de omnibus dubitandum 119. 104

ЧАСТЬ СТО ДЕВЯТНАДЦАТАЯ (1918)

Глава 119.104. ПРОДАЖА ШПАГИ НЕ ПОРТИТ КЛИНКА…

    И солнце Аустерлица [В битве под Аустерлицем 2 декабря 1805 г. Наполеон разгромил союзную русско-австрийскую армию], и тьма Ватерлоо [В сражении при Ватерлоо 18 июня 1815 г. армия Наполеона потерпела поражение от англо-голландской армии Веллингтона и прусской армии Блюхера], и счастье Моро, и его печальная судьба.

    В жизни советских генералов времена менялись. Падали одни, восходили другие. Отошел от высоких дел Бонч-Бруевич (в связи с опалой, постигшей его брата), взошла звезда Раттеля (см. фото)[Раттель (Раттэль) Николай Иосифович (1875–1938) — окончил Николаевскую академию Генерального штаба в 1902 г., с 1912 г. служил в управлении военных сообщений Генерального штаба, после начала Первой мировой войны в управлении военных сообщений при Ставке, в июне 1916 г. — ноябре 1917 г. в штабе Юго-Западного фронта, генерал-майор (1916), после Октябрьской революции с 17 ноября начальник военных сообщений при Ставке Верховного Главнокомандующего, с июня 1918 г. начальник штаба Высшего Военного Совета, в сентябре — октябре начальник Полевого штаба РВС Республики, с 25 октября начальник Всероссийского главного штаба; с июня 1920 г. председатель Военно-законодательного совещания при РВС Республики и член Особого совещания при Главкоме, с 1925 г. находился в резерве РККА, работал начальником Главзолота, Главцветметдрагзолота и др.] — сотоварища по корпусу Духонина, в один день с ним награжденного офицерским Георгием.

    Неуклонно и прогрессивно цвел один Каменев, победитель Колчака и Деникина, единственный человек, которому доверяет даже Бухарин [Бухарин Николай Иванович (1888–1938) — член РСДРП с 1906 г.; в Россию возвратился в апреле 1917 г., в начале мая вошел в Московский комитет РСДРП(б), редактировал «Известия Московского Военно-Революционного Комитета». В 1917–1918 гг. — лидер «левых коммунистов». С 1918 по 1929 г. — редактор газеты «Правда»; в 1919–1929 гг. также член Исполкома Коминтерна; в 1934–1937 гг. — редактор газеты «Известия». Был членом ВЦИК и ЦИК СССР, членом ЦК партии, кандидатом в члены и членом Политбюро ЦК, членом президиума ВСНХ СССР, занимал другие партийные и государственные ответственные посты], владелец чужого дома на Кузнецком мосту, подаренного ему «Р.С.Ф.С.Р.» осенью минувшего года.

    В украинскую эпоху барыши и славу Каменева оспаривали знатоки украинского боевого театра: Гутор, Клембовский, Сытин. Дважды они занимали Украину, дважды водворяли в Киеве Христиана Раковского с его американскими секретарями и румынскими дактило [Машинистка]. Целый год катались они по линиям: Киев-Харьков, Киев-Волочинск, Киев-Одесса и т.д.

    За семь лет они изучили на Юго-Западе буквально каждый кустик. Разбив Деникина, они без труда обошли в маневре под Киевом и Пилсудского, безнадежно скомпрометированные, с упорством тщеславия, они все более стремились к цели — стать советскими Моро и Пишегрю. Неоднократные попытки белых агентов вступать с ними в сношения наталкивались на их самый яростный отпор.

    Не последнюю роль в их стараниях играл и тот процент из контрибуции занимаемых городов, который под сурдинку проводил Лейба Бронштейн (Троцкий) под видом подарков «освобожденных местностей».

    Сквозь пальцы смотрели и на «торговые предприятия» их креатур. Так, правая рука Сытина, генерал Одинцов [Ср. с характеристикой из книги Бор. Мирского «В изгнании: (Публицистические очерки): „…Через полтора года большевики будут его судить за контрабандный провоз шелковых чулок“» (Париж, 1922. — С. 101)], во времена киевских переговоров с гетманом, усиленно спекулировал мануфактурой, сахаром и валютой. Был пойман, судим, но амнистирован за заслуги, оказанные революции.

    В результате за три года существования института военспецов не было случая, чтобы в раскрытых заговорах фигурировала хоть одна крупная фамилия. Из офицеров — молодые и невлиятельные. Генералы, смаклерованные Парским, честно поддержали престиж красной звезды.

