Аугсбургские святые и святыни

Фото: Реликварий с мощами св. Афры  в баварском городе Диллинген.


В 15 г. до РХ на месте современного баварского города Аугсбурга находилось поселение Augusta Vindelicorum (Августа Винделиков;  название – в честь императора Августа), основанное как римский военный лагерь. Легионы римского императора Августа, покорив альпийские племена, перешли Альпы и после битвы у Боденского озера подчинили себе области ретов и винделиков. Продвигаясь к Рейну, римляне обустроили один из своих военных лагерей на землях кельтского племени винделиков в долине между реками Лех и Вертах. Поселение стало центром римской провинции Реция. В южной части города сохранился до сегодняшних дней фундамент несколько раз перестраиваемых Красных ворот (Rotes Tor), через которые проходила военная дорога, ведущая из Рима в германские земли и названная именем императора Клавдия – Via Claudia Augusta.

Среди жителей города  бытует мнение, что как раз по отрезку этого древнего пути сегодня проходит автомагистраль № 17 и одна из современных и самых красивых улиц города – Максимилианштрасе. В период раннего средневековья на месте опустевшего и полуразрушенного римского лагеря образовалось поселение городского типа, представлявшее собой укрепленный пункт – крепость («бург»). Поселение Августа Винделиков получило новое  название –  Augustus Burg (Город Августа). Далее  город стали называть Augsburg (Аугсбург). С 530 г. на занимаемой алеманами территории образуется племенное герцогство Швабия (Аллемания), административным центром которого и стал город Аугсбург.

К 1316 г. свободный императорский город, где до конца XII века правили известные в Западной Европе епископы, значительно вырос и стал одним из самых богатых и могущественных городов Германии, но Тридцатилетняя война (1618–1648) положила конец его процветанию. В настоящее время Аугсбург является третьим по величине городом Баварии и одним из старейших в Германии.

Покровительницей Аугсбурга считается  святая Афра († 304, память 7 августа).  Аугсбургская епископия была основана, вероятно, в VI столетии. Но двумя веками ранее, по мнению историков, в городе уже была небольшая христианская община, члены которой приняли мученическую смерть во времена гонений императора Диоклетиана (284–305). Одной из первых, кто пролил кровь за Христа, была святая мученица Афра, чья гробница находится в крипте Аугсбургского собора святых Ульриха и Афры (Basilika St. Ulrich und Afra; Ulrichsplatz, 19).

Имя Афра происходит от латинского слова africa, что значит «африканка». Ученые считают, что имя это восходит и к античному греческому имени Афродита. По преданию, Афра была уроженкой Кипра, где до переезда ее семьи в город Августа Винделиков она была посвящена матерью Иларией (Гиларой) служению богине любви Афродите. По другим данным, Афра была дочерью кипрского короля. Во время гонений на христиан епископ Нарцисс бежал из Героны с диаконом Феликсом в Августу Винделиков, где нашел убежище в доме Афры. Епископ Нарцисс обратил в христианство не только Афру, но и всех ее родственников. Впоследствии, гласит предание, епископ возвратился в Герону. Афра же, став христианкой, отказалась принимать участие в языческих обрядах. За твердую преданность вере была 7 августа 304 г. заживо сожжена на одном из небольших островов реки Лех. По другим данным, страшная казнь Афры была совершена на римском кладбище, следы которого были обнаружены под аугсбургской базиликой святых Ульриха и Афры. На следующий день после казни тело Афры было найдено ее служанками невредимым. Мать Афры и три служанки Дигна, Евмения (Евномия) и Евтропия (Евпрепия) погребли тело мученицы в склепе в двух милях от города. Исповедовавшие христианскую веру служанки по доносу были схвачены и после отказа участвовать в языческом жертвоприношении тоже приняли мученическую смерть.

По приказу судьи Гая они были сожжены в том же склепе, где ранее ими была похоронена Афра. Как отмечает «Православная энциклопедия» (T.4., M.–2002, c.182–183), в ряде древних источников, в том числе в Иеронимовом мартирологе, указано, что в один день с памятью Афры отмечалась память Венереи, мученицы Антиохийской, имя которой было неправильно истолковано как прозвище Афры – «служительница Венеры». Эта ошибка, по мнению исследователей, и привела к созданию легенды о том, что Афра до своего обращения была блудницей. Однако во многих мартирологах и в аугсбургских календарях XI века отмечено, что Афра почиталась как дева. 

