Древних кодров шум нестройный...

Гербы городов Молдовы

Прославляешься трудами
(Мы не зря на том стоим):
Изобильными полями —
Землепашеством своим.

Подтвержденьем самым лучшим
Стал, взошедший над серпом,
Зубр, веками неразлучный
С государственным гербом…
        (Ион Сырбу. "Молдова")

   Городские гербы на территории Республики Молдова возникли довольно поздно - на рубеже XVIII-XIX в.в. и позднее, и это связано с ростом городов, бывших малозначительными на окраине Галицкой Руси и Молдавского княжества, во владениях Российской империи. Следующие периоды герботворчества - 1930-ые годы(румынский период), 1960-ые - 1980-ые (советский период) и с 1991 г. - в независимой Молдове. К концу 2010-ых годов гербы в основном по одним правилам, со щитами английского(румынского) образца получили почти все молдавские города. С 2000-ых годов появились и большие гербы со шитодержателями и девизами.
 
   Столица Республики Молдова - Кишинёв бОльшую часть своей геральдической истории имел своим символом голову зубра, иногда называемого туром, быком и даже буйволом. Исключение - гипотетическая ранняя эмблема XVIII в., существование которой доказать не удалось, и советский период (с 1940 по 1991 г.г.). Голова зубра(зимбру) была частью герба Молдавского княжества (существовало с XIV века; см. статью о гербах городов Румынии). О его возникновении изложил красивую легенду господарь и просветитель Дмитрий Кантемир.
Дмитрий Кантемир. "Описание Молдовы":
«…Драгош, сын князя Богдана, решил перейти горы в восточном направлении с тремястами охотников. Во время этого пути он случайно напал на след дикого быка, которого молдаване называли зимбру. Преследуя его, охотники спустились к подножию гор. Любимая собака Драгоша по кличке Молда неотступно преследовала зверя, который бросился в реку и там был пронзен стрелами охотников. Собака бросилась за убегающим зубром в бурлящую реку, и быстрое течение поглотило её. В память об этом событии Драгош назвал эту первую на его пути по сю сторону гор речку Молдовой… и пожелал, чтобы на гербе нового княжества была изображена голова дикого быка — зубра»
Уже в XVII веке зубры восточнее Прута перевелись. Но символ Молдавского княжества в Российской империи, в 1826 г. становится гербом столицы Бессарабской губернии Кишинёва.
"...Щит пересечен; в верхнем червленом поле российский двуглавый орел с сердцевидным московским щитком на груди, венком и факелом в лапах; в нижнем золотом поле бычья голова".
  В 1875 г. новый проект герба Кишинёва делал зубра главной фигурой в единственном поле; с другими атрибутами герб воспроизводил герб Молдавского княжества. Тот же вид имел и новый герб Бессарабской губернии 1878 года."В лазуревом щите, золотая буйволовая голова, с червлеными глазами, языком и рогами, сопровождаемая, между рогами, золотою о пяти лучах звездою и по бокам вправо, серебряною розою о пяти листках и влево таковым же полумесяцем, обращенным влево. Кайма цветов Империи."
  В 1930 г., когда Бессарабия была частью Румынии, принят новый герб: "В щите на лазуревом поле изображён золотой орёл с червлёным нагрудным щитком, в щитке герб Молдавского княжества — голова быка, звезда, роза и полумесяц." Орёл - исторический символ, объединявший исторические румынские области, в это время воспринимался как символ воссоединения с Румынией.
  В 1966 году широко отмечалось 500-летие Кишинёва, и появилась новая эмблема города - каменная кладка в форме виноградного листа, из которой бьёт источник воды. Официально эмблема не утверждалась, но была весьма популярна и изображена в энциклопедии "Кишинёв" 1984 г.
  31 августа 1991 г. восстановлен герб Кишинёва образца 1930 г. с некоторым уточнением цвета и прорисовки фигур."В лазуревом поле золотой орел (геральдический, с опущенными крыльями), с червлеными клювом и лапами. Поверх всего герб Земли Молдавской (в червленом поле голова тура прямо, сопровождаемая между рогами восьмилучевой звездой, справа – геральдической розой и слева – убывающим полумесяцем, все золотое). Щит увенчан семибашенной серебряной городской короной." Герб похож на современный герб Республики Молдова, отличия - цветА щита, корона и отсутствие в лапах орла скипетра и оливковой ветви,а в клюве - креста.
"Всего композиция содержит такие элементы: щит лазурного цвета, орёл, башенная корона, голова буйвола. Лазурный щит, который является основным фоном, в данном случае имеет двойную трактовку. Во-первых, он символизирует свободу и безграничность неба, а во-вторых — великодушие и честность горожан.
Орёл — это символ государственной власти, а также атрибут верховенства, который должен быть присущ каждой крупной столице. Башенная корона — также классический символ, означающий, что город является крупным центром. Голова буйвола, в свою очередь, символизирует силу и стойкость города, а также способность жителей достойно противостоять жизненным невзгодам." (С сайта oldchisinau.com.).
  В 2019 г. утверждён большой герб Кишинёва. У него появились необычные щитодержатели: две водонапорные башни на монументальном цоколе, на котором прописан новый городской девиз: «PRIN NOI ;N;INE» (Своими силами). Две водонапорные башни в Кишинёве возведены в 1892 г. по проекту архитектора А.Бернардацци. Одна из башен была снесена в советское время, другая отреставрирована и стала смотровой площадкой города. Многие зрители в бывшем СССР видели на этой башне в фильме "Песня-любовь моя" Софию Ротару, исполнившую гимн Кишинёва - песню Е.Доги "Мой город".

