Ехали китайцы

О, сколько милых историй о том, как дети забывают от волнения обо всём на свете, пришлось мне выслушать от разных людей. Все они, нелепые и смешные, запомнились им на всю жизнь. И – удивительно – чаще всего их владельцы со временем вырастают в весьма благополучных граждан. Наверно потому что с детства их  преследует чувство высокой ответственности, желание делать всё правильно.

Сын директора школы, в последствие вице-мэр района рассказывал, как вышел на школьную сцену читать стишок, забыл его, посмотрел в зал, раскланялся и ушёл за кулисы.

У Тамарочки папа был председателем совхоза. И, конечно же, на Новогоднем утреннике девочка должна была выступить только на «отлично». Ответственность, которую возлагали на малышку, зашкаливала.

Мама пошила дочке платье из марли, украсила его стеклянными бусами и ватой, и несколько дней репетировала с девочкой стихотворение про Новый год и Дедушку Мороза, а та мечтала, как добрый старик вручит ей подарок.

И вот – торжественный момент, вспоминает Тамара Семёновна, меня приводят в клуб, переобувают в новые туфли, поправляют платье, водружают кокошник на голову и ставят на стул. Ведущая объявляет номер… Я впервые оказалась на такой высоте, под прицелом множества глаз. Меня просто переклинило, я забыла все слова от первого до последнего. И нет бы маме подсказать мне первую строчку, дело бы пошло… Но как подсказывать дочке председателя совхоза, у которой всё должно быть идеально?

Однако читать стишок было надо. Тамарочка вытянула руки по швам и отчеканила:
 
- Ехали китайцы, потеряли яйцы!
А за ними бабка шла,
Яйцы с бородой нашла!

Аплодисментов я не дождалась, вспоминает Тамара Семёновна, хитренько сверкнув глазами. Мама, красная от стыда и гнева, схватила меня за шиворот и на ходу, напялив на меня шубку и шапку, потащила домой по мокрому снегу. Она даже не дала мне переобуться, хотя на дороге нас ждала лужа, через которую она обычно переносила меня на руках.

Мама вытолкнула негодницу на середину избы и влетела следом, оставляя мокрые следы на чисто вымытом полу.

-Вот, отец полюбуйся на неё! Что вытворила! Что вытворила! Как ты завтра на работу-то пойдёшь?! Как я из дома выйду? Что нам люди-то скажут…

Мать опустилась на табурет и сложила руки на колени. Под ногами её была лужа, шаль сбилась набок, а щёки продолжали гореть стыдом.

Тамарочка тоже стояла в луже. Шубка у неё была застёгнута наперекосяк первой петелькой на вторую пуговицу, из-под шубки выглядывало новое платье с оторвавшейся ватой, забрызганное грязью.

- Ну, говори отцу, что ты прочла вместо стишка про Новый год!

Девочка замямлила:

- Ехали китайцы…

Этому стихотворению Тамарочку научила соседка баба Лида, школьная повариха. Она сидела на утреннике в первом ряду и смотрела на девочку во все глаза. Наверно поэтому, встав на табурет, Тамара и вспомнила про китайцев.

Баба Лида смеялась громче всех…

Отец Тамарочки был фронтовиком. Он прошёл три войны – Первую мировую, Финскую и Великую Отечественную - и не привык смеяться. Он привык решать важные задачи.

В семье все знали, что когда папа ходит по избе в сапогах из угла в угол, он думает. Мешать нельзя. И никто не видел, и не слышал, как смеётся папа. Когда мама втащила дочку в дом, папа ходил по комнате.
Тамарочка, оглушенная случившимся, подняла глаза, полные слёз, на отца и вдруг…заметила, как дёрнулся у того правый ус, и уголок  рта потянулся кверху, и сверкнули по-хитрому глаза… Отец улыбнулся!...

- Ну, всё же стихотворение она прочла, - повернулся папа к маме. – Молодец. Не растерялась.

2019 г.


Рецензии