Слюни шайтана. Рёв 53
заслонила ортодоксальное, мюридское направление прежде всего за счёт своей пылкой политизированности, разнообразной подпитки со стороны гитлеровцев.
Однако она нисколько не сняла традиционный, РОДОВОЙ СПОСОБ РАЗЖИГАНИЯ ВОЙНЫ с неверными, идущий не только со времён Шамиля I, Гази-Мухаммеда и шейха Мансура, но и вытекающий из самой - поистине уникальной - природы чеченского народа.
Более того, исподволь тлеющий века, традиционный мюридизм явился той материнской платой, на которой только и могло сформироваться и развиться до таких потрясающих размеров мусульманское национал-социалистическое движение. Большинство чеченских мюридов в третьем газавате выступали под нацистскими знамёнами Хасана Исраилова, Меирбека Шерипова и других чеченских фюреров.
ВЗНОС БОЛЬШЕВИКОВ в формирование чеченского нацизма всё же уступает роли в нём ортодоксального мюридизма и особенностей родового строя Чечни. Нацизм просто-таки взрос на здешней почве! А большевики только помогли на заключительных стадиях! ПЕРЕРЕЗАЛИ ПУПОВИНУ.
ПОЛОУМНАЯ ХРАБРОСТЬ чеченских джигитов только казалась полоумной и нарочитой.
В действительности она исходила из самой национальной сущности чеченцев, которая всегда очень высоко ценилась многими и особенно русскими. Достаточно вспомнить Дикую дивизию – одно из самых боеспособных соединений российской императорской армии или горский конвой русского императора.
Шамиль чеканил на своих орденах для храбрецов I Имамата: «Кто думает о последствиях, тот не храбрец». А на знамёнах его наибов развевались надписи на арабском языке: «Не теряй смелости. Отнесись равнодушно к опасностям войны.
НИКТО НЕ УМРЁТ РАНЕЕ ПРЕДУСМОТРЕННОГО ЧАСА СМЕРТИ».
Русские солдаты часто «в знак уважения кланялись» пленным горцам.
(Доного Х.М. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864 гг…. сс.85,145,164.)
Так что национальное крайне тесно сплеталось с религиозным. ФАТАЛИСТИЧЕСКАЯ ЧЕРТА, столь присущая исламу, затрагивала самые глубинные струны кавказской души. Потому именно ислам так пришёлся «ко двору» на Северном Кавказе, вытеснив уже бывшее здесь христианство.
Да и в Великую Отечественную войну, пока не разгорелся “Эдельвейс”, многие чеченцы, как некогда в Дикой дивизии на службе у русского царя, проявили себя с самой лучшей стороны. Другое дело, что потом их призвал могучий голос предков и великой традиции газавата. Тогда они, всё побросав, потянулись на него “нестройными рядами и колоннами” проявлять свою безумную отвагу в родных местах.
Достаточно сказать, что 250 чеченцев призванные в РККА ещё до войны, в июне-июле 1941 года геройски погибли при защите Брестской крепости. «Демократические» авторы полагают, что «более четырёхсот».
(Политковская А. Вторая чеченская… с. 272.)
ДОВОЛЬНО МНОГО ЧЕЧЕНЦЕВ и вправду внесли достойный вклад в победу над германским нацизмом.
«Согласно архивным данным, целая рота чеченцев и ингушей (как раз 250 человек – А.Б.) участвовала в героической обороне Брестской крепости. Пулемётчик Ханпаша Нурадилов был посмертно награждён Звездой Героя Советского Союза - он лично уничтожил 920 фашистов. Наполовину чеченец, наполовину кумык Хаким Исмаилов водрузил знамя над рейстагом в Берлине. Кавалерист Мовлид Висаитов стал тем первым советским солдатом (по другим, уже приводимым здесь данным – он полковник, командир войсковой части - А.Б.), что встретился с союзниками-американцами на Эльбе».
(Алиев Т. Чеченские герои советской войны. - Известия, № 77, 12 мая 2005, с.4.)
