Совесть, нравственность и человек

Мы все время анализируем свои поступки, иногда не замечая этого процесса, не задумываясь над ним.
Частично этот процесс происходит осознанно, частично неосознанно, на уровне физиологии тела, подсознания.
При  этом следует понимать, что оценку нашим поступкам дает не отдельно взятый наш мозг, а весь организм, который как единый орган реагирует на все и через мозг производит сбор и анализ информации, отраженной частями тела, а потом мозг сигналами возвращает в органы тела команды для совершения действий.
Но в любом случае впоследствии, то, что было предметом пусть и неосознанного осмысления или анализа, проявляется в наших мыслях как предмет рассуждения – правильно ли я поступил, так ли нужно было поступить.
Иногда это происходит запоздало – сначала совершим поступок, а потом делаем выводы и оценки.
Мы слышим в себе эти мысли – тело заставляет мозг оценить все, что произошло, тело нацелено на выживание и требует дать оценку своим действиям на основании генетических программ.
Хочется надеяться, что даже самый безнравственный человек, совершая поступки, противоречащие общепринятой этике, задумывается о совершенном, и пусть невольно, пытается себя оправдать – не случайно Библия упоминает искренне раскаявшегося на кресте разбойника.
Возникает резонный вопрос - если человек уже совершил поступок, над которым особенно не задумывался совершая, зачем и почему он пытается переосмыслить совершенное, дать оценку своему поступку.
Что это - страх за содеянное или внутренний дискомфорт от понимания неправильности совершенного, угрызение совести?
Или это заложенная в нас программа, которая обязывает нас производить работу над ошибками на уровне неосознанного переходящее в осознанное?
Совесть - это механизм инстинкта или механизм работы души, работа мозга по исправлению внутренних недостатков нравственности, это отражение интеллекта или нечто иное?
Человечество давно использует в жизни термин «совесть», который постоянно применятся каждым физиологически здоровым человеком в той или иной мере в повседневной жизни.
Согласно Википедии – «Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.»
Действительно мы часто от людей слышим выражения:
- бессовестный;
- совесть потерял;
- у (тебя) него нет совести;
- угрызения совести;
- совесть пропил;
- у него совесть спит;
- что тебе подсказала твоя совесть, и так далее.
Из данного контекста следует, что совесть - это некое явление, присущее каждому человеку, но объем совести, характер ее присутствия и использования у каждого человека в конкретный момент разный.
Более того, у человека в отношении одного и того же поступка по мере времени могут проявляться абсолютно разные оценки его совести, совести иных людей.
При анализе применения явления совесть мы приходим к выводу, что данное явление неразрывно связано с понятием нравственность, является отражением нравственности и (или) инструментом нравственности, инструментом формирования, контроля, регулирования, критерием нравственности, через который происходит управление мотивациями человека при принятии решения о совершении поступков сейчас, потом, в будущем.
Что первично – совесть или нравственность, что управляет друг другом?
Совесть, одномоментно, как и нравственность не имеет материальных отражений и проявлений, носителем совести является только человек - его реакции на явления окружающего мира, проявляющиеся в мотивациях, поступках, действиях, мыслях и словах.
Совесть, как и нравственность нельзя взвесить или пощупать, отмерить в граммах или иных единицах, как у каждого человека, так и относительно к разным поступкам и проявлениям поступков человека.
Но, тем не менее, люди, высказываясь о совести, как правило, рассуждают об этом явлении как о явлении материального мира, что является очень важным.
В живом мире Земли совесть является явлением, присущим только человеку, не просто как существу разумному и имеющими признаки личности, но и как существу единственному в живом мире Земли имеющим в своей жизни такое явление как  нравственность.
Оценивая взаимодействие совести и нравственности, видимо следует признать, что совесть является нормой, мерилом нравственности, инструментом, который управляет процессом наращивания нравственности.
В зависимости от формата, объема присутствующей у человека совести идет процесс управления нравственностью.
 То есть фактически совесть - это материальный результат работы организма человека – поскольку все явления и результаты работы организма (мозга) являются результатом отражения химических процессов организма, следовательно совесть отражает наличие или отсутствие в организме конкретного человека определенных химических элементов, соединений, которые дают человеку через мозг команды по реализации тех или иных поступков, мотивируют (направляют) человека на нравственный или безнравственный поступок.
В период определенных циклов Земли в человеческой популяции происходит падение, как уровня совести, так и уровня нравственности, поскольку меняется химический состав организма людей на планете в целом (меняется количество, наличие или отсутствие определенных сложных химических соединений), в связи с чем у человека, групп людей, перестают работать в прежнем режиме явления и совести и нравственности, снижаются их пороги чувствительности.
Надо отметить, что это происходит не в повсеместном режиме – значительное количество людей имеют свой защитный механизм (может с другим режимом функционирования), который позволяет сохранить, а зачастую свести в указанный период до минимума снижение уровня своей совести и своей нравственности, удержать от падения.
