Взгляд на Верхнюю Пинегу 1920 года

Районная газета «ЗАРЯ» Архангельская область. ; № 85 ; 30 июля 1998 года
; Страницы истории

Взгляд на Верхнюю Пинегу 1920 года.

     ВСЕ НОВОЕ – хорошо забытое старое», – гласит народная мудрость. Чтобы убедиться в этом еще раз, приходится время от времени ломать сложившиеся в нашем сознании стереотипы. Взгляд на Верхнюю Пинегу как на «медвежий угол», который обречен на вымирание и забвение, сложился не сейчас. Естественно, что отказаться от этого убеждения как жителям всего района, так и самим пинежанам весьма трудно. Будущее у Верхней Пинеги, как впрочем, у района есть – это лесные массивы.
В недавнем прошлом стратегов плановой экономики положение Выйского леспромхоза с его молевым сплавом, завозом грузов водным путем, воздушным сообщением между лесопунктами, вероятно, вполне устраивало. Удаленность этого края от дорог устраивало и всемогущее ведомство – НКВД. Кто теперь скажет, сколько людей нашли себе последнее пристанище в лесах Охтомы и Тальца в 30-50 гг.? В дорогах не был заинтересован никто, кроме местного населения, которое во времена леспромхоза чувствовало себя тоже сравнительно благополучно. Иллюзия, что так будет всегда, была сильна. Гром среди ясного неба грянул вместе с реформами. В условиях бездорожья люди оказались заложниками новой экономической политики.
Кто знает, как бы развивалось Верхнепинежье, если бы в далёком 1871 году Вологодское губернское земское собрание выделило деньги на проект дороги с Горки на Красноборск (см. «Зарю» № 24, 26 февраля 1998 г.)? Вопрос о целесообразности строительства этой дороги поднимался жителями Верхней Пинеги на заре советской власти. Одно время дорога эта уже работала, но так и не была закончена. Это явствует из путевых заметок ученого И. И. Томского, побывавшего в этих местах в 1920 г. Книжка «Эскизы из природы и жизни Малопинежья» была напечатана в Сольвычегодске в 1921 году. Материалы этой экспедиции едва ли не первое научное описание Малой Пинежки и Выи. Вот этот взгляд на Верхнюю Пинегу 1920 г.

А. В. РУСАНОВ. Районный краевед.

     ЦЕЛЫЙ месяц мне пришлось провести на верховьях р. Пинеги, в пределах Сольвычегодского уезда Северодвинской губернии, с экспедицией, организованной Сольвычегодским музеем с целью геологического, естественного и этнолого-исторического обследования этого края.

     Малой Пинежкой зовётся этот край в народе. Отрезанный от железной дороги на 450 верст и от парохода на 150 в., он кажется полным таинственности и каким-то странным. По крайней мере я знаю,что когда назначают туда учительниц, они со слезами на глазах упрашивают не посылать их туда.

     Пинежский край стал известен по Пинежскому фронту и зажил несколько иной жизнью. Попадают в Малопинежье из Верхней Тоймы на лошадях. Дорога идет через Вершину, до которой от В. Тоймы считается 25 в., от Вершины на Милу – 11 в., от Милы начинается волок, который тянется на 48 в. до первой деревни Малопинежья – Керги. Дорога от Милы до Керги тянется по болоту. Она несколько поднята, местами профашинена, местами тянутся длинные настильные мосты, местами очень плохая. Население заинтересовано в улучшении дороги, т.к. по ней ему приходится ездить в В. Тойму за продовольствием, как и по дороге от Горки до Гавриловской волости в 35 верст.
Лесничими Выйско-Ильинского и Горковского лесничеств поднят вопрос о давно начатых работах, но до сего времени незаконченных, дорогах на Шиднему Архангельской губернии и Красноборск.
Дорога на Шиднему должна соединить Гавриловскую волость с р. Пинегой в пределах Архангельской губернии на расстоянии 58 в., а оттуда с Сурой (дорога от Шиднемы на Суру имеется хорошая) на расстоянии 27 верст, в с. Суре, имеется пароходная пристань. Таким образом, с устройством дороги на Шиднему выгадывалось бы более чем 60 вёрст пути и экономились бы почти вдвое время и труд.
За время существования Пинежского фронта Шиднемская дорога прочищена, поставлены телеграфные столбы, наведены мосты, остаётся только верст на 10 пройти жердевой настилкой и сделать несколько мостов через небольшие, не превышающие 5-10 саженей речки.
Однако, несмотря на хлопоты населения и лесничих, на окончание ее не отпускается ни средств, ни рабочей силы.
Дорога на Красноборск должна соединить Пинежские волости с Белой Слудой на расстоянии 100 в. и открыть прямую дорогу на Котлас, связав Малопинежье с железнодорожным узлом.
Дорога на Красноборск сокращала бы расстояние с 450 в. (через В. Тойму на Котлас) до 100-150 в.
С проведением дороги на Красноборск населению Пинежских волостей не нужно было бы целыми месяцами ожидать доставки грузов из Котласа на В. Тойму паро¬ходом и вывозить от себя пушнину и дичь в В. Тойму за 150 в., оттуда – на Котлас за 300 в., а доставлять ее прямо к железной дороге на расстоянии 100-150 в.
О необходимости проведения дороги на Белую Слуду и Красноборск еще в довоенное время говорилось и писалось много, но вопрос до сего времени не разрешен.
К реке Пинеге дорога подходит в д. Керга. В Керге насчитывается 61 дом с 531 душами населения. Дома построены в одну улицу, большие, одноэтажные, покрыты коньками. Население среднего роста, здоровое. Одеты все в самотканину всевозможных, не лишенных вкуса, узоров, подпоясаны красивыми «браными» из шерсти поясками. На головах женщин, особенно старух, зачастую можно встретить шитые золотом колпаки. В Керге имеется школа, но она 2 года уже не функционирует за неимением учительского персонала. Дети учиться никуда не ходят.