ПРИЧИНА действительного участия в боевых действиях некоторой части чеченцев на стороне «поработившего их режима» заключалась, конечно, вовсе не в их исключительной верности идеалам Октября или защите горячо любимой ими Советской России.
Просто действительно прирождённые воины, уж коли находились в этой армии и давали присягу, не могли даже помыслить о трусливой сдаче в плен, о том, чтобы дрогнуть, предать товарищей по оружию, кто бы они сейчас ни были.
Воинская честь для них всегда значила больше жизни!
ГЕНЕРАЛ АРМИИ А.С.Куликов пишет, отдавая должное своим врагам-соотечественникам:
«Особая сплочённость чеченцев очень ярко проявила себя на войне, одаривая их чувством локтя и способностью противостоять силе, которая превосходила их собственную. Это очень важная черта национального характера. Как и та, что «чеченский «строй» мгновенно рассыпается, как только возникает опасность окружения».
(Куликов А.С. Тяжёлые звёзды… с.285.)
А вот поди ж ты, в окружении, в Брестской крепости, не дрогнули, не предали русских, не рассыпались, не побежали.
ОКАЗАВШИСЬ В САМОЙ ЧЕЧНЕ, эти же братья русских по оружию и не задумались бы обратить его против них же, с кем вчера стояли плечом к плечу в окопе или у амбразуры дота - если уж того потребовали бы интересы их рода, тейпа. Такое они уже не сочли бы предательством, потому что истинным предательством теперь для них стало бы непослушание роду.
У них никогда не было и нет гражданского мужества выступить против предрассудков и несправедливостей, творимых в собственном народе, но зато они всегда скалят зубы на чужака. Образцово-показательный иуда Павлик Морозов тем более не мог появиться из недр чеченского народа. НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ! Это просто исключено, ведь этот юный мерзавец, предав своего отца (по советской легенде, конечно), - предал свой род. За это просто убить негодяя - ещё и милость.
При одном исключении однако. ПРЕДАВАНИЕ ВОЗМОЖНО и у горцев, но только когда подобные ситуации складываются уже ВНЕ РОДА, вне национальной общности, тем более на далекой чужбине, в отрыве от земляков. Тогда-то эти гордецы становятся точно такими же обычными людьми, как и все прочие, ни лучше, ни хуже. И сынков-иуд у них там, вдали, вероятно, находится не меньше, чем у тех же русских, и даже отцов-иуд.
СУЩЕСТВУЮТ в национальной чеченской истории страницы, вроде печального исхода махаджирства (бегства в Турцию полтора века назад), когда чеченцы в отрыве от своих тейпов просто продавали своих родных, не исключено, что от безысходности, может быть, страдая при этом, но всё-таки предавая и продавая.
О таком вывороте хорошего в плохое писал ещё Омар Хайям: “Благородство и подлость, отвага и страх - Всё с рожденья заложено в наших телах. Мы до смерти не станем ни лучше, ни хуже - Мы такие, какими нас создал аллах!”
В совокупности, В ТЕЛЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РОДОВОЙ ТРАДИЦИИ чеченцы резко, неузнаваемо преображаются.
Теперь это совсем другие люди.
Ведь тут наиболее полно проявляется то, что наследуется от Рода:
не только родная речь и славный, горячий и великодушный темперамент, сплочённость, великолепные боевые качества,
а и родовая ограниченность, родовые обычаи и инстинкты, которые другим могут показаться совершенно нестерпимыми.
Русского человека, к примеру, не заставишь, как ингуша, жениться на жене отца, а у вайнахов - это норма.
СО СТОРОНЫ они воспринимаются людьми уникально дерзкими, гордыми, жестокими и непроходимо дикими - лишь потому что теперь они считаются только с одним - со своим родом. Всего остального мира для них уже практически не существует. Тем более, что они не чувствуют абсолютно никаких обязательств перед ним, в том числе и моральных.
Долг перед родом заслоняет буквально всё! Словно колокол - род накрывает и атрофирует всё, кроме необходимого ему самому по себе.
