Грифоны и замки

  Городская геральдика Латвии прошла период господства немецких рыцарей - Ливонского ордена (XIII - XVI в.в.), разделения Лифляндии, Курляндии и Латгалии между Швецией и Польшей в конце XVI - XVII в.в.(при автономии Курляндского герцогства), постепенного вхождения латвийских земель во владения Российской империи и их пребывания в ней (XVIII - нач. ХХ в.в.) и схожие с Литвой новейшие периоды - первая Латвийская Республика, советский период и восстановление независимости. В 2000-ые годы все латвийские города получили гербы.

  Столица Латвии - Рига возникла на месте поселения местных жителей у реки Рига как опорная крепость немецких рыцарей в 1201 г., начавших завоевание прибалтийских земель. Оно проходило в форме крестовых походов с обращением в католичество латышских и ливских племён. Возникло Рижское епископство(с 1255 г. - архиепископство). И первая печать Риги 1225-1226 г.г.содержала символику как рыцарского ордена, так и церкви: ворота города в стене с двумя башнями, над ними - два ключа и жезл с крестом. Уже в 1232 г. был цветной вариант печати.
В XIV веке эмблема печать Риги стала изображаться с решёткой на воротах среди башен и с крестами, положенными крест-накрест, над которыми - орденский крест; под решёткой - голова льва.
На печатях 1554 г. и 1586 г., когда уже не было Ливонского ордена, Рига отошла к владениям польского короля Стефана Батория появились поддерживающие башни два льва.
Грамота короля Карла XI  (тот, который Железный в книге Сельмы Лагерлёф о Нильсе):
"Герб города Риги Мы обогащаем таким образом, чтобы отныне над крестом, поставленным между ключами, которые всегда считались знаком города, возвысилась королевская корона".
Голова льва в воротах также была после этого увенчана короной.
Львы-щитодержатели благополучно вписались в шведское управление Ригой - ведь символ королевства тоже львы! - но после перехода города к России в 1710 г. заменились двумя половинками (!) двуглавого орла. Именно так - на печати города 1723 г. и в Знамённом гербовнике 1730 г. А это - описание 1788 г.:
"В голубом поле каменная стена с отверстыми воротами и с поднятою железною решеткою; в воротах лежит золотая львиная голова коронованная; на стене две башни с золотыми флюгерами, между которыми положены крестообразно два железных ключа, а над ними золотой крест и корона; по сторонам стены виден Государственный Российский герб".
Ещё интересная деталь: в воротах в петровское время вместо львиной головы поместили человеческую. Чью? При Петре пошутить любили... Её убрали в гербовнике Миниха, снова восстановив львиную голову по предложению депутата Риги фон Каспарина.
В проекте герба Риги 1904 года две половинки орла уже напоминали больше орла австро-венгерского...
За эталон при поправках 1925 года приняли вариант 1660-го.
В 1967 году в целом бережно отнеслись к историческому символу. Ну, с некоторыми оговорками... Описание, сопроводившее вновь принятый герб:
  "Исторически герб Риги создан вскоре после основания города. С 1225 года герб включает в себя силуэт городских ворот, затем (около 1349 года) над ними появляется скрещенные ключи - символ укрепленного средневекового города и другие элементы, характерные для того времени. Наиболее выразительные элементы старинного герба сохранены и в новом гербе города. Герб Риги состоит из окаймленного золотом традиционного щита, на котором изображен силуэт ворот с двумя башнями. Над воротами, под пятиконечной звездой - скрещенные ключи. Ныне ключи символически выражают дружбу народов и гостеприимность рижан: для друзей ворота города всегда открыты. Звезда - символ советской государственности.
  Для щита герба использованы элементы флага республики. Верхняя часть щита, на которой размещается силуэт городских ворот, окрашена в темно-красный цвет, нижняя часть - синяя. Силуэт ворот, ключи, звезда и волнообразная линия исполнены цветом старого золота.
  В открытых воротах города под приподнятой решеткой вписывается цифра "1201" - год официального основания города Риги".
  Дата "1201", связанная с крестоносцами, нравилась не всем. И её изъяли - в 1987 году! А уже в 1988 году появился первый вариант восстановленного исторического рижского герба.
  18 мая 1990г. принято Положение о большом и малом гербе города Риги.
"В городе Риге используются большой и малый гербы города.
На большом гербе изображен щит, который с обеих сторон держат стоящие на карнизах львы; на щите герба на серебристом поле изображена красная каменная стена с двумя башнями и открытыми воротами, в которых под поднятой решеткой - голова льва; в верхней части щита между башнями два скрещенных ключа, над ними крест и корона.
Львы, крест и корона - цвета червонного золота, решетка и ключи - чёрного цвета, языки львов - красного и карниз - серого цвета.
Малый герб города - щит большого герба".