Оргеев (Орхей), город с тысячелетней историей, четырежды получал совершенно новый герб.
1679 г. Печать Орхея - лошадь.
1826 г. "В знак изобилия сего цинута лесами представляет дерево в голубом поле"
1870 г. "В серебряном щите червленый серп, черная окраина щита обременена 7 золотыми колосьями. В вольной части щита герб Бессарабской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой. "
1930 г. "Червленое поле рассечено, справа золотая крепостная башня, слева две положенные накрест серебряные шпаги. Крепость на гербе символизирует Орхейскую крепость."
  И всё - верно. Здесь - и раскидистые кодры, и просторы для выпаса лошадей, и урожайные поля, и средневековая крепость.
  Современный герб утверждён в 1997 году. Его авторы учли разные моменты и добавили молдавские геральдические звёзды. Вот описание герба:
  "В червленом поле серебряная лошадь, скачущая влево между двух восьмилучевых звезд в столб, сверху золотой и снизу серебряной, над зубчатой золотой стеной, возникающей из нижнего края щита. Щит увенчан пятибашенной серебряной городской короной. Щитодержатели: два дуба натурального цвета. Девиз на лазуревой ленте золотыми прописными буквами: ,,LIBERTAS ET PERENNITAS” (Свобода и преемственность). " Дубы теперь напоминают о крупнейшем в Молдове природном заповеднике "Орхей".

