Вертолетчики своих никогда не бросают!

Сослуживцы

Виктор Иванович Неробеев- подполковник, военный летчик первого класса.

Службу за Полярным кругом – Неробеев считает самой интересной и насыщенной. Отдельная Арктическая эскадрилья, где Виктор Иванович был заместителем командира, базировалась в Воркуте. Зона ответственности эскадрильи простиралась от мыса Каменый Нос до мыса Шмидта. Воркутинские экипажи доставляли пограничников и грузы на Землю Франца Иосифа, острова Колчуев, Вайгач, Средний. Здесь на долю Неробеева выпало немало полетов в сложных метеоусловиях, с плохой связью и навигацией.
Помимо всего прочего, пограничные авиаторы приобщились к освоению космоса – совместно с представителями Центра подготовки космонавтов они отрабатывали действия по поиску и спасению экипажей спускаемых аппаратов. В ходе этих занятий Неробееву удалось пообщаться с героями космоса – Береговым, Жолобовым, Лазаревым.
Настоящим испытанием в судьбе Неробеева стал Афганистан. Из северной Воркуты Виктор Иванович был переведен в южный Душанбе, где стал начальником политотдела отдельного авиаполка. Должность не предусматривала обязательного участия в боевых действиях, но это было не в характере Виктора Ивановича. Следующие шесть лет во всех боевых операциях полка он личным примером увлекал подчиненных за собой.

Начальник политотдела полка, военный летчик 1-го класса подполковник В. Неробеев неоднократно участвовал в боевых операциях. Так, 11 мая 1984 г. в рустакской операции по захвату горной базы «Анджир», будучи ведущим авиационной группы из шести вертолетов, он показал образец мужества и самоотверженного выполнения воинского долга. При высадке десанта на вертолете Ми-8 на этапе висения над указанной руководителем операции посадочной площадкой, находящейся в зоне огня крупнокалиберных пулеметов про¬тивника, получил несколько пробоин, но не дрогнул и продолжал высадку личного состава до полного выполнения боевой задачи.

Особенно запомнилось 11 мая 1984 года, когда авиаторы полка высаживали десант для захвата душманской горной базы «Анджир». В том бою Неробеев был ведущим авиационной группы из шести вертолетов Ми-8. Его вертолет получил несколько попаданий, но благодаря мастерству экипажа благополучно дотянул до базы.
В июне 1985 года тактическая десантная группа, возглавляемая Неробеевым, на предельно малой высоте сумела незаметно подойти к месту сосредоточения крупного отряда моджахедов и нанести по нему ракетно-бомбовый удар. В результате прямого попадания 250-килограммовой бомбы опорный пункт бандитов был уничтожен. В ходе последовавшего десантирования пограничники угодили под шквальный огонь двух хорошо замаскированных огневых точек. Уничтожив их из бортового оружия, вертолетчики обеспечили конечный успех всей операции.
Постепенно авиаторы-пограничники совершенствовали тактику борьбы с противником. Обычно транспортные Ми-8 сопровождали вертолеты огневой поддержки Ми-24, которые армейцы любовно называли «горбатыми». Как правило, они летели чуть сзади, прикрывая тылы. В ходе одной из операций Неробеев изменил тактику, пустив Ми-24 вперед. Те успешно подавляли огневые точки душманов, обеспечивая безопасную высадку десанта. Успех этой операции принес Виктору Неробееву орден Красного Знамени. Также за время участия в афганских событиях Виктор Иванович был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За отличие в охране государственной границы».
В Душанбинском полку Неробеева ценили не только как отличного боевого офицера, но и как толкового политработника, инженера человеческих душ. Благодаря его инициативе в части появились Аллея героев, музей боевой славы и первый в истории авиации погранвойск памятник авиаторам-интернационалистам.

Из переписки сослуживцев

Шагалиев Фарат Султанович есть в Авиационной энциклопедии в лицах. Представлен как Начальник авиации пограничного округа. Лётчик-снайпер. Генерал-майор авиации. Герой Советского Союза. Окончил Сызранское ВВАУЛ в 1973 году. Общий налёт 5000 часов. Совершил 1500 боевых вылетов. Спас жизнь более трёхсот пограничников и членов экипажей вертолётов.