С 1573 г. герб был дан столице герцогства Курляндского Митаве (современная Елгава, сам город находится в Земгале). Коронованная голова лося в красном поле означает часть герба Земгале(Семигалии).
На груди митавского лося сменилось по крайней мере пять гербов! А в наши дни - новый. Но всё по порядку. Сперва это был герцогский герб Кетлеров: котельный крюк, инициалы короля Сигизмунда Августа и герб Стефана Батория - волчьи зубы (подчёркивалось, что Курляндия - вассал Польши). Далее известен на этом месте герб Бирона - ворон на ветке и два ключа - и саксонский герб во времена правления Карла Саксонского. После 1795 г., когда Курляндия стала российским владением, на груди лося стал изображаться двуглавый орёл. Всё же в 1846 г. Митава как центр Курляндской губернии получила вновь герб с лосем и щитком герба Кетлеров(хотя была попытка сделать её гербом герб Курляндский и Семигальский). В проекте герба Елгавы 1924 г. лосю дали щит цветов флага Латвии - бордово-бело-бордовый на фоне серебряной короны в красном внешнем щитке. Но в 1925 г. этот сложный символ заменили гербом Латвийской Республики, а внешний щит стал пурпурным. В советский период лось оставался вообще без щита на груди. Процитирую описание герба Елгавы 1970 г.:"В оформление герба включены цвета Государственного флага Латвийской ССР - красный и синий.
Красный цвет символизирует настоящее города, его принадлежность к семье городов Советской Латвии. Мотив синих волн с белыми гребнями пены в нижней овальной части герба отражает протекающую через город реку Лиелупе.
В гербе изображена голова лося золотистого цвета, которая оконтурена черной линией. Голова лося, как главный элемент герба, применялась уже в самых старейших изображениях герба города и поэтому стала символом города. Лось, который является частым обитателем окрестностей города, сегодня символизирует мощь Елгавы как восстановленного и расцветающего города, его значение в семье городов Советской Латвии и цель советского общества - изобилие в жизни для трудящихся". Итак, "наша цель - лось"?

Относившаяся к Курляндскому герцогству Бауска получила с 1609 г. в печати герб, похожий на курляндский - стоящий лев, только обращённый в другую сторону и золотой в красном поле. Такой же герб был утверждён в 1846 г., а в 1925 г. он получил национальный символ Латвии:"В красном поле золотой лев со щитком цветов национального флага на груди".
Ещё один старинный город в Земгале, у Даугавы, поменял три названия. Сперва он назывался  Нейштедтхен ("новый городок"), затем - Фридрихштадт в честь герцога митавского Фридриха. С 1640-ых годов город имел печать с грифоном, похожим на символ Шецина(Штеттина) - родины герцогини Елизаветы Магдалены, покровительствовавшей городку. Тот же герб утверждён в 1846 г.:"В синем поле стоящий на задних лапах золотой гриф с высунутым языком и золотою короною на голове, обращенный в правую сторону". В 1925 г. в гербе города, который стал называться Яунелгава, поменялся цвет щита и грифона:"В серебряном поле красный грифон с золотыми языком и когтями".

