Дедовские забавы

В учебных подразделениях «дедовщина» обычно не допускается. Однако, будучи курсантами, мы вдоволь насмотрелись на забавы «дедов». Наша учебная рота размещалась в одной казарме, по соседству, с отдельной комендантской ротой, которая являлась рассадником неуставных взаимоотношений в части. Они жили отдельной жизнью, куда было просто страшно заглядывать.
Но время от времени мы и наши сержанты, по-соседски, невольно становились беспомощными наблюдателями «дедовских» забав и с грустью ожидали того дня, когда отбудем в войска, где и нам придется уже самим стать непосредственными участниками этих издевательств.
Причем сценическая часть этих представлений непосредственно зависело от персоны «деда» и чем он занимался в армии. Чего только они не придумывали, чтобы удовлетворить свои «дембельские» потребности, скрасить свои унылые дни в ожидании приказа на гражданку. Например, водилы, они же «рули», принуждали молодых «сдавать вождение»: новобранец образно должен с радостью прийти на КПП автопарка, взять у дежурного ключи, сделать внешний осмотр своей машины, проверить цельность пластилиновых печатей, открыть машину, сесть за руль, потом звуком изобразить, как он заводит машину и не дай Бог аккумулятор сдох. И затем часами он ползает на карачках под койками, двигая перед собой тазик с водой и бибикая, а «деды» сверху под свой общий хохот указывают, куда молодому ехать. При этом постоянно вносят свои коррективы в этот процесс "вождения", время от времени отдавая различные команды как «налево», «разворот», «парковка», на ходу придумывая ситуации, типа «красный свет светофора» или «идет девушка на тротуаре», «машина заглохла» и т.д.
У связистов свои «штучки» - заставляют встать на табуретку и шваброй отгонять помехи от антенны радиоприёмника или виртуально наладить оборвавшуюся связь, под огнем противника.
Но самой любимой игрой «дедов» всех времен и народов был «дембельский поезд». Это когда «дедушка» хочет наяву увидеть, как он едет в мягком вагоне на «дембель» к себе домой: вот он лежит на своей коечке, которую слегка покачивают два-три «салабона», будто вагон бежит-качается, а вокруг носятся новобранцы с ветками в руках, изображая проплывающие деревья и леса за окошком. Еще несколько молодых неустанно обеспечивают звуковой фон «чух - чух – чух» или «ту-ту-ууу», новости из радиоузла и прочее. Ну и, наконец, в купе входит молодая и симпатичная «проводница в мини» со стаканами на подносе, предлагая чай или чего-то еще ...
Можно было бы к этим «дедовским» забавам относиться с неким чувством юмора по принципу «чем бы дитя не тещилось», но все эти сцены сопровождались жестоким насилием и психологическими унижениями, по сути, еще вчерашних школьников.
Систематические избиения, изощрённые издевательства, часто замаскированные под «дедовские» забавы или тренировки молодых- длительное ползание в противогазе, отжимания до потери сознания, делались для того, чтобы деморализовать новобранцев, унизить их человеческое достоинство и добиться беспрекословного подчинения военнослужащих младшего призыва перед старшими призывами, обеспечить полное обслуживание «стариков»- стирка портянок, несение за них нарядов, выполнение их должностных обязанностей.
Уже в войсках я своими глазами увидел случаи, когда молодые несли караульную службу по несколько смен подряд, без сна и отдыха, вместо сладко храпящих «стариков». И такие страшные проявления «дедовщины» особенно были распространены в стройбатах, авторотах, десантуре, морфлоте, внутренних и мотострелковых войсках и в меньшей степени была распространена у пограничников и в специальных войсках.
Но была «дедовщина» и другая, не связанная с унижением человеческого достоинства, когда молодые выполняли некоторые виды работ, рассчитанные на весь личный состав, например, мытье полов, туалетов, наряды в столовую и прочее. Среди военнослужащих второго года службы считалось «постыдным» этим заниматься и они в таких случаях напрягали «салабонов», не отпахавших ещё и полгода. В связи с этим в армии существовал неписанный закон, что новичкам положено «шуршать», чтобы их последние месяцы службы не были омрачены черновой работой.
Кроме того, привычным делом было сгонять по приказу «деда» в столовую за хлебцем и сахарком или почистить картошку, разгребать снег вместо них, а они в это время сидят в курилке или делают свой «дембельский» альбом.
В соседней части был случай, когда старослужащие изощренно каждый день по несколько раз избивали молодого солдата, с высшим образованием, который не выдержав этих нечеловеческих мук, сбежал домой. Его обещали перевести в другую часть. Но он вернулся на прежнее место, где его снова били и издевались над ним еще пуще. И тогда он убежал из части и бросился под поезд.
И наверное, руководство страны и высший командный состав были в курсе всех этих безобразий в Вооруженных Силах СССР, но ничего не могли сделать, ибо «дедовщина» как раковая клетка поразила целиком этот жизненно важный орган государства и оставались уже считанные годы до его гибели.


Рецензии
О корнях дедовщины в армии написано-переписано! Суть одна - у страны, половина населения которой отсидела (ГУЛАГ и прочие закрытые учреждения), а вторая половина может сесть или готовится к отсидке, и армия приблизительно такая же (народ и армия едины, лозунг однозначен). Поэтому в армию переносятся зэковские и порядки, и понятия, и иерархия.

Сергей Соболев Сергеев   22.06.2021 10:45     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, Вы совершенно правы. Что имеем, то имеем. Всех Вам благ

Авазбек Атаханов   22.06.2021 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.