Совесть, нравственность и человек
Частично этот процесс происходит осознанно, частично неосознанно, на уровне физиологии тела, подсознания.
При этом следует понимать, что оценку нашим поступкам дает не отдельно взятый наш мозг, а весь организм, который как единый орган реагирует на все и через мозг производит сбор и анализ информации, отраженной частями тела, а потом мозг сигналами возвращает в органы тела команды для совершения действий.
Но в любом случае впоследствии, то, что было предметом пусть и неосознанного осмысления или анализа, проявляется в наших мыслях как предмет рассуждения – правильно ли я поступил, так ли нужно было поступить.
Иногда это происходит запоздало – сначала совершим поступок, а потом делаем выводы и оценки.
Мы слышим в себе эти мысли – тело заставляет мозг оценить все, что произошло, тело нацелено на выживание и требует дать оценку своим действиям на основании генетических программ.
Хочется надеяться, что даже самый безнравственный человек, совершая поступки, противоречащие общепринятой этике, задумывается о совершенном, и пусть невольно, пытается себя оправдать – не случайно Библия упоминает искренне раскаявшегося на кресте разбойника.
Возникает резонный вопрос - если человек уже совершил поступок, над которым особенно не задумывался совершая, зачем и почему он пытается переосмыслить совершенное, дать оценку своему поступку.
Что это - страх за содеянное или внутренний дискомфорт от понимания неправильности совершенного, угрызение совести?
Или это заложенная в нас программа, которая обязывает нас производить работу над ошибками на уровне неосознанного переходящее в осознанное?
Совесть - это механизм инстинкта или механизм работы души, работа мозга по исправлению внутренних недостатков нравственности, это отражение интеллекта или нечто иное?
Человечество давно использует в жизни термин «совесть», который постоянно применятся каждым физиологически здоровым человеком в той или иной мере в повседневной жизни.
Согласно Википедии – «Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.»
Действительно мы часто от людей слышим выражения:
- бессовестный;
- совесть потерял;
- у (тебя) него нет совести;
- угрызения совести;
- совесть пропил;
- у него совесть спит;
- что тебе подсказала твоя совесть, и так далее.
Из данного контекста следует, что совесть - это некое явление, присущее каждому человеку, но объем совести, характер ее присутствия и использования у каждого человека в конкретный момент разный.
Более того, у человека в отношении одного и того же поступка по мере времени могут проявляться абсолютно разные оценки его совести, совести иных людей.
При анализе применения явления совесть мы приходим к выводу, что данное явление неразрывно связано с понятием нравственность, является отражением нравственности и (или) инструментом нравственности, инструментом формирования, контроля, регулирования, критерием нравственности, через который происходит управление мотивациями человека при принятии решения о совершении поступков сейчас, потом, в будущем.
Что первично – совесть или нравственность, что управляет друг другом?
Совесть, одномоментно, как и нравственность не имеет материальных отражений и проявлений, носителем совести является только человек - его реакции на явления окружающего мира, проявляющиеся в мотивациях, поступках, действиях, мыслях и словах.
Совесть, как и нравственность нельзя взвесить или пощупать, отмерить в граммах или иных единицах, как у каждого человека, так и относительно к разным поступкам и проявлениям поступков человека.
Но, тем не менее, люди, высказываясь о совести, как правило, рассуждают об этом явлении как о явлении материального мира, что является очень важным.
В живом мире Земли совесть является явлением, присущим только человеку, не просто как существу разумному и имеющими признаки личности, но и как существу единственному в живом мире Земли имеющим в своей жизни такое явление как нравственность.
Оценивая взаимодействие совести и нравственности, видимо следует признать, что совесть является нормой, мерилом нравственности, инструментом, который управляет процессом наращивания нравственности.
В зависимости от формата, объема присутствующей у человека совести идет процесс управления нравственностью.
То есть фактически совесть - это материальный результат работы организма человека – поскольку все явления и результаты работы организма (мозга) являются результатом отражения химических процессов организма, следовательно совесть отражает наличие или отсутствие в организме конкретного человека определенных химических элементов, соединений, которые дают человеку через мозг команды по реализации тех или иных поступков, мотивируют (направляют) человека на нравственный или безнравственный поступок.
В период определенных циклов Земли в человеческой популяции происходит падение, как уровня совести, так и уровня нравственности, поскольку меняется химический состав организма людей на планете в целом (меняется количество, наличие или отсутствие определенных сложных химических соединений), в связи с чем у человека, групп людей, перестают работать в прежнем режиме явления и совести и нравственности, снижаются их пороги чувствительности.
Надо отметить, что это происходит не в повсеместном режиме – значительное количество людей имеют свой защитный механизм (может с другим режимом функционирования), который позволяет сохранить, а зачастую свести в указанный период до минимума снижение уровня своей совести и своей нравственности, удержать от падения.
Иначе трудно, например, объяснить, почему в настоящее время при наличии значительного числа коррупционеров среди представителей органов власти тем не менее:
- среди представителей власти не все деградируют, а если это происходит, то в разной степени;
- достаточно большое число людей с высоким уровнем интеллекта не идет работать во власть, понимая, что там им не место – они не смогут вести себя, так как ведут коррупционеры – имеющаяся у них лично совесть и нравственность не позволит совершать поступки, противоречащие их этике.