ВОТ КАКУЮ КАРТИНУ срисовал полтора века назад Иоганн Бларамберг, немецкий “натуралист” при русском войске:
“Чеченцы - самые жестокие и дикие племена на Кавказе”, практически не покоряемые. Делятся на: 1. мирных, равнинных. 2. “независимых” - по долинам рек проживающих. 3. высокогорных, ичкерийцев, живущих в юго-западной Чечне и высокогорных долинах Верхнего Аксая.
У чеченцев везде республиканская форма правления. Очень бедны и живут набегами, работорговлей, рабов очень и изощрённо мучают. Князья у них когда-то были, но их искоренили. Никогда не сдаются в плен.
Чеченка не выйдет замуж за юношу, который не занимается разбоем и не убивает.
Мол: «Какой же ты мужик, коли не разбойник и не убийца?!» (Есть над чем и сегодня задуматься!)
Дружат только с самыми близкими соседями, чтоб была помощь. С остальными - вражда, порой лютая, вековая, переходящая по наследству, из поколения в поколение. “Полное отсутствие прозорливости, что и погубит их рано или поздно”. До такой степени озлоблены, что не щадят никого и не думают о будущем.
(Бларамберг Й. Кавказская рукопись. - Ставрополь: Кн.изд-во, 1992, сс. 225-232.)
ГЕНЕРАЛ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ ЕРМОЛОВ называл чеченцев самыми “злейшими из разбойников”, необычайно быстро размножающимися - в том числе за счёт приёма злодеев от “всех прочих народов” (всегда жили за счёт “утечки кинжалов” к себе).
“Чечню можно справедливо назвать гнездом всех разбойников”. Но среди самих этих разбойников самое полное равенство и демократия, все дела решаются на совете, и несколько голосов против “уничтожают предприятия” их в области разбоя, воровства или “в делах общественных”. Только единодушие ведёт их действия. Малейшая слабость русских их мгновенно объединяет.
А если слабость большая, считал Ермолов, - тут не окажется предела их консолидированному натиску.
(Записки А.П.Ермолова. 1798 - 1826 гг. - М.: Высш.шк., 1991, с. 285.)
Однако, по сведениям его противников, великий проконсул Кавказа Алексей Петрович Ермолов, сам был из таковских. Во всяком случае, будто бы имел своим предком Арслана Мурзу Ермола, с 1505 года поступившим на службу к великому князю Василию Ивановичу.
Воюя с нарождающимся кавказским имаматом, истребляя горские аулы, Ермолов тем не менее «был трижды женат на горянках, заключив с ними мусульманский брак (кебин)», имел сыновей и дочерей от них. "Размножал" кавказцев не хуже их самих.
«Сыновей Ермолов взял с собой в Россию, все они стали, как и отец, военными, получили дворянство, служили в армии».
(Доного Х.М. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864 гг… сс.29,30.)
ДРУГИЕ РУССКИЕ ГЕНЕРАЛЫ, дистанцируясь от “самых злейших разбойников, не подлежащих цивилизации”, также и не подозревали о многовековых, некогда почти родственных связях русского народа с чеченским.
Чеченцы сами себя называют нохчами. Своё начало они ведут от древних кавказцев, коими являлись хурриты, произошедшие от куро-аракской культуры энеолита.
Как и народы Дагестана, вайнахи (чеченцы вместе с ингушами) ныне являются, благодаря заботам Советской власти, самым многочисленным народом на Северном Кавказе (свыше миллиона человек на перепись 1989 года),
(Политковская А. Вторая чеченская… с. 267, 277)
Хурриты, предки чеченцев, были очень тесно этнически связаны со Скифией, древней пра-Русью. Хурритская речь изобиловала суффиксами, чем стал отличаться и тесно связанный с нею русский язык. В свою очередь хурритский, пра-чеченский язык включал в себя очень много индо-европейских слов, в том числе пра-славянских.
(Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России: традиции обороны и геополитики, истоки духовности. - СПб.: Лань, 1997, сс. 32-35.)
Безусловно роднит чеченцев с русскими и редкостная душевная, точнее, эмоциональная чуткость, а уж в ИЗУМИТЕЛЬНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТИ, импульсивности эти “дети гор” и поныне далеко обставляют и русских и многих других.