  Хотя город Тукумс в Курземе существует у орденского замка с 1300 года, "старый" герб его подтвердили только в 1846 году, при утверждении гербов городов Курляндской губернии. "В серебряном поле поросшая зеленеющими соснами высокая зеленая гора" - так гласило описание. Тут произошла какая-то нестыковка, поскольку на рисунке ещё раньше, в 1837 г. учитель гимназии Елгавы Эпине нарисовал в гербе пять елей. Гора - Тукумский холм, самый крупный из трёх холмов города, ели характерны для окрестной природы. Пять ёлок сохранялось и в варианте 1867 г., а вот в 1925 г. герб переутверждён с тремя елями.

  Кулдига(Гольдинген) во внутренней части полуострова Курземе была в 1596-1616 г.г. столицей Курляндии. Но герб город имел ещё с 1278 г. - изображение покровительницы, святой Екатерины(собор св.Катрины - важная достопримечательность Кулдиги). Удивительно, но в Латвии это - единственный город, где в гербе закрепилось изображение святого. Наиболее полное описание герба было дано в 1846 г.:"В красном поле Св. мученица Екатерина в белой одежде с золотым мученическим венцом на голове, с которой ниспадают распущенные по обе стороны волосы; в правой руке ее мученическое колесо, на коем повешены четки, а в левой - меч, острием к земле обращенный. Св. мученица стоит на поросшей цветами почве". В варианте 1938 года чётки заменены цепочкой с крестом и удалена трава. Конечно, в советские годы из гербов убирали всех святых; так и в Кулдиге был совсем другой герб: в голубом поле - красная звезда, в синем, ограниченном косой линией белой волны - рыба.

В 1625 г. герб был дарован Лиепае(Либаве) - в щите липа и стоящий у липы лев. Липа - гласный символ: "лиепа" - по-латышски липа. Лев - символ Курляндского герцогства. Подобный герб утверждён и в 1846 г.:"В синем поле стоящий на задних лапах золотой лев с высунутым красным языком и двойным поднятым хвостом; лев опирается передними лапами о стоящую подле него, вправо, зеленеющую липу". В варианте, принятом в 1925 г., поменялись цвета - лев стал красным, как символ Курземе, а поле - серебряным, ведь зелёная липа должна быть в "металле". В советские годы герб Лиепаи официально не утверждался, но существовал вариант с разделением на вертикальные серебряное и красное поля, с красным парусником - символом морского порта слева, липой - серебряной - справа, и сине-белыми волнами внизу. Был и другой, неправильный геральдически вариант - липа в красном поле.
Пилтене(Пильтен, как епископская резиденция Курляндии, получил в 1557 г. в печати герб с городской стеной, шаром и епископскими посохами. В XVII веке в печати города стали изображать три башни. В гербе 1846 г. оба варианта были объединены:"Щит разделен на 2 поля: в верхнем красном 2 серебряные архиерейские посоха, накрест положенные, а над ними золотой шар; в нижнем серебряном 3 красного цвета городские башни с флюгерами". Таким герб остался без изменений, забыт он был только на советский период.
В 1695 г. вместе с городскими правами герцог Курляндский Фридрих Казимир дал герб городу Гробиня(Гробин) - журавль с камнем в поднятой ноге. Герб такой, как считается, увидел в Германии. Он символизирует бдительность. Гробинский журавль открыл немалую галерею латвийских городов с "птичьими" гербами. В варианте 1846 г. в гербе остался журавль, но уже в 1867 г. предложен рисунок чёрной цапли с камнем, повёрнутой в другую сторону. В 1925 г. герб утвердили, вернув первоначальное чёрное поле, развернув обратно птицу, но осталась она цаплей:"В черном поле обращенная влево серебряная цапля, держащая в поднятой правой ноге золотой камень".