Надо оговориться о таком явлении как конформизм, который по существу является механизмом сдерживания, корректировки совести.
Согласно Википедии «Конформизм – это приспособление, а также пассивное согласие с порядком вещей, с мнениями и взглядами, которые существуют в определенном обществе, где находится индивид.»
В организме человека постоянно идет борьба за выживание в среде подобных, борьба за место в эволюции и в этой связи конформизм постоянно конкурирует с совестью – совесть требует поступков нравственных, а конформизм требует от человека воздержанности от таких поступков, считая, что таким образом можно сохранить себе (человеку) комфортное существование, выжить.
При этом конформизм «уговаривает» совесть, стремясь сгладить свое поведение, а совесть, выступая судьей нравственности человека, стремится преодолеть конформизм – идет борьба мозга по управлению организмом и формированием в организме набора химических элементов.
Мы знаем случаи, когда у людей приверженных конформизму вдруг просыпается совесть, и они совершают нравственные поступки вопреки своему предшествующему поведению.
Если совесть и нравственность это результат работы в организме человека сложных химических элементов, то возникает вопрос - может ли человек произвольно, по собственному усмотрению, менять как состав этих или иных химических соединений, отвечающих за совесть и нравственность или это невозможно.
Многочисленный опыт мировой практики учит, что возможности организма человека бесконечны, в человеке заложены колоссальные ресурсы к выживанию и изменению.
К таким ресурсам относится и возможность управления человеком посредством своего сознания, механизмами тела, отвечающими за формирование сложных химических соединений, регулирующих в человеке явления совести и нравственности.
Вопрос другой – а хочет ли человек этого, не подсказывает ли ему конформизм другой путь – путь разрешения себе всего, что не связано с трудом, с напряжением организма, с работой над собой.
Мы знаем многочисленные примеры, когда люди излечивались от сложных заболеваний вопреки прогнозам врачей, врачам давно известен феномен «плацебо» (пустышки), когда человеку вместо лекарства давали в ампуле простую воду и человек, считая, что получил дефицитное супер лекарство излечивался.
Можно приводить множество примеров, а суть одна – человек может и должен учиться управлять собой, должен очень хотеть этого, стремиться к этому и тогда он может получить новые личностные качества, в том числе это касается и совести и нравственности.
Возникает закономерный вопрос: если это действительно так, то следует просто настроить себя и стать другим.
Пётр Успенский в работе «Психология и космология возможного развития человека» писал: «Почему не все люди могут развиться и стать другими существами? Ответ очень прост. Потому что они не хотят этого. Потому что они не узнают и не поймут без длительной подготовки ничего, даже если им рассказать об этом.
Главная идея состоит в том, что для того, чтобы стать иным существом, человек должен очень сильно желать этого на протяжении длительного времени. Преходящее или случайное желание, опирающееся на неудовлетворенность внешними условиями, не дает достаточного импульса.»
А теперь вспомним православную религию и ряд других – в Библии, на церковных службах идет методическое внушению человеку о том, что человек не должен совершать отрицательные поступки (грешить).
Вот этот же механизм использовали КПСС и ряд других партий, переняв его у религии, для формирования так называемого мировозрения, а по другому – механизма изменения химического состава организма человека с целью формирования нравственности человека.
По истории Саровской пустыни Серафим Саровский отказывался ходить на совместные службы в храме, считая, очевидно, что он самостоятельно молится и формирует себя как нравственного человека.
И он в силу своих начальных личностных свойств и качеств, в результате продолжительной работы над собой, стал обладать новыми качествами и свойствами.
Большинство людей в силу своих психо – волевых качеств не способно самостоятельно и целенаправленно работать над собой.
Это не хорошо и не плохо – не все люди от рождения обладают волевыми качествами сильной личности.
Вот почему этим вопросами должно заниматься государство, принимая законы и формируя программы работы над нравственностью населения – только системная работа, построенная на едином методологическом материале, связанная с противодействием безнравственности, может принести положительные результаты.
В настоящее время в России принят закон против «воров в законе», лидеров преступного мира, которые являясь сильными личностями, формируют свое окружение – через насаждаемую ими идеологию вседозволенности, при отсутствии целенаправленной работы государства в вопросах нравственности, развращают слабовольных людей и включают у них механизмы химических реакций, которые снижают у конкретного человека, как совесть, так и нравственность.
Мы живем в мире, когда на нас воздействует очень много факторов, начиная от космоса, продуктов питания с непонятным химическим составом, кончая психологическим воздействием людей, обладающих сильной волей, но с низкой нравственностью и совестью.
Противостоять в этом мире человеку очень трудно одному, на уровне интуитивного понимания – что - то не так в нашем обществе, в мире.
Есть много причин надеяться, что человечество, как было уже не раз, пройдет этот цикл падения нравственности, очистится и пойдет дальше.
Вопрос времени и потерь, ни первое, ни второе не вернешь.
А вот работать над собой, учить себя жить по - другому – это можно делать всегда, важно понять и захотеть.
Свидетельство о публикации №219082601735