Что сердце моё не от подлости мира болит...

В эти последние августовские дни -
годовщина убийства чекистами в 1921-ом году прекрасного поэта Николая Гумилёва.
Долгое время было принято считать, после сообщения о раскрытии контрреволюционного заговора в большевистской печати, что Гумилёв был расстрелян в ночь с 25 на 26 августа.

Однако осмысление тех событий в последние годы,
свидетельства друга Гумилёва поэта Михаила Лозинского, Шилейко, второго мужа Ахматовой, художника Анненкова говорят о том, что скорее всего Николай Гумилёв был забит насмерть прикладами ружей чекистов-тюремщиков в последние трагические дни того давнего лета.
В любом случае, как писал в том же 21-ом году Владимир Набоков, "ленинскими бандитами был убит великий поэт Гумилёв". Казнён как участник заговора, которого, как ныне документально доказано, не было.

Что касается обстоятельств гибели поэта, то они, видимо, так и останутся до конца неясными. Так же, к слову, как и подробности смерти в заключении, полвека спустя, и другого великана поэтического духа - украинского гения Васыля Стуса, узника мордовских лагерей...

Вспоминается в этот печальный мемориальный день и высказывание Марины Цветаевой - экстремальное, но и оправданное судьбой самого автора слов: "А кого из поэтов не убили!"


-------------


Как много обещано…


И вот мне приснилось, что сердце моё не болит…

Н. Гумилёв

И вот мне приснилось, что жив Гумилёв, не убит,
что Нарбут не сплющен на дне в Ледяном океане,
что сердце моё не от подлости мира болит,
а бьётся от счастья в рассветной сияющей пране.

И вот мне привиделась жизнь, – а не жесть и не жисть! –
с весенней Италией и Адриатикой лета.
И ласточкой рядом порхает Малевича кисть,
и дети, как мальвы, в нежнейшие краски одеты.

А жажда убийства во лбах и надбровьях мужчин
молчит притаясь, хоть и зырит туда исподлобья,
где городом зла, с темнотою один на один,
спешит, мой улыбчивый отрок, мишени подобье...

Зачем же мне снится всё то, чего нет у меня,
всё то, что в дворах-тупиках за полдня отцветало? –
Ни мига – без вечной любви, ни окна – без огня...
Как много обещано!
И как не отнято мало...


09.04.2019


Рецензии