    Восставали: быв. пристав Муравьев [Муравьев Михаил Артемьевич (1880–1918) — подполковник, левый эсер, после Октябрьской революции руководил обороной Петрограда от войск П.Н. Краснова, с декабря 1917 г. начальник штаба наркома по борьбе с контрреволюцией на юге России, в начале 1918 г. командующий войсками Южного фронта, затем начальник штаба Верховного Главнокомандующего войсками Советской Украинской народной республики; после кратковременного пребывания под арестом в Москве с 13 июня 1918 г. командующий войсками Восточного фронта, 10 июля выступил против Советской власти и на следующий день был убит «при аресте» в Симбирске; московская газета «Жизнь», где сотрудничал А. Ветлугин, сообщая об аресте бывшего главнокомандующего советскими войсками Н. Муравьева, писала: «Газеты, сообщавшие биографические сведения о Муравьеве, указывали на то, что до революции он служил по полицейской части и отличался черносотенными взглядами» (1918. — № 7. — 30(17) апреля. — С. 1)], войсковой старшина - казак Миронов [Миронов Филипп Кузьмич (1872–1921) — казак станицы Усть-Медведицкой, участник русско-японской и Первой мировой войн, в 1917 г. войсковой старшина, помощник командира 32-го Донского казачьего полка, в 1917 г. был выбран командиром полка, в 1918 г. член ВРК, военком Усть-Медведицкого округа, командир бригады, затем дивизии; с марта 1919 г. помощник командующего, а затем командующий Белорусско-литовской (16-й) армией Западного фронта, с 17 июня командир Особого Донского конного корпуса, смещен с должности за своеволие, арестован, приговорен к расстрелу, но помилован; с 6 сентября 1920 г. командовал 2-й Конной армией (с 6 декабря 2-м конным корпусом); в начале января 1921 г. был назначен главным инспектором кавалерии РККА и отозван в Москву; по дороге 12 февраля арестован по обвинению в подготовке мятежа; 2 апреля убит в Бутырской тюрьме «при попытке бегства». См. о нем в заметке Ник. Нинского, опубликованной в ростовской газете «Жизнь» в связи с информацией о расстреле Миронова (1919. — № 164.— 10(23) ноября. — С. 4)], вахмистр Думенко [Думенко Борис Мокеевич (1888–1920) — вахмистр, весной 1918 г. возглавил кавалерийский отряд, сформированный на хуторе Веселый, с которым присоединился к партизанскому соединению Г. Шевкоплясова, с июля 1918 г. командир 1-го кавказского крестьянского социалистического полка в составе 1-й Донской конной бригады, с ноября командир 1-й Сводной казачьей 10-й армии, с апреля 1919 г. помощник начальника штаба армии по кавалерийской части, затем командовал корпусом; в мае 1919 г. был обвинен в убийстве военкома В.Н. Микеладзе и подготовке мятежа и расстрелян], матрос Дыбенко.

    Генералы типа Гутора козыряли и щеголяли гениальными планами.

    В отношении угодливости и старанья полковник Каменев отнюдь не превзошел общий уровень военспецов.

    «Я доволен моими генералами», — сказал Троцкий еще в прошлом январе… «На примере вождей красной армии мы могли убедиться в полезности привлечения буржуазных специалистов», — прибавил недавно Ленин.

    …А когда вспыхнуло Кронштадтское восстание [Кронштадтское восстание — восстание гарнизона Кронштадта и экипажей ряда кораблей Балтийского флота, выдвинувших лозунг «Советы без коммунистов!»; среди немногих принявших участие в восстании военспецов, входивших в «штаб обороны», был командующий артиллерией крепости генерал А.Р. Козловский], когда никто из спецов не увлекся примером скромного Козловского, и лишь полковник Каменев пожал лавры полковников Мина и Римана [Полковник Георгий Александрович Мин (1855–1906), командовавший с 1904 г. Лейб-гвардии Семеновским полком, во время подавления московского вооруженного восстания 1905 г. направил 16 декабря на Казанскую железную дорогу отряд под командованием полковника Н.К. Римана (1864–1917), отдав ему приказ: «Пленных не брать, пощады не давать»], тогда и заядлым скептикам стало понятно, что Лёвин фокус действительно удался.

    Деньги не пахнут, продажа шпаги не портит клинка

    {В книге отсутствует финальный фрагмент газетного варианта главы: "Специалистов призывали к их родному делу. Что удивительного, если они его выполнили. Но было бы близорукостью и безумием пытаться преуменьшать их значение. Русская армия и Россия погибли от руки взлелеянных ими людей.

    Больше, чем немцы, больше, чем международные предатели, должны ответить перед потомством люди, пошедшие против счастья, против чести их же мундира, против бывших своих товарищей.

    Летом 1920 г. в Крыму было опубликовано воззвание офицеров ген. штаба, находящихся в армии Врангеля. После прочтения списка подписавшихся стало жутко: оказалось, что громадное большинство мозга армии — ген. штаба — не здесь, не с нами, а там, с ними. И их умелую руку чувствовали в критические моменты патриоты и Колчака, и Деникина, и Врангеля.

    Они прикрываются за имена никому не известных комиссаров и политиков. Это их не спасет ни от нашего презрения, ни от суда истории.

    Здесь мы подходим к исключительно важному моменту, подробному описанию того, что было именно сделано военной инспекцией в ходе ее работ и к характеристике выдвинутых новых предателей. Но об этом особо и отдельно" (Общее Дело. — 1921. — № 220. — 20 февраля. — С. 2)}.


Рецензии