Бюсты-реликварии с мощами св. Афры находятся в баварских городах Вюрцбург и Диллинген. С мая 2014 г. частица с мощами св. Афры пребывает  и в православном храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (РПЦЗ).

Специалисты считают, что древняя гробница св. Афры свидетельствует о существовании в первые годы распространения христианства на немецких землях активной христианской общины в Аугсбурге. Первая церковь на могиле св. Афры была построена в 582 г. В средние века легенда об Афре была достаточно широко известна, и ее гробница в Аугсбурге была популярным местом паломничества христиан Западной Европы.

Около 800-го года рядом с гробницей святой возник монастырь регулярных каноников, служивший до 1006 г. местом захоронения аугсбургских епископов. В 1012 г. Бруно, епископ Аугсбургский, передал монастырь ордену бенедиктинцев. В 1064 г. при перестройке монастыря были найдены каменный саркофаг с мощами Афры и свинцовый саркофаг с мощами мученицы Евпрепии. В этом же году Афра была причислена папой Римским Александром II к лику святых.

В 1467 г. на месте прежней монастырской церкви было начато строительство позднеготической базилики во имя святых Ульриха и Афры. Во второй половине XVIII века базилика перестроена в стиле барокко. Монастырь же после ряда реорганизаций был закрыт в 1802 г.

В 1804 г., когда Аугсбург отмечал 1500-летие мученичества св. Афры, было открыты место ее погребения и римский саркофаг, находившийся в склепе церкви святого Ульриха. Ее мощи перенесли в новый, мраморный, серого цвета саркофаг; они покоятся сейчас вместе с мощами святого Ульриха в крипте базилики. Имя св. Афры носит открытый в 2000 г. Музей диоцеза Аугсбурга (Di;zesanmuseum St. Afra). Среди экспонатов музея – уникальные изображения, на которых св. Афра представлена в короне мученицы (иногда в платке), с пальмовой ветвью, пихтовой шишкой и кедровым орехом; она привязана к колонне или стволу дерева, тело ее охвачено пламенем костра. К св. Афре обращаются за защитой от пожаров и возгораний, а также получившие ожоги люди.

Экспонаты и  документальные материлы Музея диоцеза Аугсбурга свидетельствуют, что почитание св. Афры, считающейся покровительницей кающихся женщин, распространилось из Аугсбурга по всей Южной Германии, в немецких Альпах и в Эльзасе, а также во Франции, в Голландии и Дании.

Легенда о жизни святой Афры стала основой вышедшей в 1992 г. книги немецкой писательницы Евы Демски «Афра», а поэт М. Адельгарт посвятил этой святой текст песни,  ставшей очень популярной среди верующих Аугсбурга.

Влиятельным аугсбургским епископом в VIII и начале IX века был св. Зимперт (память 13 октября). Его называют "спасителем исчезнувших детей". Зимперт  родился около 750 г. в Аугсбурге в знатной семье. Его мать Симфониара была родной сестрой императора Карла Великого, а отец, которого звали Амберт, – лотарингским герцогом. О детских и юношеских г.х Зимперта сохранились противоречивые сведения. По распространенным данным, Зимперт обучался в монастырской школе, и его юношеские годы прошли в бенедиктинском аббатстве Мурбах в Эльзасе, где вероятно, он принял монашеский постриг. В 778 г. Зимперт после смерти епископа Тоццоса был поставлен на кафедру в Аугсбург, где около 30 лет управлял жизнью Церкви.

С 789 г. Зимперт  называли епископом и в Ноубурге-Штефельзее, присоединившийся в 802 г.  к Аугсбургу. В период между 801 и 807 гг. Зимперт основал в регионе большой швабско-баварский диоцез. Время его епископского правления было временем неспокойным: в немецких землях велись войны, в ходе которых пострадали многие монастыри и церкви. Святой Зимперт многое делал для восстановления поврежденных и строительства новых храмов. Ему приписывают основание знаменитого в Баварии монастыря Бенедиктбойерн.