Даже в дисциплинированное советское время артисты Грозненского драматического театра зачастую играли спектакли с серьёзным риском для жизни.
“Если в пьесе был эпизод, когда герой оскорбляет женщину, в него могли выстрелить из зала. А бывало, на сцену выскакивали зрители и пытались вмешаться в действо, если им что-то не нравилось в поведении героев”. Если же действо случалось совсем уж задушевным, да ещё на местную тему, когда например кровника всё же не убивали, а великодушно прощали (но должны были обязательно убить!), да если ещё и братом при этом называли - всё! - “народ рыдал, спектакль заканчивался всеобщим братанием”...
(Турьялай С. Артисты погорелого театра помирят кровников в Чечне. - Комсомольская правда, 14 февраля 2001, с. 11.)
В общем, ещё ни одну чужеземную Дездемону в чеченском театре так и не додушили до конца (не то, что в жизни)!
Как это импульсивное братание (внешне!) близко русскому сердцу!
ВСЁ ЖЕ ЕСЛИ И НЕ ПРЯМОЕ НАЛИЧИЕ общих корней, то тесное культурное и душевное взаимовлияние коренных кавказцев и русских - налицо. Оно насчитывает может быть не одну тысячу лет. Если русские на огромных равнинных пространствах тысячу лет создавали и создали империю все-народную, все-национальную, соборную, истинного, а не театрального братства,
то хурриты, и прежде всего чеченцы, замкнулись в своих ущельях и высокогорьях и в этом тесном котле выварили культуру диаметрально противоположных свойств.
ЭТО - беспрекословная диктатура рода, человеческая замкнутость, озлобленность, крайне эгоистическая внешняя индивидуализованность и горячая непосредственность. Чеченский народный бытовой уклад резко враждебен самой реализовавшейся русской идее соборности, интернационального братства и преданности все-человеческой идее.
Так что глубинное русско-кавказское родство в действительности конечно же выглядит весьма и весьма отдалённым (как говорят русские: нашему слесарю троюродный кузнец, да и забору - плетень двоюродный!)
РУССКИЕ СВОЕМУ РОДУ, своей нации предпочитают уход во все-мирность, «в Сибирь», в участливость и отзывчивость к любому народу, ко всякой нации, притом, больше в жизни, чем на сцене. Коренные же кавказцы наоборот, ПОДОБНО ИСКОННЫМ НАЦИСТАМ - свой род ставят превыше всего.
Он у них не только затмевает остальной мир. Он становится основным типом их индивидуальных человеческих сущностей.
СПОСОБОМ СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Сколько родов на Кавказе, столько там и типов личностей.
К примеру, в чеченском народе 165-170 родов, называемых тейпами. Тейп задаёт основные характеристики личностей своих членов.
Каждый чеченец не просто должен знать, к какому тейпу он принадлежит, но просто обязан помнить историю своего рода НЕ МЕНЕЕ, ЧЕМ НА СЕМЬ ПОКОЛЕНИЙ. Чеченцы из одного тейпа (когда живут вместе) в личностном отношении в принципе все на одно лицо, как из одного улья или муравейника.
КОРЕННОЙ ЧЕРТОЙ этих личностей является безусловная преданность именно этому тейпу.
Затем идут общий темперамент, одинаковые культурные особенности, свой отдельный диалект, вплоть до нужных для выживания интеллектуальных свойств, конкретных особенностей мышления, внимания, памяти, диктуемых именно этим родом.
Лишь мимолётный телесный облик, пылкий непосредственный темперамент и другие психофизиологические особенности вспышками выдают яркую иллюзию индивидуального своеобразия. На неё обычно и покупаются иностранные наблюдатели, сравнивая эти пёстрые, выпуклые, очень колоритные надутые человеческие формы с внешне более однообразной, ушедшей в себя, словно затушёванной русской народной массой.
Русский человек даже крестится справа налево, словно укрывая своё сердце от злобного, пинающегося мира. Потому что он знает – этот мир наверняка распнёт его. Это ему неизменно демонстрирует его традиционная власть.
