О рассказе Фрэнсис Бернетт Чудесная девочка

Английская писательница конца 19 – начала 20 вв. Фрэнсис Бернетт известна российским юным читателям, прежде всего, по книгам «Маленький лорд Фаунтлерой», «Таинственный сад», «Маленькая принцесса».  Однако, писала она не только романы и повести, но и небольшие произведения.
Интересен, например, рассказ «Чудесная девочка» (1893 г.), который весьма полезно было бы прочесть не только детям младшего школьного возраста, но и всем нашим богатеям  и олигархам, чтобы задумались, наконец, о реальной благотворительности и помощи бедным. Именно эти темы заявлены писательницей в рассказе и звучат очень остро даже в наши дни. Хотя, на мой взгляд, Бернетт впала здесь в излишнюю религиозность и слащавость.
Главная героиня рассказа – очень богатая девочка по имени Елизавета, у которой  имеется много всяких благ  – штат прислуги, учителя, гувернантка, верховая лошадь, собственный экипаж, шкатулка с драгоценностями. Но нет у неё самого главного – мамы и папы. А значит, и особого счастья в жизни не предвидится.
  Елизавета кажется всем окружающим очень странной девочкой. Вечно она печальна, не играет с другими детьми, не желает никаких радостей и удовольствий. А всё дело в том, что воспитывает девочку очень нудная и набожная тётя Клотильда , которая живёт как монахиня и занята только молитвами, чтением книг о святых и мучениках да благотворительностью. Ну, и ребёнка воспитывает так же.
Даже местный батюшка говаривал тёте:
«Можно быть милосердным и добрым, и вместе с тем оставаться человеком, а не каменным изваянием».
Словом,  ни радости, ни счастья не видела бедная Елизавета в величественном  тётином замке. Да ей, как будто, и не нужно было всего этого. Она до глубины души прониклась рассказами о тётушкиных кумирах - «святых мучениках» и совсем разучилась улыбаться. При этом сама мечтала сделаться святой. Вот и задумаешься тут о перегибах религиозного воспитания, если сам воспитатель является неадекватным фанатиком и  имеет большое влияние на ребёнка. Ведь с помощь подобных идей очень легко сделать человека полностью зависимым от религиозной идеологии и, в конечном итоге, - несчастным человеком, которому чужды многие человеческие радости.
К чести тётушки – она не только молилась, но и делала реальные добрые дела. Посещала дома бедных людей, помогала им материально, дарила подарки на праздники. И маленькая Елизавета переняла эту благую привычку. Она вовсе не кичилась своим богатством, не зазнавалась и не воображала, а шла к простым людям, помогала им, разговаривала с ними. И, конечно же, народ в деревне очень полюбил свою маленькую благодетельницу с добрым сердцем и ласковыми речами.
Но в любой интересной книжке не может быть всё так благостно и однообразно.
В 11 лет Елизавету постигло ещё одно горе: её тётя внезапно умерла. И девочке пришлось ехать в Нью-Йорк  к дяде Бертрану, образ жизни и взгляды  которого ничуть не походили   на жизненные устремления тёти Клотильды. Дядюшка – богатый красавец – жил в роскошном особняке  и думал только о развлечениях, светских визитах и уютном комфорте. Он абсолютно не мог понять, почему хорошенькая  девочка в его доме чувствует себя абсолютно несчастной. Он, конечно, догадывался, что тётушка успела внушить Елизавете, что удовольствия и развлечения – это грех. Но не до фанатизма же доводить религиозность и самоограничение! Кстати, я частично согласна с дядей: жизнь должна играть всеми красками и оттенками, человек рождён для счастья, а не для постоянных печалей и вечных молитв. Однако чёрствое сердце дяди Бертрана, его неспособность понять чужую страдающую душу, его нежелание даже слышать, что каким-то бедным людям живётся худо,  и им надо помогать, заставляет думать о том, что он – человек эгоистичный и чёрствый, себялюбивый и нравственно глухой.  И разве мысли о помощи бедным и несчастным согражданам могут затронуть его душу и сердце? (как, впрочем, и души  наших современных олигархов). 
Елизавете ещё повезло, что дом дядюшки Бертрана часто посещал замечательный человек -  доктор Норрис. Именно он «потихоньку приучал её вести более нормальную жизнь, и вскоре Елизавета поняла, что на земле кроме печали есть и радость, и счастье». А  суть обычной человеческой жизни состоит в разумном сочетании личного счастья – с одной стороны,  доброты и сострадательности к людям – с другой. Постепенно Елизавета смогла найти эту золотую середину. И, как это ни удивительно,  дядя Бертран тоже вдруг «проснулся» от своей нравственной спячки и вечной праздности. Может, в этом был «виноват» шок, испытанный им во время опаснейших приключений его юной племянницы…
Подчеркнём, что на протяжении всей повести дядя Бертран менялся  под воздействием Елизаветы. Ему постепенно открывался смысл её поступков и взглядов на жизнь. Ведь девочка в незнакомой для неё обстановке вовсе не сидела сложа руки: она стала искать новые сферы приложения для своей необыкновенной доброты. И даже открытый конфликт с дядей не мог помешать этому. Девочка вскоре узнала, что «в богатом Нью-Йорке рядом с роскошью обитает и страшная бедность, и жестокая нищета». А значит – пора действовать!
Поначалу дядя отмахивался от мольб девочки помочь ближним и отвечал на всё примерно так: «Поезжай кататься. Веселись побольше». Но, удивляясь её постоянным речам о милосердии, её необычным поступкам, мужеству и самоотверженности, обострённому чувству долга, дядя наконец-то обратил свой взор и на жизнь других людей, не столь богатых и удачливых, как он сам. А когда девочка ночью, одна в чужом городе отправилась в опасный путь ради спасения голодающих, дядя Бертран вдруг ясно осознал, что очень любит племянницу и не хочет её потерять! А значит, и ему пора меняться в лучшую сторону – начинать делать добрые дела для других людей.


Рецензии