Святого  Зимперта изображают с посохом, а рядом с ним – волка, держащего в пасти ребенка. Святой почитается как спаситель исчезнувших или украденных маленьких детей. Весьма популярно и сказание о том, как однажды волк, утащивший ребенка, по молитвам святому Зимперту возвратил мальчика невредимым его родителям. В этом сказании, относящемся к 1230 г., приор Адилберт повествует о том, как оставшийся без присмотра малыш отошел далеко от дома, и волк утащил его в лес. Мать пропавшего ребенка очень почитала святого Зимперта. Она, рыдая, стала молиться святому, прося его заступиться и вызволить из беды ребенка. Спустя какое-то время неожиданно появился волк, несущий в пасти малыша, целого и невредимого. Благодарная мать взяла ребенка на руки и понесла его в Аугсбург, где рассказала его жителям, как ей в горе помог по ее молитвам святой Зимперт. А еще она заказала у аугсбургских художников-мастеров небольшой восковой вотивный барельеф с изображением волк, держащий в пасти ее дитя. Этот вотивный барельеф долгое время находился рядом с гробницей святого Зимперта, которого с ХV века стали изображать с волком.

Гробницу святого  Зимперта вскрыли в сентябре 1977 г. В медном реликварии были обнаружены его мощи и текст жития святого, датированный 1492 г. Зимперт был причислен к лику святых в 1468 г. папой Римским Николаем V. Имя св. Зимперта увековечено в названии древней крипты собора Девы Марии (Маriendom). Начало его строительства в Аугсбурге относится к 807 г., и предпринято оно по благословению Зимперта. В 930 г. собор был заново перестроен св. Ульрихом. В последующие столетия собор несколько раз достраивался и перестраивался.

 В Западной Европе этот собор известен тем, что в нем сохранились самые ранние в мире – второй половины XI века – цветные витражи, изображающие библейских пророков. К собору Девы Марии ныне как раз и примыкает Музей диоцеза Аугсбурга, одним из ценнейших его экспонатов  являются большие двустворчатые бронзовые двери (XI в.). Через них некогда входили в главный собор жители Аугсубрга.

В своих молитвах к святой Афре, ставшей первой покровительницей Аугсбургского епископства, часто обращался и другой патрон города – святой Ульрих, епископ Аугсбургский (890–973). Родился он в благородной и знатной семье в Аугсбурге. Образование Ульрих получил в 900–908 гг. в монастырской школе Санкт-Галлена. Дальнейшее обучение продолжил под руководством аугсбургского епископа Адальперо (877–909). Потом отправился в Рим, где его как священника хотели оставить при папе Римском Сергии III, но, узнав о смерти епископа Адальперо, Ульрих возвратился на родину. Жил он в родительском поместье. После смерти в 923 г. епископа Хилтина на епископскую кафедру был возведен Ульрих – ему было тогда 33 г.. Жития рассказывают об Ульрихе как о строгом, но добром пастыре.

Его праведную жизнь современники считали образцом для подражания. Он восстановил в своей епархии канонические порядки, исправил нестроения, построил несколько церквей, устроил в городе церковную школу. Император Оттон I пригласил его участвовать в управлении государством, и святой Ульрих играл важную роль в политике императорского двора Оттонов. Имя св. Ульриха часто упоминается в связи с противостоянием мадьярам и битвой с ними на реке Лех. Когда многочисленные полчища венгров-кочевников вторглись в немецкие земли и направились к городу Аугсбургу, епископ Ульрих, верный Оттону, призвал горожан к мужественной обороне. Уже конные разъезды доносили, что враг близок. Аугсбургцы, ободренные святым причастием и напутственными словами епископа, готовы были отразить натиск врагов, подступивших к стенам города.

Немногочисленный отряд воинов, воодушевляемый епископом, успешно держал оборону. Сохранились сведения, что во время одной из вылазок аугсбургцев епископ Ульрих сопровождал воинский отряд в одном только церковном облачении, без лат и оружия, ношение которых не позволялось ему как духовному лицу. Наступила ночь, большую часть которой епископ Ульрих провел в молитве, лишь под утро позволив себе на короткое время забыться сном. Но утром мадьяры, узнав о приближении войска короля Оттона, отошли от стен города. Епископ же Ульрих после битвы принялся руководить восстановлением поврежденных стен города и укреплением его слабых мест.