  В 1826 г. гербом города Бельцы(Бэлць) стала конская голова в красном щите как часть герба Ясского уезда, к которому ранее относился город - лошади.
  "Сюда привозят большие табуны лошадей со всех концов Бессарабии для торговли с приезжавшими из заграницы купцами"(с сайта муниципии Бельц).
В первом варианте лошадь опустила голову, в варианте 1858 г. - приподняла её и заржала. Но в 1930 г. был составлен совсем другой герб:" В червлёном поле над лазуревой водой серебряный остов, на котором молдавский лучник, по сторонам острова два золотых камыша". "Соломоново решение" принято в 2006 г. с утверждением современного герба. "Щит одиннадцатикратно пересечен серебром и лазурью, с наложенным стоящим лучником с лицом и руками телесного цвета, в червленых одеждах и обуви и золотых доспехах, вооруженным мечом у бедра и колчаном со стрелами за спиной того же металла и стреляющим влево из золотого же лука. Щит увенчан семибашенной серебряной городской короной. Щитодержатели: две серебряные восстающие сходящиеся лошади. Девиз на серебряной ленте черными прописными буквами: "CEDANT ARMA TOGAE" (Пусть оружие уступит место тоге)".
   Всё та же голова лошади - земельный символ, три плодовых дерева и перевязь реки были изображены серебром в красном щите в гербе города Калараш-Тырг(ныне - Калараш)в 1934 г. В советское время в красно-зелёном щите изображался очень простой рисунок:шестерёнка и кружочки винограда - Калараш известен винно-коньячной продукцией. Новый герб 2004 г. изображает старинного кавалериста ("кэлэрашь" по-старомолдавски) в зелёном щите, усеянном звёздами - в этих местах стоял отряд конников во времена Штефана Великого. Так лошадь, можно сказать, обрела хозяина...

   "В Бессарабии по сие время существуют памятники, напоминающие Траяна. Насыпные стены, или валы носят еще имя его; но для чего они построены, неизвестно," - писал в 1828 г. Александр Вельтман."Нижний Траян (жители называют его просто Траяном), начинаясь от Прута, в притяжении своем на восток состоит из двух линий..." "Вал Траяна" изображён во всех вариантах герба Кагула на юго-западе Молдовы, вблизи реки Прут. Только в варианте 1930 г. вместе с золотым стенозубчатым поясом в красном поле был изображён ещё и римский воин, а вариант 1985 г. выглядит так:"На гербе изображены:
- пятиконечная звезда;
- надпись «КАХУЛ» - название города на молдавском языке;
- Государственный флаг Молдавской ССР;
- цветок лилии, цветущий из лечебной воды, на базе которой в городе открыт санаторий союзного значения, а сам город в 1980 г. получил статус: город-курорт;
- условное изображение крепостной стены, которое обозначает богатое историческое прошлое города".
В современном варианте почти всё так и осталось, только пятиконечная звезда заменена на восьмиконечную в виде компаса, а щит стал цветов флага Республики Молдова.

   Вначале, в 1856 г., в гербе Сорок изобразили "гласный" сюжет - четырёх чёрных сорок в серебряном поле. Но уже с конца XIX века неофициально земство, а с 1914 г. официальный герб утвердили другой рисунок: крепость с башнями над лентой Днестра. Тот же рисунок крепости сохранил и герб 1930 г., но с добавлением другого сюжета:"щит красный рассечённый. В первой части серебряная зубчатая крепость с центральной башней, с закрытыми воротами и чёрными окнами. Во второй части чёрная голова татарина в профиль, смотряшая влево, неподвижно насаженная на копьё. Щит увенчан серебряной городской короной с 5 башнями. Символизирует старинную Сорокскую крепость и борьбу против татар".
Крепость изображалась в неофициальной эмблеме и в советские времена; правда, в 1988 г. в принятом варианте герба её показали полем с зубцами, волны реки переходили в полосы флага республики, а стена - в раскрытую книгу. В центре оказался компас - символ туризма. В 1999 г. восстановили вариант 1930 г., но в дальнейшем оставили лишь крепость в красном поле над рекой, что ближе к 1914 г. Появились щитодержатели - средневековый воин и женщина с серпом и снопом. Сорокская крепость построена в конце XV века при Штефане Великом, в 2015 г. крепость была полностью восстановлена.
Я в эту крепость прихожу, как в театр.
Вхожу и жду, когда начнется представленье...
      (Саул Ицкович. "Сорокская крепость")

Герб города Резина изображает монастырь, основанный в 1700 г. Волнистый пояс означает Днестр, на правом  берегу которого стоит город. Впервые герб утверждён в 1936 г.;восстановлен в 1998 г., после того, как в гербе 1980-ых годов изображались полосы флага Молдавской ССР, кирпичная кладка, цементный завод и колос.