Таким образом, во всём большом МИЛЛИОННОМ ЧЕЧЕНСКОМ НАРОДЕ (когда он проживал компактно до начала последнего газавата) в действительности существовало всего 165-170 личностей. Просто каждая такая личность оказывалась многомолекулярна, подобно большому живому полимеру, состоящему из многих, словно бы отдельных, клонированных человеческих особей, но в действительности слитых в единый организм, с единой памятью, мышлением, эмоциями, честью, амбициями, мировоззрением, убеждениями и пр.
Такой вот своеобразный плазмоид живой материи. Вольвокс.
Разумеется, такая слитность всё-таки достаточно условна.
Внутри самого тейпа она предполагает дальнейшую, всё более объемлющую личностную обусловленность.
Самая малая родовая общность внутри рода, внутри тейпа - это большая семья, называемая н е к ъ и й .
Соответственно - это первый и самый ГЛАВНЫЙ УРОВЕНЬ ЯДРА ЛИЧНОСТИ. Он диктует каждой особи большинство её индивидуальных свойств.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ представляет собой объединение нескольких больших семей, основанное на более отдалённых родственных связях.
Эта группа из нескольких н е к ъ и й называется г а р . Здесь диктовка кому каким быть уже меньшая.
И наконец несколько г а р о в объединяются в род или в родственную группу родов, то есть, уже в т е й п .
Он и подводит черту, устанавливает границу социализации личности.
У ЗООЭТОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ есть понятие «Эффект плазмоида».
Это когда из одного сообщества человекообразных существ (приматов, пра-людей) выработанные навыки и стереотипы поведения совершенно необъяснимым образом, без видимого контакта, передаются иным сообществам, даже если они находятся, к примеру, на других островах.
Видимо, примерно также образуется и единение человеческих родов, даже разделённых глубокими ущельями или высокими горными хребтами.
КРУГОВАЯ ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ ПЛЯСКА - З И К Р - необъяснимым образом поднимающая миллионный народ на одинаковые действия, вероятно, действует по таким же, не ясным законам. Русское «ура» (от монгольского «Ураг-х!») - во время атаки, в принципе, пожалуй, явление того же порядка, что и зикр. Слышишь «ура», видишь - наши пошли – и хочешь, не хочешь, а разум сбегает на задний план, проступает мороз по коже, сам вскакиваешь и бежишь вместе со всеми, раздирая криком лёгкие: «Пуля - дура, штык - молодец!». Ты уже себе не принадлежишь.
Но зикр намного эффективнее. Насколько может быть экстэзи эффективнее конопли.
ГОРНЫХ ТЕЙПОВ В ЧЕЧНЕ - 100, равнинных - 70. Исконно чистые чеченские тейпы: Беной, Центорой, Курчилой и другие. Нечистые тейпы таковы: роднящийся с терскими казаками - Гуной; роднящийся с грузинами - Дзумсой; роднящийся с хевсурами - Варандой; роднящийся с черкесами - Харачой (это тейп Руслана Хасбулатова, председателя последнего советского парламента в России, расстрелянного “демократами” Ельцина).
Соответственно столько же и макро-личностей: чистый человек-Беной и нечистый человек-Харачой и т. д.
Каждый чеченец имеет свой ТЕЙПИНГ (по условной аналогии с рейтингом у шахматистов, теннисистов или политиков).
Чистота его тейпа, могущественность его тейпа, родовитость и древность его тейпа, материальное благополучие его тейпа -
всё это самым решительным образом определяет значимость его личности и его положение в обществе, уже по факту рождения, а не по собственным заслугам.
Тейп Аллерой – Аслана Масхадова – многое сделал для его президентства. Но и тейп Хасбулатова, как он сам, по мнению некоторых источников, фактически привёл к власти Дудаева, дал старт новому газавату, преемнику «Эдельвейса».
Не только зажёг спичку, но и поднёс.
