Жива - и радуюсь!

 
                «Радость прямит, кручина крючит» (русск. пог.)

            Гуляю по центральной улице, по парку своего родного Петропавловска, пора с кем-нибудь и побеседовать. После всех преобразований в нашем огромном зелёном парке, ровеснике города, ни лавочки, ни тени больше не найдёшь. А как хорошо было раньше! Высокохудожественные скульптурные изображения классиков литературы, тружеников и спортсменов, одно время были заменены на каких-то болванов с большими головами, где Анну Ахматову не отличишь от Абая Кунанбаева. Слава богу, их всё же убрали... Теперь наступило время внушительных колоннад, больших площадей – подобных греческим и римским, только трибунов нет, которые на таких площадях собирали и просвещали народ. Всё уложено плиткой кое-как – ни травки, ни цветочков… Жара, пекло, воздуха нет…
            Ага!- обрадовалась я, - Всё-таки есть и лавочка, и собеседник! Очень полная женщина с палочкой, примерно моя ровесница, сидит в тени, а на свободной половине лавочки – неумолимое солнце. Что ж, выбора нет, и я обречённо опускаюсь рядом с будущей собеседницей, как на сковороду…
            - И какие мысли вас посещают, глядя на всё это?.. «безобразие» - хотела добавить я, но не стала.
            - Какие мысли? Вот сижу и радуюсь – как всё хорошо! Я – жива! Гуляю на своих ногах по красивому городу! Никогда не думала раньше, что так хорошо будем жить! У меня отличная пенсия, заработала - я была медсестрой в областной больнице сорок лет. У меня выросли хорошие дети – два сына, водители; отличные внуки – у них высшее образование… Все меня любят, помогают, и я всех люблю!.. А ведь я в четырнадцать лет осталась без матери – она умерла. Родила она меня поздно, в сорок лет, другие сёстры уж взрослыми  были. Теперь никого их нет, и мужа тоже, а мне уже семьдесят два года...
           - Муж-то хороший был? Как вы познакомились? - спрашиваю.
           - Пришла я с подругой в кинотеатр «Ударник» на встречу с артисткой Зоей Фёдоровой, а рядом паренёк сидел, вот мы и познакомились. Сразу друг в друга влюбились, оба! Он был водителем, мне - восемнадцать лет, поженились. Первый и последний мой мужчина... Очень-очень хороший человек! Только вот пожил мало... Нашим мальчикам было пять и десять лет, когда его не стало… 
           - Вы всех любите? Неужели и жён своих сыновей? - задаю я коварный вопрос уникальной женщине, оптимистке.
           - Больше всех на свете я люблю своих сыновей, Андрея и Ваню, а  ради их счастья - и их жён. Один-то сын живёт на Севере, в Пытьяхе, а с семьёй другого мы вместе прожили двадцать три года. Невестка – учительница,  очень властная, но я ей подчинялась ради сына, и всё у нас было хорошо. Сейчас они получили отдельную квартиру – двенадцать лет стояли на очереди, но меня не забывают. Приходят, помогают, моют полы, ухаживают, когда болею… У меня замечательный внук Коля – живёт в Екатеринбурге, учится в магистратуре, что-то по машиностроению. Ему 23 года, он не пьёт, не курит, очень скромный и достойный молодой человек. И внучка на Севере с высшим образованием, недавно вышла замуж. Слава богу, всё хорошо!..
             
           - Да, а вот со здоровьем у вас неважно, - оглядываю я собеседницу,  женщина очень-очень полная: налитый салом загривок, вздутая шея, жирная грудь, рукавчики лёгкого платья с трудом обтягивают плечи, чудовищный живот свисает между ног…
           - Руки и ноги у меня нормальные, только вот живот…  - по-прежнему оптимистично заявляет женщина. - Кишечную непроходимость мне трижды устраняли ещё в 90-м году, пупочную грыжу – дважды, удалили жёлчный пузырь – холецистит… В 2004 году четыре раза резали – в кишках ранки образуются, температура поднимается до сорока, живот краснеет – режут… Последний раз пятого марта резали уже в этом, 19 году – трижды, опять устраняли непроходимость… Хирурги удивляются – открою глаза после наркоза, и сразу – весёлая, улыбаюсь, радуюсь, что живая, благодарю врачей! «Ну, наша Татьяна Павловна молодец, не унывает!» - говорят врачи, и тоже за меня радуются. Кто из них меня только не резал!
             Но в этот раз после операции три дня трубка в горле стояла – сама раздышаться не могла, подключали к искусственной вентиляции лёгких. Только задышала – почки отказали, три дня гемодиализ делали, пока они  завелись. Долго не заживало – швы расходились, мокрело, текло – опять рассекали, опять зашивали… Меня же вот-вот только поставили на ноги, уже в августе… Считайте - с марта по август меня откачивали врачи, родные. Да разве я жила бы ещё на свете, если бы унывала? Вот я и радуюсь просто, что живая!..
             Между тем тень на лавочке переместилась, теперь я сидела в тени, а  моя собеседница  – на солнце, но за беседой мы уже ничего не замечали… Я перестала критически смотреть на окружающее - в самом деле, разве плохо живём? Но пора было расходиться.
             – Пойдёмте за арбузом на Южный рынок! - предложила я собеседнице.
             - Мне нельзя - сахарный диабет... Я пойду в магазин "Рахат" за ветчиной, люблю «Микояновскую» в собственной оболочке, и ещё куплю что-нибудь вкусненькое! А потом посмотрю фильм про Ихтиандра – уж сколько раз смотрела…
             - Да разве вам можно есть ветчину?
             - Конечно! Это же мясо! Я очень люблю мясо! И Татьяна Павловна Завертунова, с трудом поднявшись на ноги, отправилась за лакомствами…



              Отзыв: "Простая жизнь, простые  потребности, без амбиций, без выпячивания своего"я"- и счастье, простое, человеческое!!! Просто жизнь- и принятие всего что выпадает! Так и надо! Наслождаться жизнью, не мешая другим жить!!!
Класс! 1" - Людмила Шанина, Октау.
   


Рецензии