Эстетика мысли. Теория стоимости

Идея трудовой теории стоимости была заимствована Марксом у своих предшественников-экономистов. Согласно этой теории плата за товар должна приблизительно соответствовать количеству затраченного труда, т. е. количеству рабочего времени, необходимому для производства этого товара. Реальные цены на товар, конечно, колеблются, но колеблются они вокруг некоторой средней цены. Эта средняя цена получила название «стоимости». Маркс определял стоимость товара как среднее количество рабочего времени, необходимое для его производства.
Все эти ценовые колебания вокруг стоимости рассматривались как искажения, вызванные случайными обстоятельствами торговых операций, и никак не влияли на оценку истинности теории стоимости (примерно также, как порывы ветра, искажающие расчётную картину падения тела, не влияют на истинность закона всемирного тяготения).

Но если рассмотреть отношения капиталист-рабочий, то у теории стоимости возникают серьёзные трудности: предполагалось, что капиталист может получить на рынке полную стоимость своего продукта, т. е. продать его по цене, соответствующей общему количеству рабочего времени, затраченного на его производство. Вместе с тем оказывается, что рабочий не получает полной цены за товар, который он продает капиталисту. Рабочему не платят согласно общему закону теории стоимости, который гласит, что все реальные цены, по крайней мере в первом приближении, определяются стоимостью товара. Фактически, мы имеем дело с регулярным и систематическим нарушением закона стоимости, который претендует на роль фундаментального экономического закона.

Такое положение дел ведёт теорию стоимости к краху: ведь теперь оказывается, что некоторые цены, например величина заработной платы, не соответствуют стоимости даже в первом приближении. Значит, в силу аналогичных причин, то же самое может оказаться верным и для цены других товаров. (Кстати, неспособность решить данную проблему привела к распаду одну из домарксовых экономических школ)

Решение, спасшее теорию стоимости, удалось найти Марксу. Маркс задался вопросом - а что же рабочий продаёт капиталисту? – и выяснил, что рабочий продаёт не продукцию, собственником которой он не является, и даже не рабочее время, а свою рабочую силу. Теперь предположим, что этот товар продается по его истинной стоимости. Какова же эта стоимость? Согласно определению, стоимость рабочей силы есть среднее рабочее время, необходимое для ее производства (или лучше сказать воспроизводства). Это есть не что иное, как время, необходимое для производства средств существования рабочего (и его семьи).
Таким образом, Маркс приходит к следующему результату: действительная стоимость рабочей силы равна количеству рабочего времени, необходимого для производства средств существования рабочего. По этой цене рабочая сила продается капиталисту.
Итак: то, что продаёт рабочий, и то, что продаёт капиталист – вещи принципиально разные, но и то и другое продаётся в соответствии с теорией стоимости.

Так Маркс спас от краха теорию стоимости и сделал это, на мой взгляд, блестяще. Решение Маркса одно из самых интеллектуально красивых решений в области экономики, которые мне известны.

На всякий случай скажу, что я не являюсь приверженцем марксизма и саму по себе теорию стоимости считаю крайне слабой. Более того, избавление от этой теории могло бы пойти марксизму на пользу. Но это тема другого и долгого разговора.


Рецензии