Венстпилс - видный портовый город в Курземе - имел уже в 1367 г. печать, почти идентичную современному гербу - наложенную на поле сеть(напоминавшую о рыболовном промысле), крест и рог (символы Ливонского ордена). В 1543 г. в гербе Виндавы крест и рог уже изображались на привязи. В 1846 г. был утверждён несколько иной вариант:"В пурпуровом поле вверху золотой орденский крест, под ним серебряный невод с золотыми кольцами, к которому привешен на голубом поясе серебряный же охотничий рог с золотыми по концам и в середине ободками." В 1925 г. весь щит стал пурпурным и вновь весь покрылся сетью, а крест и рог обособились, как в первоначальной эмблеме. Наибольшую ревизию герб претерпел в советском 1968 г., когда вместо креста изобразили в гербе Вентспилса штурвал, да ещё внизу, а рог подняли вверх. Между ними поместили волны флага Латвийской ССР, да и весь щит сделали голубым с белыми фигурами... Дело частично подправили в 1970 г. - рог убрали вниз, в сеть, а штурвал переместили вверх, но сделали поле красным, как флаг.
Айзпуте(Газенпот)возник после строительства орденского замка в 1249 г., городские права получил в 1378 г. С этого времени у города был таинственный герб с изображением некоего святого, священника или монаха, держащего в руках чашу(есть только изображение без описаний). Такой герб Газенпот имел как центр епархии. В 1845 г. этот же герб был воспроизведён среди вновь утверждённых гербов Курляндской губернии. Но в 1850 г. малопонятный и слишком католический герб заменили:"В серебряном поле кирпичная городская стена с башнею, на коей развивается Российское знамя, над воротами, под карнизом, малый щиток, в двух верхних частях коего герб Курляндской губернии, а в третьей части на золотом поле белая заячья лапа (Газенпот); по сторонам ворот, над нишами, по одной бронзовой доске: на первой, с правой стороны, - год 1373, в котором даровано было Газенпоту городское право, а на другой - год 1795 - присоединения Курляндии к России. Щит украшен золотою городскою короною." Довольно сложно сочинённый герб включал земельные символы и "гласную" заячью лапу - от наивного осмысления по-немецки названия города("Hasenpfote"  - заячья лапа, хотя по-латышски Айзпуте означает "за дюной"!). Здесь - и кратковременное увлечение вставкой в гербы дат основания города(в данном случае - неточной). В 1874 г. предполагалось оставить на воротах замка щиток только с заячьей лапой. В 1924 г. появился проект восстановления святого с чашей, но решили иначе: в 1925 году в гербе Айзпуте остался замок без щита на воротах и дат, а над ним появились три золотые звезды, взятые с нового герба Латвии.

О возникновении герба города на Даугаве - Екабпилса(Якобштадта) рассказывает легенда.
"Однажды курземский герцог Екаб отправился на охоту. Долго блуждал он по лесам своего герцогства, но так и не добыл ничего. Добрался герцог до берега Даугавы. А тут, откуда ни возьмись, под пышной елкой – рысь. Застрелил герцог рысь. И только тогда заметил, что рядом есть маленький городок. Это было поселение Островной корчмы.
- В честь своей добычи я назову этот городок своим именем – Екабпилсом, а на его гербе пусть будет рысь! – решил герцог. Так и случилось. Хотя иные историки утверждают, что герцог на самом деле застрелил лису, но рисунок на гербе был таким нечетким, что позднее ее перепутали с рысью. Так или иначе, с 1670 года Екабпилс – полноправный город с рысью и елью на гербе."(С городского сайта).
Оставался таким же и герб Якобштадта 1846 г.(хотя и тут ель была названа в описании сосной), и герб Екабпилса 1925 г.(одновременно был утверждён герб соседнего Крустпилса - красная стена и башня в синем поле и золотой "говорящий" крест).
В советский период герб Екабпилса был заново составлен в 1970 г.
"Герб на 2 части разделяет волнистая полоса (голубого цвета) - символ реки Даугава. На 2 частях щита (красного цвета) расположены щитки, которые символизируют прошлое и настоящее города. На верхнем щитке серебристого цвета изображено часть зубчатого колеса и кирпичная кладка - знаки промышленности и новостроек. На нижнем щитке - в серебряном поле зеленая ель - элемент старого герба Екабпилса (в 1962г. г. Крустпилс объединился с г. Екабпилс)". А рысь? Исчезла! Хотя в первом проекте 1970 года она была на месте - под елью... А кирпичи и колесо заменили герб Крустпилса 1925 года - даже без креста!

