Невыдуманные истории Глава5

 Подпись для фотографии

Николай Торгашов
Это мыс Челюскин. Летчики-пограничники, отдельной арктической авиации у пограничного столба. Охрана северных границ.

Владимир Беспалый
За спиной у Вадима стоят слева направо: командир  Анатолий Козлов, штурман Женя Долматов, второй пилот Юра Захаркин и бортовой техник Витя Дерницкий.

Один из эпизодов летчиков  погранавиации. Рабочая ситуация.

Газета «Пограничник Арктики» от 1 января 1984года.

Уже третий час мощные лопасти винтов рубят непроглядную черноту полярной ночи  и трудяга ИЛ-14 упрямо держит курс на полыхающее поперек неба северное сиянии. Где-то далеко внизу, на высоте нескольких тысяч метров, ярко сияют звезды и штурману экипажа капитану Юрию Шильникову не составляет труда скорректировать курс  самолета.
 До конечной точки самой северной заставы Советского Союза, остается совсем немного. Полет проходит спокойно и командир экипажа Валерий Мухин может выкроить несколько минут и полюбоваться величественными сполохами полярного сияния. А вот бортрадисту прапорщику Александру Павлову не до причудливой игры холодных разноцветных огней от которых  в наушниках стоит сплошной треск, и далекий голос заставного радиста еле пробивается сквозь сильные помехи.
Но вот, наконец, внизу появляется четкий световой пунктир, очерчивающий посадочную полосу. Видны даже лица пограничников, вышедших встречать долгожданных гостей. Как не старались воины заставы подготовить  аэродром, стихия вторглась в их действия, набросав на расчищенную полосу гору свежего снега. Посадки не будет, поэтому было принято решение сбросить груз с высоты. Для авиаторов это обычное дело, только не в этот раз.
Груз был деликатный. Особое беспокойство испытывали летчики за контейнеры, в которых находились аккуратно запакованная новогодняя елка с украшениями и две сорокалитровые фляги с творогом и сметаной. Яблоки, печенье, конфеты для новогоднего стола были надежно упрятаны в специальные тюки и могли выдержать испытание падением. Другого выхода у летчиков не было.
Самолет пошел на снижение. Застыли у открытой дверцы бортрадист Александр Павлов и  штурман капитан Юрий Шильников, решившись собственноручно провести эту «операцию».
 Первая партия груза легла, как говорится, впритирочку, и самолет пошел на второй заход. Когда последний тюк, мягко шлепнувшийся в сугроб, был поднят пограничниками, летчики облегченно вздохнули.
Спецгруз доставлен вовремя. Теперь, когда кремлевские куранты отстучат последние секунды уходящего года, на далеком ледяном острове вспыхнут огни новогодней елки.
В.Сергеев.
+++
В 1974 г. командиром авиационного отряда самолетов Ан-26 Отдельной арктической авиационной эскадрильи в г. Воркуте был назначен капитан И. Романюк. 
Спокойный, уравновешенный он пользовался большим авторитетом у подчиненных, слушателей и у командиров и о нем всегда все  с теплом отзываются.

Новиков В.С. Книга «Крылья границы»
     Романюк с удовольствием осваивал Арктику. Маршруты от Мурманска до Анадыря, в глубь полярного бассейна через Диксон на Челюскин и Нагурскую, в Москву, Ленинград, Волгоград, Симферополь и так далее пройдены им десятки раз. Но более всего нравились ему учебные полеты с молодыми летчиками в сложных метеоусловиях.
  В Арктике любой полет можно считать выполненным в сложных условиях. В учебных полетах в облаках при устойчивом первом минимуме погоды открылся педагогический талант майора И. Романюка. Понимая, что без хорошей летной и штурманской подготовки в Арктике делать нечего, Иван Петрович терпеливо часами напролет работал индивидуально с каждым командиром, правым летчиком и штурманом своего авиаотряда. Разбирал недостатки, проверял знания инструкции, десятки раз показывал и заставлял отрабатывать варианты исправления грубых ошибок при заходе в створ посадочной полосы. И это подтянуло весь личный состав отряда, и Отдельная арктическая авиационная эскадрилья в г. Воркуте стала передовой.


Рецензии