   В гербе города Вулканешты (Гагаузия, 2001 г.)- изображение Кагульской колонны, поставленной в 1844-1849 г.г. в память об известном сражении 1770 года русско-турецкой войны 1768-1774 г.г.
Ты свидетелем был той жестокой войны,
Отголоски её до сих пор нам слышны.
На колонне, в лучах, драгоценный всем крест,
В честь событий тех лет, засиял с этих мест.
       (Георгий Топал. "Любимый город Вулканешты")
 Также в гербе дары "изобильных полей" - колосья и виноград.

   Первый герб Каушан (Кэушень)(1987 г.) интересен тем, что в перестроечный период, уже отказавшись от стандартной советской "трудовой" тематики, в герботворчестве старались отразить исторические и культурные моменты. Вот описание герба:"На светловасильковом щите изображен стилизованный лев-грифон, который по преданию стоял на страже средневекового города Каушаны и оберегал его жителей от врагов, болезней, бедствий. Такие изображения льва уходят в глубь веков и напоминают о древних обитателях этой земли – фракийских племенах, которые под влиянием соседей-скифов переняли мастерство изготовления художественных изделий, выполненных в так называемом "зверином стиле". Виноградный листок, расположенный на правой части щита, символизирует многоотраслевое сельское хозяйство и ведущие отрасли пищевой промышленности. Внизу – год, когда впервые Каушаны был упомянут как город. В нижней части щита зеленым цветом изображен условно рельеф местности, напоминающий по форме ковш (по-молдавски - кэуш), который согласно легенде дал имя городу. На дне ковша расположена церковь Успения – уникальный памятник культурного зодчества средневековой Молдавии, обрамленная церковными воротами. Окраска щита в светловасильковый цвет символизирует безоблачное, чистое небо, характерное для данной местности. В вольной части щита – герб г. Кишинев (в прошлом герб Молдавского княжества), означающий, что город расположен на территории Молдавской ССР. Голова зубра (быка) является символом плодородия. Изображение звезды, солнца, месяца связано с древними традициями, отраженными в дошедших до нас легендах".
    Совсем по-новому составлен герб в 2001 г., но остался главный символ - лев:"В красном щите изображен сидящий золотой лев, придерживающий серебряный меч, сопровождаемый в главе справа серебряным перекрещенным крестиком, слева - крымской тамгой. Щит увенчан серебряной стенчатой короной о пяти зубцах. Щитодержатели: справа римский солдат с копьем, слева - молдавский горожанин в национальной одежде с военным знаменем в руке. Девиз "EX UNGUE LEONEM"("По когтю льва узнают"). Некоторое время использовалась версия с кадуцеем и крестом вместо щитодержателей.

   Ряд гербов отражают природу, являясь часто "говорящими". Так, символ города Дрокия - птица, давшая название - дрофа, в ярко-зелёном поле, а также колос.

   Моменты истории города также - частая тема гербов страны. Вот герб Единца:
"В лазуревом поле золотой трезубец рода Купчичей над серебряным мостом, возникающим из оконечности щита. Щит увенчан трехбашенной золотой городской короной". Купчичи владели этими землями c XV века, получив их от господарей. Каменный же мост через реку Чухур дал начало городу, как утверждает легенда. "Возле моста предприимчивый турок по имени Един построил небольшое питейное заведение, где путники могли скоротать время и отдохнуть, прежде чем снова отправиться в дорогу. Со временем это местечко стало называться "ла Един"( с городского сайта).
   У города Штефан-Водэ - "говорящий" герб(2014 г.), изображающий в красном поле господаря Штефана Великого с поднятым крестом в левой руке и опущенным мечом - в правой. Ранее, в 1987 г., когда город был посёлком Суворово, ему утверждался герб  со стелой - памятником Героям Советского Союза на высоте Ломакина, рукой с мечом в обрамлении лаврового венка - частью герба А.В.Суворова и необычным символом - цветком лекарственной травы скуринеги, эндемичного растения этого района, промышленно выращиваемого здесь, с обвившей его змеёй - символом медицины.

