Литературная Система 3. 5. Эпитет

Эпитет.
Куча сложностей вокруг этого приёма.

Вот варианты определений:
Эпитет – это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события. 
Эпи;тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («вторая жизнь»). 

Поизучать вопрос пришлось довольно долго, но через какое-то время я-таки понял суть. Если при слове есть определение, которое даёт только информацию, то это просто определение, а если это определение кроме инфо даёт ещё и эмоцию, вызывает яркий образ – это уже эпитет. Экспрессивное определение.
Например:
Красное яблоко – не эпитет. Громадное яблоко – эпитет.
Человек ростом в полтора метра – не эпитет. Миниатюрный человек – эпитет.
Каждый раз при использовании эпитета должен возникать хоть сколько-то яркий эмоциональный образ. Если эмоциональности нет и образ, хоть и есть, но не вызывает чувств – либо эпитета нет, либо он плохой.

Вообще, эпитет, самый малоизученный приём, до сих пор филологи не сошлись во мнении – что же это такое, однако, это не мешает нам его постоянно применять. Это как «любовь» - что это такое единого мнения нет, но все мы любим, любим… Каждый – как сам понимает.

Филологи же понимают эпитет и как фигуру речи и как троп. Ну, то есть - кто как. Чем отличается фигура речи от тропа уже писал раньше, но повторение, как известно, мать заикания... Постараюсь ещё раз максимально просто.
Тропы – лексические средства выразительности, а фигуры – синтаксические. Стало понятней? Если неа, то можно ещё проще:
Троп – это когда мы пишем красиво за счёт переносного значения слов. Метафоры там, литоты и т.п. Либо используем переносное значение, либо преуменьшаем, либо преувеличиваем, либо ещё как извраща… то есть художественно изменяем значение слова.
А вот фигура речи такого прелюбодеяния над словом не допускает. Тут мы добиваемся выразительности за счёт того, что слова как-нить по-особому переставляем, или пропускаем какое слово, или добавляем. Всякие там инверсии, градации, многосоюзия, умолчания и т.д.
Сейчас, надеюсь, стало понятней :)))

Так вот – эпитет – хрен его знает что.
Например – «шёлковые кудри». Тут, выходит – троп. Вряд ли у кого-то волосы реально из шёлка. Видимо, имеется ввиду – особо мягкие и нежные. Выходит, препарировали мы слово «шёлковые»…
Ещё варианты эпитета как тропа: «золотой луч», «зелёный шум», «печальная звезда».
Второй пример «скала – чернее ночи». А тут уже фигура. Поскольку ночью скала действительно чернее ночи, как и любой предмет, не излучающий и не отражающий свет. То есть мы вообще никак (!) не меняли исходного значения слов. Но по факту имеется ввиду – «очень тёмная, чёрная скала». Однако ж, если так написать, будет некрасиво и безэмоционально. Не литературно. Потому: скала – чернее ночи.
Ещё варианты эпитета, как фигуры: «лес дремучий», «белоснежный плащ».
Такая вот… ситуация.

Попробую рассмотреть вопрос подробней. Как составить эпитет, какие варианты?
   Во-первых есть стандартные эпитеты. Устоявшиеся выражения, почти фразеологизмы: красна девица, добрый молодец, румяные пирожки и т.д. Их придумывать не нужно – только вспомнить. Иногда можно применить, но злоупотреблять точно не стоит – это же банальность!
   Второй вариант – можно стандартные эпитеты видоизменять и применять в изменённом виде. Например – «румяные ножки», «красна сабелька», «злобный молодец». Исходя из контекста такие эпитеты могут иметь разные значения и передавать разные эмоции. От пафосной гордости до едкого сарказма. При этом они опираются на известность своих прототипов и создают образы благодаря этому.
   Третий вариант – придумываем что-то своё, уникальное.
Например – «горделиво-серьёзное настроение», «кирпичный кулак», «упоительно догонять», «липкая печаль». Попытался напридумывать, получилось, в целом. Инфо и эмоция в каждом случае довольно точны, образ возникает очень даже яркий.

Из всего вышенаписанного вытекает довольно логичная схема создания эпитета:
1. Берём слово, которое хотим «отэпитетить»
2. Выбираем эмоцию, которую хотим создать у читателя
3. Подбираем определение к нашему слову, так чтоб возникала нужная эмоция
По этой схеме можно тренировать эпитеты хоть до посинения. Попробую применить.
Слово – ночь.
Эмоция – удивление.
Эпитет – изумительно-ошеломительная ночь.
Эмоция – гнев.
Эпитет – свирепая ночь.
Эмоция – радость.
Эпитет - упоительная ночь.
Все эпитеты созданы с использованием словарей синонимов. В итоге вывод – тренировать специально нет смысла, можно создавать в любом количестве при необходимости передать ту или иную эмоцию. Смотрим на предложение, выбираем слово, подбираем нужное эмоциональное определение с помощью словаря синонимов. Имеет смысл тренировать если у Вас нет доступа к интернету:)).

Люблю, когда метод от таланта зависит мало. Изначально думал, для эпитета, как для метафоры нужна «божественная искра». Ан нет – можно и так, по-ремесленному. Вывод – очень хороший приём. Плюсов много, минусов нет. Помним, применяем.


Рецензии