Литературная Система 3. 7. Гипербола

Гипербола

Обратимся к справочнику:

Гипербола– стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: "Я говорил это тысячу раз".

И тут надо признать, что для художественной литературы гипербола просто необходима. Без неё выразительность падает практически очень сильно. Уметь ею пользоваться – однозначно необходимо.

Классические примеры:
• Сто лет не виделись
• Море по колено
• Нам еды на год хватит
• Косая сажень в плечах
• Быстрый как молния
• Постель как футбольное поле

Примеров тьма. Вот только применять их в тексте крайне не рекомендую – заездили их всех просто донельзя. Нужно придумывать свои примеры.

Примеры, приведённые выше, не являются чистыми примерами гиперболы. Это – метафорическая гипербола. Объект мы сравниваем с чем-то (метафора), при этом приувеличивая (гипербола). Делать метафорические гиперболы даже важней, но нужно уметь ещё и делать прямые гиперболы.

Например:
Ноги у него так ныли, будто он уже полземли прошёл за эти полдня.
Его айкю по двухсотбальной шкале – 1000.
Громадная луна, казалось, заслоняет собой полнеба.
Уж что смог сходу придумать…
Здесь – прямая гипербола. Мы преувеличиваем значение объекта, при этом ни с чем его не сравнивая, а «измеряя», так сказать, в «родных» величинах.

Уметь делать гиперболы быстро, качественно и в любом количестве – важно. Как отработать это умение? Мой метод прост как два пальца.
1. Находим генератор случайных слов в интернете
2. Генерим слово.
3. Придумываем на это слово 10 гипербол. Можно – 10 метафорических гипербол.
Повторить до полного душевного удовлетворения. Точней – до состояния, когда клепаем эти гиперболы почти моментально при достаточном уровне их читабельности и воспринимаемости.

Ещё один важный момент – в самом тексте с гиперболами важно не переборщить. Если метафору можно пихать почти в каждый абзац, то гиперболу применять нужно в несколько раз реже. Потому считаю гиперболу всё-таки второстепенным литприёмом. Посмотрите на свой текст. Если он слишком сухой – разбавьте гиперболами, придаст ему эмоциональность. А если текст слишком вычурный и высокопарный – лучше уберите лишние гиперболы и метафоры – будет только лучше.


Рецензии