИ ЦАРЕ АЛЕКСИИ МИХАИЛОВИЧЕ»

- Дети: У Алексия нет ни одного брата, а только три сестры: Ирина, Анна и Татьяна. Не желая выходить за иностранцев, и не имевши в своем отечестве женихов равных себе, оне ведут жизнь монашескую. Дети Царские воспитываются весьма тщательно, но совершенно особенным образом, по Русским обычаям. Они удалены от всякой пышности, и содержатся в таком уединении, что их не может никто посещать, кроме тех, кому вверен надзор за ними. Выезжают очень редко; народу показывается один только Наследник Престола, на 19-м году (с 18 лет у Русских считается совершеннолетие), а прочие сыновья, равно как и дочери, живут обыкновенно в монашеском уединении. От сидячей жизни они слабы и подвержены многим болезням. Лекаря думают, что и старший Царевич умер от недостатка деятельности и движения, составляющих необходимость Природы. С некоторого времени уже больше обращают на это внимания, и Царские дети упражняются каждый день, в определенные часы, в разных играх, конной езде и метании стрел из лука; зимою делают для них небольшия возвышения из дерева, и покрывают снегом, от чего образуется гора: с вершины ее они спускаются на саночках или на лубке, управляя палкою. Танцы и другие занятия, у нас обыкновенные, при Русском Дворе не употребляются, но каждый день играют там в шахматы. Изящными Науками Царские дети не занимаются, кроме энциклопедических познаний о предметах политических: за то весьма тщательно изучают (кроме чтения и письма на Отечественном языке) состояние своего Государства и соседственных Держав, дух и потребности подвластных народов, различающихся языком и нравами; приучаются любить и уважать Отечественные обычаи, и неуклонно следовать правилам Религии. Долг справедливости требует сказать, что этот скромный и по видимому простой образ воспитания Царских детей в России дает им прекрасное направление и гораздо полезнee, нежели изучение всех таин Философии и уроки самых глубокомысленных Учителей.

…Царских детей с самого раннего возраста начинали готовить к самой важной и сложной профессии — управлению государством. В Средние века продолжительность жизни была намного короче, поэтому и основные ее события (совершеннолетие, начало военной службы и придворной карьеры, вступление в брак) совершались обычно гораздо раньше, чем сегодня. Обучение детей также начиналось в более раннем возрасте. Царевичи и царевны с первых лет были окружены всевозможной заботой и роскошью. У них были самые лучшие по тем временам игрушки: куклы, лошадки, серебряные звери и птицы. В число забав царских детей с ранних лет входили детские книжки. При царском дворе была широко распространена традиция создания «потешных книг», т.е. рукописных книг с картинками, которые придворные художники рисовали по особому заказу в единственном экземпляре.

Обучение обычно происходило в палатах царских детей. Во второй половине XVII века упоминается «учительный налой» — вероятно, подобие парты. Документы, рассказывающие об учении царевича Федора Алексеевича, говорят также, что царственный отрок учился читать на «учительной скамейке», обитой золотым галуном с серебром. Говорится и про особую «учительную палату» царевича, т.е. помещение, специально предназначенное для занятий. Начинали же учиться довольно рано утром, раньше, чем это принято сейчас — если в современной школе уроки начинаются в 8.00 или в 8.30, то в XVII веке занятия почти наверняка начинались вместе с дневными делами взрослых — часов в 6 утра. Однако процесс обучения шел не очень быстро — видимо, игры и развлечения по-прежнему играли в жизни царских детей важную роль.

Современный читатель скептически отнесётся к системе образования в царском тереме, но всё познаётся в сравнении. Когда узнаёшь ,что король Франции Людовик XIV не умел не писать , не читать, то невольно проникаешься уважением к нашим государям заботившимся о том чтобы у власти были образованные и воспитанные люди.


Рецензии