Битва на реке Лех между мадьярами и войском короля Оттона произошла 10 августа 955 г. Мадьяры надеялись на легкую победу и думали, разгромив Оттонову дружину, вновь осадить Аугсбург: они считали, что в городе хранится казна Баварии. День накануне сражения, 9 августа, был объявлен днем поста и молитв. На следующее утро, в день памяти св. Лаврентия, воины Оттона простили друг другу обиды и прегрешения и торжественно поклялись в нерушимой верности своим предводителям. Сам же Оттон дал обет угоднику Лаврентию, если по его заступничеству будет одержана победа, учредить в его честь епископство в Мерзебурге. О победе молился и епископ Ульрих, получивший ночью от явившейся ему в сонном видении святой Афры предсказание о победе. И действительно, враг, превосходивший численностью, но не стойкостью духа и военной дисциплиной, был разбит, а Аугсбург избавлен от угрозы быть захваченным, поруганным и разграбленным язычниками.

Святого Ульриха часто изображают с епископским посохом и рыбой в руке – в память легенды о чуде превращения куска мяса в рыбу. Есть две версии этой легенды. Согласно одной, некие недоброжелатели как-то подсунули в пятницу епископу Ульриху мясо, но оно чудесным образом превратилось в рыбу. Вторая повествует о некоем недолюбливавшем епископа Ульриха императорском гонце, которого однажды епископ одарил куском мяса.

Посланник решил воспользовался этим, чтобы оклеветать святого: мол, вот епископ Ульрих вкушает мясо в пятницу. Это, мыслил клеветник, должно было навлечь гнев короля Оттона на епископа. Однако стоило только лукавому и неблагодарному посланнику развернуть при всех дар святого Ульриха, как мясо чудесным образом стало рыбой. Одно из преданий рассказывает, что, почувствовав приближение смерти, святой Ульрих пеплом начертил на земле крест, окропил его святой водой, потом лег на это место и с пением литании отошел ко Господу. Погребал святого епископ Вольфганг Регенсбургский. Известно, что уже через несколько лет после кончины епископа Ульриха его житие было написано близким другом святого – Шгерхардом, который придал многим событиям из жизни святого легендарный характер.

Слава о святости епископа Ульриха и о чудесах, происходивших на его могиле, была столь велика и распространилась так быстро, что в 993 г. в Риме он был причислен Римским папой Иоанном XV к лику святых – это был первый официальный акт Римских пап о канонизации. День памяти св. Ульриха, епископа Аугсбургского, отмечается 4 июля. Мощи св. Ульриха, находившиеся рядом с гробницей св. Афры, были обнаружены и перезахоронены после восстановления церкви и пожара 1183 г.

В сокровищнице базилики святых Ульриха и Афры несколько столетий хранились принадлежащие св. Ульриху риза, нательный крест, привезенный им из Рима в 954 г., и серебряный бокал. Сегодня они экспонируются в Музее диоцеза Аугсбурга, в хранилище которого имеется и гравюра на дереве (1500), на которой изображены (в сопровождении коротких пояснительных текстов) более 200 ныне утраченных реликвий и христианских святынь, имевшихся некогда в базилике Святых Ульриха и Афры.

Эта базилика в последние годы стала известна и своей богатой коллекцией православных икон. В ее капелле Св. Варфоломея, расположенной недалеко от главного алтаря, находится ныне небольшой музей православных икон («Ort der Ikonen»). В его собрании  хранится свыше тридцати  русских икон XVII–XIX вв.

А у главного входа в базилику помещен список самых известных ее посетителей, среди которых были германский король и император Священной Римской империи германской нации Оттон I (965), германский король и император Генрих IV (1071), германский король и император Фридрих I Барбаросса (1181), австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (1777), папа Римский Пий VI (1782), король Баварии Людовик III (1914) и многие другие, в числе которых и видные политические деятели послевоенной Германии.

Из книги А.Г. Холодюка " Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 271 с. : ил.)


Рецензии