Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 41. Слово о зак

                Сверчок
                Часть 2
               Коллежский секретарь
                41
       "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона.
               
        Я приучил себя делать литературные и философские заметки. Придя домой, я  перечитал  и «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
Со времени Слова прошло восемь веков!
       
           Полное название звучит так

          «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла. И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к Богу от всей земли нашей».

    Наши философские беседы с Чаадаевым, да и моя вера без отношения к религии не могла существовать.

               Закон Моисеев – Единый Бог.
               Благодать Христова – Триединая сущность Бога!

        Илларион противопоставляет «закон» «благодати», о которой разъяснил апостол Павел. При этом закон — не истина, а лишь тень, хотя и подготавливает к принятию истины. Закон оправдывает племя Авраама, а благодать все народы спасла («вся языкы спасе»), открывая им «пакибытие». Оправдание дает благо в этой жизни, а спасение — в вечной жизни. «Ведь закон предтечей был и служителем благодати и истины, истина же и благодать — служитель будущего века, жизни нетленной. Ибо закон приводил подзаконных к благодатному крещению, а крещение провождает сынов своих в жизнь вечную. Моисей ведь и пророки проповедали о пришествии Христовом, Христос же и апостолы — о воскресении и жизни будущего века.» То есть, один только Ветхий Завет иудаизма противопоставлялся Библии в целом, включающей и Ветхий, и Новый Завет, особенно учению апостола Павла о благодати, которое было записано задолго до Евангелий.
        Илларион пересказывает ветхозаветную историю Агари, служанки Авраама, и его жены Сарры, приравнивая Исаака («свободного сына свободной матери») к последователям христианства, а Измаила («сына рабыни») — к иудеям. Иларион подчеркивает, что Закон появился до благодати так же, как Измаил родился до Исаака. Поэтому как Авраам отверг Агарь, так Господь отверг и прежний Израиль (Мф. 21:43). Евангелие распространится по всей земле, в то время как «озеро Закона пересохло». Если на Западе многочисленные сектанты манихейского и маркионитского толка сомневались в авторитете Закона (Ветхого Завета), в необходимости крещения, отвергали священство, не принимали Евхаристию и порицали Церковь, то — как показывает нам текст «Слова» — Русь оправдывала свое наименование святой. Церковь — Русская Православная Церковь вместе с Греческой Православной Церковью — осуществляли преображение и просвещение некогда дикой арианско-языческой страны. «Слово» не дает ни малейшего повода сомневаться в том, что Иларион был глубоко церковным человеком, принимал Православие во всей его полноте святоотеческого предания и Вселенского соборного Православия, тогда ещё — до Великой Схизмы — почти неразделённого, хотя осведомлён Иларион об особенностях веры на Востоке и на Западе.


Рецензии