Уважение своих желаний Часть 3-я. Обесценивание

Если первые два гостя не посмели постучать в вашу дверь, и вы уже сочли себя счастливчиком, которого не коснулись проблемы сии, обратите внимание на следующий персонаж, имя которому ОБЕСЦЕНИВАНИЕ.

Ты есть, ты виден, услышан, и тебя вроде даже не отталкивают. Но почему-то странный осадок внутри остается, пренеприятное ощущение шевелится в груди.

Кто же пробрался так незаметно и исподтишка наводит порядок в моей системе жизненных ценностей?
- Когда успел я поверить, что все, что я хочу - ерунда?
- Что все, что я чувствую - не имеет значения?
- Что чего бы я ни делал - я делаю не так, потому что не умею, не способен?
- Как закралось это предательское убеждение, что ни я, ни все, что со мной связано, не имеет ценности?

Да что ты можешь? Я знаю/умею лучше! Незачем даже начинать, все равно получится плохо!
У тебя руки кривые! Разве можно ими что-то толковое сделать? Ничего тебе поручить нельзя!
Эти и подобные им фразы вызывают в ребёнке неуважение к своим действиям, ценность собственных начинаний падает в его глазах до тех пор, пока не превратится в полный ноль.

Потеря интереса к собственным действиям, а в последствии даже избегание действий, переносят акцент внимания и уважения человека на других, и не в самом лучшем смысле этого слова. На кого-то, кто «умнее, компетентнее, способнее, сильнее, ловчее» и т.д. К сожалению, чаще только в представлении «обесцененного» человека.

Постоянная ссылка в своих решениях на мнение и авторитет кого-либо другого, независимо от его качеств, а порой и уровня развития воплощают принцип: «Жираф большой, ему видней!» Тогда все, что связано с очередным авторитетом приобретает особый смысл. Его убеждения, высказывания, чувства, желания. Так как к этому моменту «обесцененный» человек уже полностью отказался от собственных проявлений жизненности и соответственно, контакт с ними прервался, он легко находит опору в этих самых проявлениях стороннего человека. Последствия такого поведения очевидно печальны...
Желание блага другому есть благо. Как ведро не может быть вытащено из колодца без веревки, так и человек не может развиваться без служения другому. «Обесцененный» человек порой выглядит вполне удовлетворенным. Ну, ведомый! Ну, бесхребетный! Ну, не имеющий собственного мнения и собственного желаний! Ну, отказывается от своего в пользу другого! Казалось бы, что ж тут плохого?  Но собака зарыта в глубине. Мы лишь немного копнем вглубь, ведь внешне бывает непросто отличить настоящее от видимого.
И что же мы там увидим? Разрушительную подмену, кривое зеркало...
Псевдоальтруизм, псевдослужение, псевдожертвенность... Всё это имеет кардинальное отличие от истинных ценностей. Псевдосостояние-качество корыстно. Оно не приносит удовлетворения отдающему, а лишь раздражение, гнев, обиду или нечто иное, не менее деструктивное. Чувства эти зачастую неосознаваемы для их носителя, но постоянный сопровождающий дискомфорт вполне ощущаем. Потому, что где-то в недрах самоосознания теплится надежда, что тот, ради кого я всем тут жертвую, так же поступит и в отношении меня. Меряя по своей мерке, человек закономерно ожидает, что и другой оценивает не себя выше, чем себя.
Путь к возвращению собственной ценности нелегок и небыстр. Но начинается он с первого шага: признания факта, наличия отсутствия ценности себя.


Рецензии