      На верховьях р. Пинеги расположены следующие волости: Горковская, Гавриловская и Выйско-Ильинская с центрами в д. Горка, Романов Остров и Степановская. Такое административное деле¬ние проведено с 1918-1919 г., ранее существовало 2 волости: Горковская и Гавриловская.
Население Пинежских волостей географически разделяется на «пинжаков» – жителей Горковской волости и «выян» – жителей притока р. Пинеги Выи (Гавриловская и Выйско-Ильинская волость).
И в характере, и в быте пинжаков и выян чувствуется некоторая разница. Пинжаки живут проще и открытее. Выяне, наоборот, наиболее зажиточны и с некоторой наклонностью к торговле.
Земледелие у тех и у других находится на втором плане. Главные их занятия – лесозаготовка и охота. За самое последнее время, когда пинжакам пришлось сильно поголодать, стало много внимания уделяться и земледелию.
В хлебном отношении население Пинеги живет плохо. Своего хлеба хватает только до Рождества. Дальше едят овес, к овсу подмешивают суррогаты.
Весной 1918-1919 г. г. Пинега питалась исключите¬льно суррогатами. «Съели весь мох», – говорили пинжаки. Ели хлеб из опилок, травы, древесной коры. Привожу некоторые рецепты.
1. Хлеб из опилок. Опил¬ки берутся только из бере¬зы, они сушатся и мелются в муку, к ним прибавляется житная солома, высушенная и растолченная, иногда ржа¬ной колос. Из смеси выпе-каются лепешки в виде ко¬лобков.
2. Хлеб из «зуевых бато¬жков» (травы). Собираются зуевые батожки, сушатся, мелются, прибавляется к ним ячневая мякина, ино¬гда льняная куглина. Пекут¬ся лепешки.
3. Хлеб из древесной ко¬ры. Берется гнилая середи¬на березы, называемая «певка», к ней прибавляется размолотая солома и иногда мякина. Пекутся лепешки.
4. Хлеб из мха. Собирается и сушится болотистый мох, прибавляется к нему зуевка и березовые опилки. Из смеси пекутся хлебцы.
Понятно, что хлеб на Пинеге расходуется очень аккуратно и в большой цене.

     Первой поселенной деревней Выйско-Ильинской волости на Пинеге является Демьяново. Она расположена в нескольких верстах от устья р. Выи, притока Пинеги. Река Пинега под Демьяновом становится несколько шире и глубже. Под Демьяновом в половодье ежегодно поднимаются пароходы. Выше Демьянова они не поднимались.
Первым пароходом, попавшим в Малопинежье, был пароход купца Володина «Посыльный», который привез муку. Это было в 1903 г.
Дело народного образо¬вания цифры иллюстрируют так: во всех 3 волостях числится 9 школ, детей школьного возраста считается 1585, на них имеется школьных работников – 10 человек. Таким образом, на одного школьного работника присчитывается 158 школьников. Фактически обучается 502 человека, остается вне школы 1083.

   За Осяткином наши лодки нагнали плоты, которые вследствие обмеления р. Пинеги сели на мель в Кыраском переборе и загородили всю реку. Лесозаготовка и лесосплав для Пинеги – всё. Я слышал, что за заготовку леса Пинега занесена была на Красную доску. Но выплавить заготовленного леса к Двине пинжаки не смогли. Ответственные лица объясняют это тем, что лесу было заготовлено слишком много и сравнительно с другими летами рано обмелела р. Пинега.
Самой дальней деревней на Вые является Василёво. Она находится на расстоянии 45 вёрст от центра Гавриловской волости. Дорога на Василёво считается самой плохой, идет болотами и настолько вязка, что по одному ямщики ездить по ней даже не решаются: вязнут лошади и их приходится вытаскивать. Местное население ездит обыкновенно верхом «бродами». Соседи василёвцев — тиневцы (в 20 в.) прозывают василевцев «бурдусниками», «черкасами» и «крашениниками», Василёвцы тиневцев величают «бусарами».

   Из Гавриловской волости  дорога идет волоком на расстоянии 35 в. В начале волока от Гавриловской волости верст на 10 она идет по высокому песчаному месту и довольно хорошая. Затем переходит на глинистую почву, не доезжая же верст 10 до Горки тянется  по торфяному болоту. И эти 10 вёрст  ехать уже не приходится, полотно дороги сильно попорчено, и телега перескакивает с жерди на жердь.
Таковы впечатления от Пинеги.

*****
И. И. ТОМСКИЙ – руководитель экспедиции Сольвычегодского  музея с целью геологического, естественного и этно-лого-исторического обследования этого края.

На фотографии участники экспедиции, мужчина в очках и с папкой в руках, возможно, что И.И. Томский.


Рецензии