ИМЕННО ТАК генерал Г.Н.Трошев, сам уроженец Грозного, описывает ситуацию, когда в 1992 году, за год до расстрела Ельциным советского парламента, его председатель Руслан Хасбулатов приехал в Грозный. Он явился на заседание сессии Верховного Совета Чечено-Ингушетии, как некогда матрос Анатолий Железняк разогнал собравшихся. Затем вынудил президиум Совета принять решение о самороспуске, пригрозив лояльному России Доку Завгаеву, что доставит того в Москву в клетке как Пугачёва.
Генерал подытоживает: «Так «демократом» Хасбулатовым без танков, без стрельбы был практически «расстрелян» высший законодательный орган республики и установлена диктатура генерала Дудаева».
(Трошев Г.Н. Чеченский рецидив. Записки командующего… с.56.)
Естественно, один, БЕЗ ОПОРЫ НА СВОЙ ТЕЙП, Хасбулатов никогда бы не добился такого. (Впрочем, как мы знаем, генеральские сведения могут быть не совсем верны, поскольку по другим источникам всё произошло гораздо раньше, в сентябре 1991 года, и усилиями сугубо московской команды только что победивших «демократов» - Бурбулиса, Старовойтовой, Полторанина и др. Тем не менее, Хасбулатов и тогда приложил к этому руку, явно не без поддержки своего тейпа, самой преданной политической команды на свете).
Что же касается ТЕЙПА ВТОРОГО ПРЕЗИДЕНТА ИЧКЕРИИ Аслана Масхадова – Аллерой, то он входил в тейп Нохч-Махкхой и его, «наряду с тейпом Эгхашбатой, ещё председатель КГБ СССР В.Крючков называл «оплотом сепаратизма»».
Когда Масхадов победил на президентских выборах, «старейшины тейпа Аллерой, говорят, радовались как дети. Кроме морального удовлетворения, это обещало и вполне конкретные, осязаемые материальные блага», связанные с распределением высших постов в республике между своими. Этого Масхадову, разумеется, не простили.
ВСКОРЕ начались проблемы. Прежде всего из-за меж-тейповых «разборок». Сцепились старейшины. Это уже было слишком серьёзно. Притихли даже самые отпетые чеченские волки. Друг друга они всё-таки боялись. Единственных, кого могли.
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЦЕЛИ И СРЕДСТВ всюду и всегда остаётся самой сложной и неразрешимой. Не избегает её и родовое общество. Группа тейпов Масхадова, включая Гордалой (тейп его жены Кусамы), столкнулась в непримиримой борьбе с тейпами Мелхи (Х.Яриханов) и Беной (Ш.Басаев).
Г.Н.Трошев пишет: «…Представители тейпов мялхи, нохчмакхой и зумсой были инициаторами отрешения Масхадова от власти».
(Там же, с.31.)
Когда выбор традиционных средств межтейповой борьбы был исчерпан, чеченцы стали прибегать к услугам русских спецслужб. ВЫИГРАЛИ, естественно, самые беспринципные, не погнушавшиеся никаких средств ради своей цели. Итог известен. Масхадов убит. Именно при операции русских спецслужб и вроде бы неизвестно кем. Так что кровников как бы нет. Всё чисто. Средства вновь перераспределены.
(Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала… сс.182-183.)
ТОЧНО ТА ЖЕ СХЕМА в принципе была отработана и на самом Шамиле III Басаеве. Здесь кровников для Беноя так же не нашлось. И здесь мстить было некому. Разве что самому антикризисному (всех времён и народов) топ-менеджеру. Но это, как все давно поняли, абсолютно бесполезно.
Самые могущественные ичкерийские тейпы как раз и составляют самый БОЕВОЙ АНКЛАВ ВОКРУГ АУЛА ВЕДЕНО.
Это тейпы Беной, Гендергеной. Аллерой.
В Беной входили и те самые «ЧЕЧЕНЦЫ С РУССКИМИ ХВОСТАМИ», потомки русских перебежчиков к Шамилю в период первой кавказской войны. (Перебегали-то они в основном в Чечню, туда где была действительно свобода.) Но, впрочем, не столько входили эти «хвостатые чеченцы» в Беной, сколько примыкали к нему.