   Понятен герб города Яловень(2002 г.):"Щит многократно волнисто пересечен червлено-вишневым и серебром с наложенным золотым винным кубком. Щит увенчан трехбашенной золотой городской короной". Широко славятся яловенский столовый виноград и вина. Этот и многие другие новые гербы городов Молдовы разработал С.Андриеш-Табак.

   На юге Молдовы находится национальная гагаузская автономия. Её центр - Комрат. В 1932 г. в гербе Комрата был изображён красный «вольный конь» (без седла и узды).
Вот как современный гагаузский поэт рассказывает легенду о коне:
Им словно места мало на земле:
Вздымаясь кони, словно в небо рвутся.
Стараясь тело удержать в седле,
Наездники лицом о гриву трутся.
Один наездник будто бы богат,
Но уважение к нему не из-за денег,
Коль дружен с кем-то – дружбе он гарант,
Как лодке перед бурей родной берег.
И тают, словно воск, сердца девиц,
Когда встречают его пылкий взгляд:
Готов взлететь, не ведая границ,
Его рысак арабский Комур-ат.
Удар, ещё удар по меди,
Отпущены поводья, кони вскачь,
Как будто не бегут, летят к победе,
К решенью седоками их задач.
Но Комур-ат сегодня всех быстрее,
Хозяину его сам чёрт, как брат,
Вот лента финиша коснулась его шеи,
Так пусть же будет город здесь Комрат.
В честь этого коня, что быстр, как ветер,
Красив собой, – Господь шедевр создал:
Во лбу луна, и будто майский вечер
Златые звёзды возле шеи разбросал.
Построим храм, чтоб город жил здесь вечно,
Чтоб прихожанин мир мог обрести.
Над входом будет голова Предтечи
Всё ж Иоанн был у Христа в чести.
Что голова отделена от тела,
Пусть символ гагаузов носит храм:
Всё ж гагаузов отделила вера
От мира тюркского, несущего ислам.
                (Валерий Кириогло. "Рождение Комрата")
   В гербе Комрата конь скакал направо в 1932 г., остановился и оглянулся назад в 1989 г. и, став вороным, поскакал в другую сторону в 2005-ом... Кроме того, в 1989 г. в щите изображались пшеница, кукуруза, виноград и фрукты, а в варианте 2005 г. - колосья, виноград и Иоанно-Предтеченский собор (1840 г.); щит повторяет флаг Гагаузии.
   Другой город гагаузской автономии - Чадыр-Лунга утвердил свой герб в 2007 г.«Местное предание гласит, что основан он в 1819 году Захарием Чакиром. В этих местах протекает речушка Лунга, на ее берегах и поставили свои шатры и шалаши первые переселенцы»- так говорится в книге о городе. Так и или иначе название города означает "шатёр из войлока на Лунге". В гербе - шатёр и не только:"Щит рассечен и полупересечен лазурью, червленью и лазурью. В первой части на зеленой земле лазуревый волнообразный пояс, поверх всего золотой шатер, увенчанный черным крестом. Во второй части три зеленых табачных листа, положенные в вилообразный крест и сопровождаемые снизу черной виноградной гроздью. В третьей части серебряное зубчатое колесо, поверх него справа золотой стилизованный колос."

