Мишка, Мишка, где твоя улыбка

                Да, вот это - наше поколение, -
                Рудиментом в нынешних мирах,
                Словно полужесткие крепления
                Или радиолы во дворах.
                Юрий Визбор

Двухэтажные корпуса общежитий располагались на окраине южного города. Видимо, они строились одновременно по единому генеральному плану, образовывая, если смотреть сверху, геометрически правильные квадраты и прямоугольники. Здесь были общежития двух судостроительных заводов, предприятий объединения «Машпроект», авиаремонтного завода, завода «Дормашина» и других более мелких фабрик и организаций. В одном месте между домами была оставлена довольно большая площадка, которую вечером ярким светом освещал со столба фонарь. Возможно, тут должны были что-то построить и раздумали, или специально оставили место для сходок и майданов, но молодежь, которая была основным населением этого городка, быстро приспособила это место под танцплощадку. Кто-то сумел подключиться к фонарю, летними вечерами у столба ставили столик с радиолой и, услышав призывные звуки танго «Куст сирени», девушки в женских общежитиях спешно наряжались, а парни в мужских для храбрости опрокидывали рюмку другую, закусывая арбузом. Впрочем, не все организации могли себе позволить иметь отдельно мужское и женское общежитие, поэтому в некоторых общежитиях первые этажи отводились мужчинам, а вторые – женщинам. В таком доме и получил место Михаил. Его поселили на первом этаже в комнатке на двоих, в единственное окно которой хорошо была видна эта площадка.

       В тот вечер, услышав, несущиеся со двора звуки музыки, Михаил одел свой белый костюм. Он его купил сразу после приезда, летом тут очень жарко и такие костюмы носили многие ребята. Белые туфли слегка запачкались, и он подкрасил их зубным порошком, этому его научил сосед по комнате токарь Саша, который жил уже здесь год и имел свою постоянную девушку – красивую крановщицу Валю, жившую на втором этаже. Когда Михаил уходил в ночную смену, где работал мастером, Саша прибирал их холостяцкую комнату, бегал в магазин за бутылкой и накрывал стол, ясно зачем. Похоже, жениться он не собирался: быстро получить квартиру на их заводе было нереально, люди ждали годами.
В дверь постучали и вошла Валя. Сегодня она была особенно хороша. Алое платье с белым бантом подчеркивало ее безукоризненную фигуру, каблучки белых туфель весело стучали по деревянному полу. У Михаила не было своей девушки и, когда его пригласили на второй этаж на чей-то день рождения, он сразу обратил на нее внимание. Она чем-то отличалась от других. Очень раскованная, веселая и подвижная, то поменяет грампластинку, то принесет откуда-то бутылку шампанского, то объявит белый танец. И это несмотря на рабочий день, проведенный в цеху.
- На Валю не смотри, - сказал ему кто-то, - она уже занята.
- Сашенька, потанцуем? - спросила она, подвигая себе стул и сбрасывая на Сашину кровать висящие на нем вещи, - почему ты не одет?
- Меня неожиданно назначили в ночную, - сказал Саша, - познакомься с моим новым соседом, он сегодня свободен. Миша, вручаю тебе мою невесту, не подпускай к ней никого!
При слове «невеста» девушка внимательно посмотрела на Сашу, похоже, он назвал ее так в первый раз, и подала руку.
- Валентина.
- Михаил, очень приятно.
Ему было, действительно, приятно пожать теплую и сильную руку этой красивой девушки, и они вышли на улицу.