Город Цесис в Видземе возник в XIII веке у орденского замка Венден. В 1271 г. встречается его печать:святая Екатерина с пальмовой веткой в правой и вязовой веткой в левой руке. С XIV века известен герб города Венден:легковооружённый воин с мечом и щитом на стене города с шестью башнями. В дальнейшем стража стен стали изображать как рыцаря в доспехах, в таком виде герб уже в Российской империи попал в Знамённый гербовник 1730 г. и утверждён как герб уездного города Лифляндской(Рижской) губернии в 1788 г.:"В серебряном поле городская стена с четырьмя башнями, в воротах поднятая золотая решетка, над воротами воин в латах со щитом и мечом". Интересно, что в варианте 1730 г. над башнями подняты красные сигнальные флажки, а в варианте 1788 г. - трёхцветные российские. В проекте 1866 г. рыцарю предлагалось добавить чёрное перо на шлеме, а башен оставить две. Уже в конце XIX века предлагали возродить первоначальный вид воина. В гербе Цесиса, принятом в 1925 г., так и сделано:"В голубом поле красная кирпичная мурованная стена с 5 маленькими башнями, открытыми воротами и поднятой решеткой, на стене стоящий солдат натурального цвета в белом платье и с поднятыми мечом и щитом". Число башен всё время менялось и стало их пять.
Лемзаль - ныне Лимбажи - уже в XIV веке стал торговым городом и резиденцией рижского архиепископа. Сперва, в XV в. на его печатях изображались святой Лаврентий на фоне собора или решётка, орудие его мученичества. В XVII веке, при власти Швеции появился герб с головой и посохом и крестом архиепископа и воротами с решёткой и львиной головой в стене между двумя башнями наподобие герба Риги. Описание 1788 г.:"В голубом поле три городские башни с отверстыми воротами, в которых видна львиная голова и поднятая железная решетка; над воротами положены крестообраз но два жезла, а над ними лицо Епископское".  С конца XIX века предлагалось сделать щит серебряным - более геральдичным. Так и произошло в 1925 г., при этом была удалена голова архиепископа, но оставлена голова льва.
Герб Вольмара (ныне - Валмиера) известен, начиная с печати 1524 г. - дерево, на ветвях которого - два орденских щита с крестом. В 1622 г. Вольмар получил во владение шведский канцлер Аксель Оксенштерн и добавил в герб под деревом бычью голову по лоб из "говорящего" личного герба (Оксенштерн - "лоб быка"), убрав щитки. Таким герб был и в Лифляндской губернии Российской империи:"В золотом поле верхняя часть головы быка с рогами, меж ними дерево." В начале 1920-ых голов появились проекты обновления герба, где вновь появились щитки на ветках, но - цветов флага Латвии. Проект с заменой бычьей головы холмом с колосьями не был одобрен. В 1925 г. принят такой вид:"В золотом поле зеленая липа, вырастающая из красной головы быка; на ней с обеих сторон висят 2 щитка цветов национального флага". Липа - национальное дерево Латвии.
Валка(Валк) получила городские права от Стефана Батория в 1580-ые годы, и с тех пор известен герб с рукой, выходящей с саблей из облака. Герб "ложно-гласный"(по-немецки "Wolke" - облака), сабля - символ орденских рыцарей. Без изменений герб существовал и в Российской империи:"В зеленом поле выходящая слева из облака рука в латах, держащая саблю." После того, как город в 1920 г. разделился на латвийскую и эстонскую часть, герб латвийской Валки уточнили (1925 г.): развернули в другую сторону руку и добавили три золотые звезды с герба Латвии.
Мощнейшей крепостью в Лифляндии (Видземе) был орденский замок Мариенбург, у которого возник торговый город (современный Алуксне). Печать его с гербом тех времён не ясна. В 1702 г., во время Северной войны, замок был разрушен войсками фельдмаршала Шереметьева, и город потерял свои права. Лишь в 1920 г. ему вновь вернули городской статус.В 1925 г. был утверждён герб Алуксне:"В пурпурном поле 2 серебряных меча с золотыми рукоятями, поверх них черная книга - Библия с золотым орнаментом и надписью "A. D. / 1689".
Два меча отмечают многочисленные войны и сражения, проходившие в этих местах. А Библия - первый латышский перевод, изданный в Мариенбурге пастором Иоганном Эрнстом Глюком, выдающимся просветителем, позднее попавшим в плен в Москву вместе с воспитанницей, Мартой Скавронской - будущей женой Петра I Екатериной I, и открывшему первую гимназию в России. В 1970 г. в проекте герба остались мечи, но вместо Библии оказался щит с репликой флага Латвийской ССР, а в утверждённом варианте исчезли и мечи, заменённые возвышенностью с дубом и венком из колосьев...