Виктор Неробеев

Часть была КЭ,  у него мы с Суховым  приняли её, которую  преобразовали в АП в связи с событиями в ДРА. Человек порядочный, уважаемый, лично мой хороший друг. Это наш ФАРИД!
Владимир Беспалый ответил Владимиру
Маленькое уточнение. Не Шагалиев Фарат Султанович, а Шагалеев Фарит Султанович. Имел честь служить на Камчатке в авиаотделе под его знаменами. За что благодарен судьбе. Человек был выше всяких похвал.

Владимир Ермишин
Виктор, а что за вертолёт ниже летящего вертолёта? Это монтаж или что-то другое из области нереального?..

Михаил Зубко ответил Владимиру
Это не монтаж. И тем более не единственный случай.

Владимир Ермишин
Спасибо! Присмотрелся внимательно, увидел трос. Нижний вертолёт - это вертолёт на внешней подвеске. Интересно было бы узнать, кто осуществлял этот полёт и чем он закончился..

Михаил Зубко ответил Владимиру
Неробеев должен знать подробности. У него надо спросить.

Василий Шубин ответил Владимиру
Для гор...-транспортировка, что на фото, настоящий Подвиг!   Риск конечно неимоверный.      


Виктор Неробеев
10 февраля 1988 года в районе кишлака  Абдульназарбег, при высадке десанта на площадку, вертолет ведущего авиагруппы, командира авиаэскадрильи майора Болгова С.И. получил три прямых попадания из гранатомета: в правый двигатель, грузовую и пилотскую кабину. Экипаж подбитого вертолета,  эвакуировал экипаж   капитана  Виктор Петрова. Подбитая машина осталась на площадке до уничтожения бандгруппы.  В этой критической ситуации ведомый экипаж капитана  Петрова Валерия Леонидовича, высадив свой десант на свою площадку, взлетел и нанес ракетный удар по позициям бандитов, уничтожив несколько их огневых точек.  Будучи ведомым, он  не задумываясь, принимает решение произвести посадку рядом с подбитой машиной своего командира. Трижды заходил он на посадку под пулями противника. В момент захода на посадку, как потом было подсчитано, его вертолет получил 16 пулевых пробоин, отказал левый двигатель и, тем не менее, настойчивому экипажу капитана В.Л. Петрова удалось сесть и подобрать пострадавший экипаж майора С.И. Болгова.  Взлет капитан В.Л. Петров произвел на одном работающем двигателе, под огнем противника  произвел набор высоты и благополучно доставил сбитый экипаж на базовый аэродром. Жизнь боевых друзей была спасена. На следующий день, командир части поставил задачу: эвакуировать подбитый вертолет.    
На буграх расположены позиции душманов, с которых они  подбили вертолет Болгова. Между позициями место высадки десанта. 
 11 февраля на борт вертолета Ми-8. я взял специалистов ТЭЧ и вылетел в район площадки, где находился  поврежденный вертолет. Полет и эвакуацию прикрывала пара Ми-24. барражировавшая над площадкой. Когда специалисты ТЭЧ сняли лопасти несущего винта и загрузили их в мой вертолет, я по радиосвязи вызвал вертолет Ми-26, пилотируемый экипажем майора  Ю. Ставицкого. Вертолет Ми-26,  должен был находиться на территории Афганистана,  как можно меньше времени,  из-за его  безопасности.  Ю. Ставицкий, с курсом, данным мною по радио с земли,  зашел на подцепку вертолета, на внешнюю подвеску. Забрав группу обеспеченья, мы взлетели группой на аэродром Московский.  В данном случае,  впервые в практике эксплуатации вертолетов Ми-26 в пограничных войсках, на внешней подвеске, с территории Афганистана, экипажем пограничного вертолета, был эвакуирован подбитый вертолет.


Рецензии