   Ещё один центр национального меньшинства Молдовы в Буджакской степи - Тараклия, в которой более 75 % населения составляют болгары. Болгарское село существовало здесь с 1813 г., город - с 1947 г. В советское время существовала городская эмблема с изображением строительства и реки Лунгуца.
   В 2003 г. был утверждён герб города с изображением памятника в честь 190-летия Тараклии - ротонды с висящим колоколом, и традиционного болгарского керамического сосуда. Зелёное и красное поля,рассечённые диагонально - болгарские национальные цвета.
   В 2018 г. принят новый герб Тараклии. Его очень подробное, но чрезвычайно колоритное описание позвольте автору привести полностью:
"ГЕРБ города Тараклия представляет собой красный щит, увенчанный пятибашенной серебряной городской короной. На щите изображен восстающий золотой лев, держащий в лапах плуг. Элементы, изображенные на гербе, имеют свое символическое значение. Лев – главный геральдический символ болгарского государства и главная этническая эмблема болгар. Он взят из официального герба Болгарии, что показывает неразрывную духовную связь между жителями города с их исторической родиной. Вместе с тем образ льва символично повторяет образ льва с эмблемы автономии болгарских колоний в Южной Бессарабии в составе Молдавского княжества (1856–1878). Движение льва слева направо (с правой геральдической стороны в левую) символизирует переселение болгар с запада на восток – путь, проделанный от Болгарии до Бессарабии.
Плуг символизирует прокладывание дороги, труд и плодородие. Также он отражает основное занятие болгарских переселенцев в Тараклии – земледелие. Наличие этого символа связано с тем фактом, что именно болгары разработали и внедрили так называемый «болгарский плуг», который подходил к засушливым землям Буджака. В 40-х гг. XIX в. он был усовершенствован. Будучи запущенным в серийное производство в Одессе, он стал распространяться по всей Бессарабии. Позже этот плуг был назван «бессарабским»(1). Он широко использовался в хозяйствах тараклийцев, что способствовало их экономическому развитию в царский период.
В оконечности щита на серебряном/белом фоне изображена тамга Тарак лазоревого цвета, символизирующая тот факт, что Тараклия была основана на месте ногайского поселения, где проживал род Тараклы (входивший в состав ногайского племени Киейли)(2). Это племя имело родовой знак (тамгу) по форме похожую на гребень (тарак), откуда и берет свое современное название город. Наличие тамги, являющейся говорящей геральдической фигурой, символизирует исторический континуитет и вместе с тем приводит к удревлению герба. Кроме того, тамга имеет смысловое значение. Ее схожесть со славянской буквы «Т», наводит на первую букву из названия города Тараклия, что придает этому элементу в указанном гербе двойное смысловое значение.
Щитодержатели изображают молодого парня и девушку, одетых в национальную болгарскую одежду тараклийского типа. Изображение символизирует первых болгарских переселенцев, основавших Тараклию, а также призвано подчеркнуть этнический характер современного населения города. Вместе с тем изображение показывает богатые культурные традиции Тараклии, олицетворенные современным народным ансамблем «Родолюбие», созданным в 1987 г. и принесшим славу городу за его пределами.
Элементы костюма отражают регионы, откуда болгары переселились в Тараклию. Значительная часть тараклийцев эмигрировала сюда в первой половине XIX века с юго-востока Болгарии – Адрианопольской, Ямбольской и Пловдивской областей, а также из ее северо-восточной части: Руссенской и Шуменской областей(3).
Элементы мужской одежды следующие:
Шапка (болг. пост), кожух (болг. бидян), штаны и постолы из овечьей кожи, что символизирует развитие овцеводства у первых болгарских колонистов. Наличие бидяна говорит о бессарабском периоде в истории тараклийцев, так как у болгар из Болгарии этот элемент не используется в одежде.
Рубашка (болг. риза), косоворотка, синяя, из хлопка.
Пояс тканый, красный. Символизирует здоровье.
Постолы (болг. царвули) из свиной кожи.
Элементы женской одежды следующие:
В костюме преобладает красный цвет, являющегося символом здоровья и жизни.
Платок (болг. барис) желтая, праздничная, традиционно завязана под подбородком.
Красная герань над ухом, является украшением и говорит о молодости девушки.
Платье и фартук (болг. престилка) домотканые, из овечьей шерсти, что отражает развитие овцеводства у первых колонистов.
Крестик на груди, указывает на исповедание тараклийцами христианства.
Золотые монеты на груди (болг. гердани), браслеты (болг. гривни) на руках и пряжки (болг. пуфта) на поясе выступают символами богатства.
Платок в руке символизирует чистоту и незамужность девушки.
Под геральдическим щитом, на развевающейся серебряной/белой ленте начерчен девиз: «Българският дух е непобедим», который был воспринят из болгарской песни «Българи» (автор текста – Вероника Атева-Шкетиева)(4).
Девиз отражает двухсотлетнюю историю болгар Тараклии, которые проживали в условиях различных политических режимов: царский период (1812–1918), румынский период (1918–1940; 1941–1944), советский период (1940–1941; 1944–1991), независимая Республика Молдова. Несмотря на неоднозначность жизни на протяжении указанных исторических этапах, болгарам Бессарабии удалось сохранить свою духовность: родной язык, традиции и обычаи.
1. Новаков С. З. Роль задунайских переселенцев в сельскохозяйственном прогрессе юга Бессарабии // Болгарская общность в Молдове и Украине (XIX–XX вв.). Страницы истории и культуры. Кишинев, 2010, с. 34-35
2. Бакалов С. Размышления о территориальном расселении татаро-ногайских родоплеменных групп на юге Пруто-Днестровского междуречья (XVI–XIX вв.) // Адилет. Алматы, 2012, № 2, с. 170.
3. Червенков Н., Думиника Ив. Тараклии – 200 лет. Том І (1813?1940). Науч. ред. К. Калчев. Кишинев: «S.S.B.», 2013, с. 49.
4. Вероника. Българи // http://mp3-cc.com/m/91755-veronika/8737277-blgari/ (дата обращения – 25.05.2018).
5. Червенков Н., Думиника Ив. Тараклии – 200 лет.., с. 205-207.
6. Конституция Республики Молдова. Кишинев: Arc, 2016, с. 25-26.
7. По пути национальной духовности болгар Молдовы. Сост. И. Грек, Н. Червенков, Т. Шикирлийская. Кишинев: S.?.B., 2005, с. 374-376, 377-380.
8. Recensamantul popula?iei ?i locuin?elor, 2014 // http://recensamant.statistica.md/ro/profile/900 (дата обращения – 25.05.2018).
   А вот совсем новый герб - Страшен (Стрэшень), утверждённый в 2018 г. "В червленом поле стоящий средневековый молдавский стражник, смотрящий вперед, в кольчуге, барашковой шапке и сапогах, вооруженный алебардой, упирающейся в землю, – в правой руке, треугольным щитом, обремененным суженным крестом, – в левой руке, на правом боку – вложенным в ножны мечом, свисающим на ремне, и за плечами – луком и колчаном со стрелами, все серебряное, исключая черный крест. Щит увенчан пятибашенной серебряной городской короной.Щитодержатели: два зеленых вырванных дуба.Девиз на серебряной ленте черными прописными буквами: «VIRIBUS UNITIS» (Объединенными усилиями). Здесь шли от одной из версий происхождения названия Стрэшень - "стражник". Хотя есть варианты и от "стрэшина"- стреха на крыше, и даже от "страшного" болота. Но, конечно, доблестный страж историчней и привлекательней.