Крупнейший город Латгалии - Даугавпилс, называвшийся официально до 1893 г. Динабург, имел в первой печати, относящейся к XIII-XIV в.в.: вверху - Богоматерь, внизу - коленопреклонённый рыцарь с замком в руках. С 1566 г., перейдя в польские владения (герцогство Инфляндия), город использует земельный герб - коронованного грифона с мечом и инициалами короля Сигизмунда Августа на груди в красном поле. После получения в 1582 г. городских прав появляется герб с тремя скрещёнными копьями.
После включения Латгалии в состав Российской империи в 1773 г. (Полоцкая, затем - Витебская губерния) при утверждении городских гербов не были учтены прежние символы. Почти все города здесь получили гербом (в нижней половине) "Погоню" под двуглавым орлом в верхней части. В Динабурге всадник скакал в пурпурном поле, в Люцине - в чёрном, в Режице - в горностаевом.
Другим был герб, разработанный для Люцина в 1863 г. "В черном поле золотая подкова". Подкова подчёркивала значение города как лежащего близ шоссе Петербург-Варшава и аналогичной новой железной дороги. В 1857 г. и для Динабурга предлагался герб с золотой зубчатой кирпичной перевязью в зелёном поле и навершием с двуглавым орлом и знамёнами, полагавшимся городу, в котором сохранялась важная крепость.
Новый герб Лудзы нарисовал в 1924 г. художник Рихард Зариньш: "В серебряном поле красная кирпичная мурованная стена, над ней направленные вверх перекрещенные черный ключ и серебряный меч с золотой рукоятью". Ключ означает пограничное, "ключевое" положение города в Латвии, меч и стена крепости напоминают о военном прошлом. Тот же Зариньш представил и новый герб Резекне - золотой латгальский грифон в лазоревом поле "со щитком цветов национального флага на груди".
В различных проектах нового герба Даугавпилса в 1923-24 г.г. общим было изображение замка. В 1925 г. был утверждён герб с серебряной стеной замка в нижней части и золотой лилией - символом Богоматери - в верхней. Серебряная волнистая линия в лазоревом поле посреди символизирует реку Даугаву.

После Февральской революции, в апреле 1917 г. национальные организации в Риге постановили, что каждый город Латвии должен иметь герб. Реализация этого решения началась по-настоящему после 1920 года, когда образовалась постоянная система властных органов в независимой Латвии.

Герб Талси появился в результате конкурса в Риге в 1917 году. Победила студенческая работа с описанием:"В золотом поле - зелёная гора. На горе юноша, держащий в руке венок - символ добра и гостеприимства". Сам городок в это время был оккупирован германскими войсками, и повторное утверждение герба президентским декретом прошло в 1925 г. Но рисунок изменился:"В золотом поле выходящая из зеленого холма левая рука натурального цвета, держащая зеленый венок". Дубовый венок и рука - символ силы; такие венки плетут на празднике летнего солнцестояния - Лиго. Холм же - более чем символ города: многие города стоят на семи холмах, а Талси - на девяти!
   Многие гербы в Латвии в те годы были утверждены по рисункам художника Рихарда Зариньша - автора эскизов ряда денежных купюр и марок Российской империи и Советской России.
   В том числе герб города Ригас-Юрмала (Рижское Взморье), образованного в 1920 г. на побережье Рижского залива на большей части современной Юрмалы как город-курорт. Его гербовым символом в 1925 г. стала белая чайка, летящая в синем небе над волнами белого (Балтийского - от слова "балтас"- белый!) моря. Сверху - три золотые звезды, символы трёх частей Латвии в городе национального значения.
   Частью ряда гербов в Латвии стали исторические символы её областей. Грифон, символизирующий Видземе, оказался в левой части герба Айнажи(1925г.). А в правой части якорь в золотом поле - ведь в 1864 году там была основана первая в Латвии мореходная школа.