Иначе трудно, например, объяснить, почему в настоящее время при наличии значительного числа коррупционеров среди представителей органов власти тем не менее:
- среди представителей власти не все деградируют, а если это происходит, то в разной степени;
- достаточно большое число людей с высоким уровнем интеллекта не идет работать во власть, понимая, что там им не место – они не смогут вести себя, так как ведут коррупционеры – имеющаяся у них лично совесть и нравственность не позволит совершать поступки, противоречащие их этике.
Надо оговориться о таком явлении как конформизм, который по существу является механизмом сдерживания, корректировки совести.
Согласно Википедии «Конформизм – это приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид.»
В организме человека постоянно идет борьба за выживание в среде подобных, борьба за место в эволюции и в этой связи конформизм постоянно конкурирует с совестью – совесть требует поступков нравственных, а конформизм требует от человека воздержанности от таких поступков, считая, что таким образом можно сохранить себе (человеку) комфортное существование, выжить.
При этом конформизм «уговаривает» совесть, стремясь сгладить свое поведение, а совесть, выступая судьей нравственности человека, стремится преодолеть конформизм – идет борьба мозга по управлению организмом и формированием в организме набора химических элементов.
Мы знаем случаи, когда у людей приверженных конформизму вдруг просыпается совесть, и они совершают нравственные поступки вопреки своему предшествующему поведению.
Если совесть и нравственность это результат работы в организме человека сложных химических элементов, то возникает вопрос - может ли человек произвольно, по собственному усмотрению, менять как состав этих или иных химических соединений, отвечающих за совесть и нравственность или это невозможно.
Многочисленный опыт мировой практики учит, что возможности организма человека бесконечны, в человеке заложены колоссальные ресурсы к выживанию и изменению.
К таким ресурсам относится и возможность управления человеком посредством своего сознания, механизмами тела, отвечающими за формирование сложных химических соединений, регулирующих в человеке явления совести и нравственности.
Вопрос другой – а хочет ли человек этого, не подсказывает ли ему конформизм другой путь – путь разрешения себе всего, что не связано с трудом, с напряжением организма, с работой над собой.
Мы знаем многочисленные примеры, когда люди излечивались от сложных заболеваний вопреки прогнозам врачей, врачам давно известен феномен «плацебо» (пустышки), когда человеку вместо лекарства давали в ампуле простую воду и человек, считая, что получил дефицитное супер лекарство излечивался.
Можно приводить множество примеров, а суть одна – человек может и должен учиться управлять собой, должен очень хотеть этого, стремиться к этому и тогда он может получить новые личностные качества, в том числе это касается и совести и нравственности.
Возникает закономерный вопрос: если это действительно так, то следует просто настроить себя и стать другим.
Пётр Успенский в работе «Психология и космология возможного развития человека» писал: «Почему не все люди могут развиться и стать другими существами? Ответ очень прост. Потому что они не хотят этого. Потому что они не узнают и не поймут без длительной подготовки ничего, даже если им рассказать об этом.
Главная идея состоит в том, что для того, чтобы стать иным существом, человек должен очень сильно желать этого на протяжении длительного времени. Преходящее или случайное желание, опирающееся на неудовлетворенность внешними условиями, не дает достаточного импульса.»
А теперь вспомним православную религию и ряд других – в Библии, на церковных службах идет методическое внушению человеку о том, что человек не должен совершать отрицательные поступки (грешить).
Вот этот же механизм использовали КПСС и ряд других партий, переняв его у религии, для формирования так называемого мировозрения, а по другому – механизма изменения химического состава организма человека с целью формирования нравственности человека.
По истории Саровской пустыни Серафим Саровский отказывался ходить на совместные службы в храме, считая, очевидно, что он самостоятельно молится и формирует себя как нравственного человека.
И он в силу своих начальных личностных свойств и качеств, в результате продолжительной работы над собой, стал обладать новыми качествами и свойствами.
Большинство людей в силу своих психо – волевых качеств не способно самостоятельно и целенаправленно работать над собой.
Это не хорошо и не плохо – не все люди от рождения обладают волевыми качествами сильной личности.
Вот почему этим вопросами должно заниматься государство, принимая законы и формируя программы работы над нравственностью населения – только системная работа, построенная на едином методологическом материале, связанная с противодействием безнравственности, может принести положительные результаты.
 В настоящее время в России принят закон против «воров в законе», лидеров преступного мира, которые являясь сильными личностями,  формируют свое окружение – через насаждаемую ими идеологию вседозволенности, при отсутствии целенаправленной работы государства в вопросах нравственности, развращают слабовольных людей и включают у них механизмы химических реакций, которые снижают у конкретного человека, как совесть, так и нравственность.
Мы живем в мире, когда на нас воздействует очень много факторов, начиная от космоса, продуктов питания с непонятным химическим составом, кончая психологическим воздействием людей, обладающих сильной волей, но с низкой нравственностью и совестью.
Противостоять в этом мире человеку очень трудно одному, на уровне интуитивного понимания – что - то не так в нашем обществе, в мире.
Есть много причин надеяться, что человечество, как было уже не раз, пройдет этот цикл падения нравственности, очистится и пойдет дальше.
Вопрос времени и потерь, ни первое, ни второе не вернешь.
А вот работать над собой, учить себя жить по - другому – это можно делать всегда, важно понять и захотеть.


Рецензии