   В современный период во многом иначе складывалось герботворчество на территории самопровозглашённой в 1990 г. Приднестровской Молдавской Республики.
   Тирасполь - второй по величине город Молдовы, ставший центром Приднестровья, получил герб в 1847 г. как уездный город Херсонской губернии:"В верхней части щита, в золотом поле, герб Херсонский, а в нижней пространной, по черному полю, диагонально проходящая от правого верхнего угла, крепостная стена красного цвета, и по обе стороны ее по одному, в каждой, желудю". В варианте 1868 г. остались два жёлудя и диагональная красная стена, но поле стало серебряным. Совсем другой вид имеет герб 1978 г.:"В верхней части щита, на фоне крепостной стены, в золотом поле дата основания города «1792». В нижней части щита диагонально из левого (от зрителя) верхнего угла проходят волны Днестра голубого цвета. В правой (от зрителя) части щита на красном фоне золотое изображение шестерни. В левой (от зрителя) части на зеленом фоне золотое изображение грозди винограда. Цвета поля герба являются составляющими цветами Государственного флага Молдавской ССР".
   Если у Тирасполя остался без всяких изменений советский герб, то у Бендер восстановлен без всяких уточнений герб 1826 г. - "Щит разделён на два поля; в верхнем, золотом, двуглавый орёл, украшенный золотою короною, держащий в обеих лапах молнии, коих пламя обращено в низ, со щитом на груди, на коем в красном поле изображён Св. Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копием змия; в нижнем, чёрном поле, изображён лежащий лев, в память затруднительнаго положения в сём цынуте, шведскаго короля Карла XII, после Полтавской битвы". Хотя советский герб города(1967 г.), по крайней мере, не выглядел так "старорежимно" и фактически был лишён идеологических символов, изображая в зелёно-красном щите зубцы крепости и розу, "как символ цветущего города"(вместо лепестков были, правда, малоуместные шестерёнка и ткацкий челнок), внизу - волны Днестра... Были и "промежуточные" варианты 1872 г. со львом в лазоревом поле и серебряной перевязью - крепостной стеной с тремя полумесяцами в знак того, что"город Бендеры, знаменитая турецкая крепость, был три раза взят русскими"; а также 1931 г. с рисунком крепости в красном поле и сидящего льва на зелёном поле.
   В историческом гербе Дубоссар 1872 года были изображены "лазурная перевязь" Днестра и дубовые листья в серебряном поле - так объяснялось название города. В современном гербе плывёт по реке другой "гласный" символ - "древнерусская ладья (дубасы) цвета «орех» с поднятым парусом белого цвета." Над ладьёй изображена Дубоссарская ГЭС - вид плотины, хотя в описании значатся "три шлюза". Над рекой восходит солнце, на другой стороне (к ПМР не относящейся)- "два жёлтых холма". В обрамлении - "гирлянда сплетённых листьев винограда, дуба и колосьев пшеницы", перевитая лентами флага республики. Наконец, по дореволюционной традиции в углу помещён герб Херсонской губернии(?).
   Интересна история Григориополя, основанного в 1792 г. армянскими переселенцами и названного по имени Григория Просветителя. И герб 1794 г. напоминал жителям о прародине. Вот расписка с его толкованием:"Корона, лежащая внизу, означает Царское достоинство, одноглавый орел, держащий в одной лапе Скипетр, знаменует дела Императора Армянского Артаксеркса; нерукотворный образ свидетельствует признание Христа, учиненное Армянским царем Авгаром; Агнец показывает то время, когда Св.Григорий просветил крещением Царя Тридата и всю Армению; львы означают храбрые подвиги Царя Армянского Рупинака; ковчег Ноев, лежащий на горе Араратской, значит то, что он принадлежит Великой Армении. Российский Императорский герб в заглавии знаменует покровительство России Армянскому народу.
Подлинное подписал граф Платон Зубов".
   К концу XIX в. столь многочастный герб был заменён более простым - изображением в зелёном поле самого Просветителя.
   В 2005 г. зам.главы администрации А.Зыбин так обосновывал новый принятый герб Григориополя:"...учтены все моменты, связанные с жизнью города – и Днестр, и развитие жизни в виде солнца, и колосья – связь с землей". Не учтено только то, что герб явно отдаёт безликим советским стандартом... Впрочем, исторический герб использовался на юбилее города в 2012 г.
   В Рыбнице же вместо советского герба с грузовозом, строительной лопаткой и шестерёнкой в 2003 г. утвердили герб с Михаилом Архангелом с мечом и щитом в сине-зелёно-синем щите (в городе в 2006 г. построен Михайло-Архангельский собор). Вопрос только - а где же такой понятный "гласный" символ - рыбы?


Рецензии