   Темой многих гербов городов Латвии, утверждённых в первой Латвийской Республике, была природа и занятия населения. Так, город  близ оконечности полуострова Курземе Сасмака, переименованный вскоре в Валдемарпилс в честь  Валдемарса Кришяниса, деятеля национального движения 2-ой половины XIX века, получил  в 1925 году такой герб:"В червленом поле золотой обращенный парусник, в золотой главе три естественного цвета сосновые шишки." Парусник отображает судоходство и рыболовство, шишки - сосновые леса. В  Ауце традиционно как символ поселения использовался рак, которыми богаты местные водоёмы. И в 1925 г. чёрный рак в красном поле был утверждён как герб новообразованного города. В Кандаве гербом тогда же стала ветка дуба с тремя желудями -символ несломленной силы; в Дурбе - "древо жизни", яблоня :"В голубом поле серебряная яблоня с такими же плодами и на таком же основании". А ещё один город Курземе - Сабиле - получил в том же году необычный для северных широт символ - в золотом поле гроздь винограда. Дело в том, что особый микроклимат местности позволял здесь выращивать виноград, вино из которого шло даже в окрестные страны Европы.Самый северный в Европе виноградник до сих пор живёт на Винной горе, и устраивается ежегодный праздник вина.
   Город Краслава на Даугаве также получил в герб(1925 г.) серебряную пятивёсельную ладью в голубом поле. А в гербе Салдуса (1925 г.) изобразили деревянный замок куршей, существовавшей до его взятия немецкими рыцарями, построившими каменный замок. Тем самым были подчёркнуты исторические корни латышских племён.
   Красивый герб в 1925 г. разработал Зариньш для города Руиена:"В красном поле золотой сноп ржи, в золотой главе 3 синих цветка льна". Рожь и лён - самые распространённые в Латвии и воспеваемые в латвийской культуре сельскохозяйственные растения.
   Город Субате тогда же получил герб с елью по красивым еловым лесам в окрестностях.
   Считается, что в Сигулду приезжать надо два раза: во время золотой осени и когда зацветает черёмуха. Последнее запечатлено в гербе города, принятом в 1938 году. "Щит скошен слева серебром и зеленью, сообразно линии деления в серебре три зеленых листа, в зелени три серебряных цветка черемухи." Именно с тех пор каждый латвиец посещает Сигулду, как прекрасное природное и историческое место. Герб переутверждён в 1993 г. А фактическим гимном города стала красивая песня Раймонда Паулса на стихи Августа Смагара "Цветёт черёмуха в Сигулде".

   Герб Огре 1938 года - возобновление 1993 года - очень красив! Вот он - в стихах:
В зелёных быстринах лесной Даугавы,
Упрямо вздымая стволы кое-где.
Стоят великаны, под берегом правым
Ни год и не два, по колено в воде.
А в шорохе ветра, под гул переката,
А в звоне сосны, щебетанье лесном...
Всё связано накрепко, спаяно свято,
С весёлым искрящимся галечным дном.
                (Борис Трошин. "Огре")

Гербом города Балви (Балвы) в 1938 г. стала голова волка в золотом поле, означающая упорство и силу, да и водятся в этом лесном крае хищники до сих пор. Ворона (ворон?)в золотом поле в гербе Прейли, утверждённом в том же году, - символ долголетия, а золотой петух в красном щите герба Мадоны возвещает свет и готов за него бороться.
Среди "говорящих" - герб Гулбене с лебедем(принят в 1930 г., в 1938 г. поле щита определено как чёрное). По-латышски лебедь - "гулбис". До 1917 г. город назывался по-немецки Шваненбург.

Некоторые гербы, сочинённые в первой Латвийской Республике, запечатлели примечательные архитектурные сооружения. Принятый в 1938 г. герб Приекуле в Курземе , у границы Литвы, в красном поле показывает Шведские ворота, построенные в 1688 году. А символ Мазсалацы (герб 1936 г.)- мост через реку Салаца, самую красивую в Северной Видземе, и волны самой реки в чёрно-белых полях. Три звезды символизируют возрождение Латвии.