- Ты откуда взялся? – спросила Валя, и он кратко рассказал о себе.
- О, ты - инженер, - не то с удивлением, не то с уважением сказала она, положив для танца ему руку на плечо, - и живешь в заводском общежитии? Наверное, тебе дадут квартиру вне очереди. Ты женат? Нет? Ничего, мы тебя тут быстро женим.
Сменили пластинку и зазвучал популярный фокстрот:
Мишка, Мишка, где твоя улыбка,
                Полная задора и огня,
                Самая нелепая ошибка,
                То, что ты уходишь от меня.
- Это про тебя? - засмеялась Валя, - признавайся, сколько девушек ты бросил?
Она хорошо танцевала, многие ее уже знали и кто-то довольно бесцеремонно окликнул ее:
- Где ты выкопала этого фраера? Не боишься, что узнает Саша?
- Саша ушел на вечернюю, а это Миша - Сашин друг. Он – инженер.
- Я бы тебя не доверил даже другу. Тем более, инженеру!
Они протанцевали весь вечер. В своем алом платье она была как яркая бабочка, прилетевшая на свет. Всем отказывала и попросила Михаила:
- Если кто-то станет меня тянуть силой, здесь это бывает, ты не отпускай. В случае чего дашь в морду.
К счастью, до этого не дошло. Последнее танго называлось «Маленький цветок», нежные и мягкие звуки саксофона пробудили в нем непонятное волнение.
- Маленький цветок, это ты, - неожиданно для себя шепнул он.
- Спасибо, - чуть слышно ответила Валя, - мне этого еще не говорил никто.
- Какая лунная ночь, еще только одиннадцать, давай пройдемся, - предложила она, когда выключили музыку, - расскажи еще о себе.

       Прогулка сильно затянулась, они долго бродили по безлюдным улицам до самого яхт-клуба и обратно, беседуя как старые друзья. В яхт-клубе светился ресторан и играла музыка, он потрогал карман, надо было взять с собой деньги. Легкие яхты красиво скользили по неподвижной воде. Я запишусь на курсы яхтсменов, решил Михаил. Теплый ветер приносил запах цветущих магнолий и еще каких-то незнакомых деревьев, растущих только на юге, звездное небо уходило в бесконечность и он хотел, чтобы эта прогулка никогда не кончилась. Валя рассказала, что не смогла поступить в медицинский и, чтобы остаться в большом городе, закончила курсы крановщиц. Ее родители зовут ее домой, но она уже отвыкла от скучной жизни своего провинциального городка, что она там будет делать?
- Как здесь страшно, - сказала она, оглядываясь по сторонам темной улицы и прижимаясь к нему, -  ты сумеешь меня защитить? Вот симпатичная скамеечка, давай немного отдохнем. Я ведь мало хожу, на кране сидячая работа. Если хочешь, можешь меня поцеловать, не бойся, никто не узнает.

Около двенадцати дежурная тетя Паша с ворчанием открыла дверь, и Валя пошла за ним.
- Моя подруга уверена, что я сегодня ночую у Саши и приду не раньше шести. У нее сейчас свой парень, а у тебя свободная кровать. Ты меня не выгонишь? Никто не узнает. Поставь будильник на шесть. Наверное, трудно быть инженером? Ты не хочешь лечь со мной?
- Валя, ты ведь невеста!
- Какая невеста, думаешь я у него первая? Или последняя? Забудь про него. Ведь у тебя никого нет? Не бойся, я приняла таблетку.
Когда зазвонил будильник, она быстро оделась и выскользнула за дверь.
Возвращающегося со смены Сашу Михаил встретил утром уже по дороге на работу.
- Как прошел вечер? – спросил Саша, - чертова смена, я так злился, что запорол пару деталей. Мне нравится твой белый костюм, я себе такой тоже куплю.
Вечером опять пришла Валя веселая и нарядная. Опять в алом.
- Ну, мальчики, с кем я сегодня танцую?
- Со мной, - сказал Саша, - этот вечер у меня свободный.
- А Миша, что не пойдет?
- Я не пойду, - сказал Михаил, - сегодня у меня ночная смена.
Эту ночь она проведет с Сашей, лекарство приняла, подумал он. Что у нее на уме? Ему очень понравилась эта девушка, но делить ее с соседом? А может есть и третий? Кто-то на работе предлагал ему снять комнату в центре. После второй смены он обычно уже не успевал на последний автобус и приходилось топать до общежития почти час по пустынным улицам. Надо снять комнату в центре, пожалуй, это выход. Придется отдать пол зарплаты.
Михаил тяжело вздохнул и начал собираться на смену.
А за окном уже гремела знакомая мелодия «Мишка, Мишка, где твоя улыбка?»


Рецензии