К ним всегда сохранялось полупренебрежительное отношение. Они, как всякие предатели, из кожи вон лезли, чтобы стать наконец из приёмышей полноценными детьми волчицы Ичкерии.
Таким образом, фанатизм и невменяемая жестокость того же Шамиля III Басаева имеют самые определённые исторические корни. В виде "русского хвоста".
ОДНАКО имелись у него и самые веские основания для КРОВНОЙ МЕСТИ РОССИИ, не только с кавказских позиций, но и с точки зрения нормального человека.
3 июня 1995 года «ракетно-бомбовым ударом был уничтожен дом Басаева, в котором погибли 11 членов его семьи, в том числе официально зарегистрированная жена и дети. Через 11 дней последовал акт мести. Захват больницы в Будённовске сделал его самым знаменитым на Западе «чеченским волком»».
(Там же, сс.80, 83.)
Хотя свои боевики, а заодно и в ФСБ, с усмешкой стали называть его «гинекологом»,
(Михайлов А.Г. Чеченское колесо: Генерал ФСБ свидетельствует… с.98.)
тем не менее это прославило его куда более, чем предыдущие «безнаказанный угон самолёта в Турцию и игра в футбол головами убитых грузин на стадионе в Сухуми».
(Говорят, сам Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе, «хитрый лис», объегоривший Россию, чудом избежал чести быть заколоченным в девятку! Вот это была бы тема!)
НЕ ТОЛЬКО ОТТОГО прославился Шамиль, что всё же отомстил, а прежде всего потому что он унизил, поставил на колени самого премьер-министра России.
Он дал чеченцам понять, насколько слаба кремлёвская власть, что если её прижать, то как всякий уголовник, она обязательно заюлит, завиляет, даст слабину.
Поэтому с тех пор чеченцы чуть что требовали участия в переговорах самого Черномырдина, зная, что уж его-то всегда сломают.
Ну а как волку не сломать овцу?! Да ещё такую безмозглую и слабовольную?!
(Куликов А.С. Тяжёлые звёзды… сс. 319, 379.)
По другим данным, сам брат Басаева, Ширвани, сообщал, что семья Шамиля жива, а в действительности в этот день погиб его дядя и родная сестра с семью детьми, всего 12 родственников, но не близких, если не считать сестры с детьми.
(Михайлов А.Г. Чеченское колесо: Генерал ФСБ свидетельствует… сс.80, 212.)
Но ведь на Кавказе мстят и за троюродных и четвероюродных, это же не Россия, страна «Иванов, не помнящих родства»!
Как бы то ни было, а личная месть состоялась, Россия стала кровником Шамиля. И стала платить той же монетой.
ЕСТЬ ОПРЕДЕЛЁННАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ АЛЛЮЗИЯ данного, ключевого события в судьбе Шамиля III.
Практически все Шамили были кровниками России. Они ей л и ч н о м с т и л и.
В 1839 году русские войска взяли штурмом аул Ахульго, наголову разгромив небольшую горную армию Шамиля I.
Однако газават после этого приобрёл ещё больший размах.
Основную роль в этом получил личный мотив кровной мести России, появившийся у великого имама.
Он также потерял тогда жену и двухлетнего сына.
«Пока Джавхарат была жива, она постоянно просила Тахира Унцукульского достать ей воды и пережёвывала жареные зёрна, которыми потом кормила своего сына. После её смерти Саид ползал по трупу матери и звал то отца – «Шамиль», то мать – «Джавхарат», пока не был сражён шальной пулей… Джавхарат и Саида похоронили как шахидов, мучеников за веру, там же, на Ахульго».
«На Ахульго погибли сестра Шамиля Патимат, дядя Бартыхан, старший сын Джамалуддин был отдан в заложники русским, а второй сын, шестилетний Гази Мухаммад, был ранен в ногу».
(Доного Х.М. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817-1864 гг… с.320.)
Ещё бы после этого удивляться непримиримой стойкости великого имама!
Свидетельство о публикации №219082600333