В 1939  г. в Латвии - единственной из стран Балтии - были приняты гербы всех тогдашних городов. Правда, в конце этого периода герботворчества некоторые гербы принимались случайно и наспех, что заставило впоследствии их уточнить.

  После периода неиспользования с 1940 г. гербы городов Латвии стали в советских условиях восстанавливаться с конца 1960-ых годов. Как и в Риге, в Лимбажи, Краславе, Мадоне и некоторых других городах остались до конца советского времени прежние гербы, в которые лишь была добавлена красная звезда и цвета поля в ряде случаев поменялись на красный с синими волнами из флага Латвийской ССР. А в герб Талси - золотая звезда. В Юрмале почему-то вместо трёх золотых звёзд осталась одна, в Айзпуте вместо трёх золотых появилась красная. В Даугавпилсе белая звезда сменила лилию, а волны реки переехали, конечно, вниз, оставив выше в красном поле стену замка с воротами. В Балви герб с волком потеснил собственно флаг Латвийской ССР. Были и совсем иные изображения - например, шестерня и подсвечник в Резекне. Многие такие гербы помнятся москвичам на стенах павильона Рижского рынка...
  Но уже в 1988 г. в Лиепае был восстановлен герб образца 1925 г. И в последующие годы Атмоды - возрождения независимой Латвии были вновь утверждены гербы городов по состоянию на конец 1930-ых годов, иногда - с уточнениями.
  В 1990-ые - 2000-ые годы приняты и новые гербы. Коснёмся некоторых из них.

  С 1960 г. строился посёлок, затем - город строителей Плявиньской ГЭС, названный именем коммунистического латвийского деятеля Петериса Стучки. С 1970 г. существовал герб Стучки:"В синем поле щита 3 вертикальные серебряные струны с наложенной на них красной стрелой - молнией. 3 серебряные струны означают линии подключения Плявинской ГЭС к западной энергосистеме.
Красная молния - символ силы произведенного электротока". Такая "поэзия" линий электротока, конечно, не очень соответствовала эстетике геральдики. В 1991 г. город получил название Айзкраукле, а в 1998 г. - новый герб, где лопатки турбины станции обозначают три золотых дубовых листа, а три серебряные звезды подчёркивают национальное её значение.
  В эмблеме поздних советских лет горда Броцены дымил цементный завод. А в 2000 году появился современный "экологичный" герб: белая кувшинка в голубом скошенном поле, отображающем озеро Циецерес, и серебряное поле берега.
  Чаще бывает, что раньше появляется городской герб, а затем - скульптура, его отображающая. В городе Балдоне произошло наоборот. Горожане захотели видеть в гербе белку с шишкой в лапах, скульптура которой стоит у санатория в городке, известном, как курорт на серных водах. Их проект 1996 г. не был утверждён, а был доработан. Герб принят в 1999 году. "В серебряном поле красная белка с шишкой натурального цвета в лапах. В голубой главе три золотые капли". Капли означают серный источник(вместо ручья, изображённого поначалу).
  Герб Кегумса принят в 1997 г. Это - город, в прошлом - посёлок при ГЭС. Понятно, почему здесь в гербе - солнце в голубом щите, это - символ света. Конечно, образ солнца, как символа свободы, отображённого в государственном гербе, в латышской культуре связывается со строками Яна Райниса (поэма "Ave sol!"):
 Солнце вспыхнуло над жизнью,
 И в глаза костер ударил... (Перевод В. Елизаровой).
  Авторы многих современных гербов пошли по удачному для Латвии пути отображения природы края - до малых ёжика в гербе города Виляка и лягушки в гербе Баложи...

  В ряде городов Латвии можно увидеть объекты, отображающие их гербы.
  В Елгаве в 2013 г. появился 6-метровый металлический лось. В Гулбене есть молодёжный парк со скульптурами лебедей, в Екабпилсе - фонтан "Рысь". В Кегумсе - необычные солнечные часы, отображающие падение на землю солнечного луча.


Рецензии