Беляков Константин Дмитриевич

Родился  28  мая  1909  года  в  городе  Санкт-Петербург  (Россия)  в  семье  служащего.  Русский.  Окончил  9  классов  в  1928  году.  С  мая  1928  по  июнь  1929  года  трудился  чернорабочим  на  временных  работах  в  Петергофе,  затем  до  декабря  1930  года  был  чернорабочим  и  машинным  затяжчиком  на  обувной  фабрике  «Пролетарская  победа»  в  Ленинграде. 
В  РККА  с  21  декабря  1930  года. 
С  декабря  1930  по  июнь  1932  года  был  курсантом  Военно-теоретической  школы  летчиков  в  Ленинграде,  затем  с  июля  1932  по  декабрь  1933  года  учился  в  3-й  военной  школе  летчиков  и  летчиков-наблюдателей  Приволжского  военного  округа. 
С  декабря  1933  по  декабрь  1935  года  в  звании  лейтенанта  служил  сначала  младшим  летчиком,  а  затем  старшим  летчиком  в  11-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  1-й  тяжело - бомбардировочной  авиабригады  Ленинградского  военного  округа.  После  этого  с  декабря  1935  по  декабрь  1936  года  командовал  звеном  в  11-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  111-й  истребительной  авиационной  бригады  того  же  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  1  января  по  7  сентября  1937  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16.
Имел  псевдоним  «Рубио».
8  июля  1937  года  был  тяжело  ранен  зенитным  огнем,  и  после  лечения  в  госпитале  досрочно  отправлен  на  родину. 
 
     «…Отчетливо  запомнился  мне  боевой  эпизод,  происшедший  с  одним  из  моих  товарищей  по  эскадрилье  Константином  Беляковым  -  коренастым  и  сильным  парнем  с  открытым  русским  лицом.  Константин  выделялся  светлым  цветом  волос,  приводившим  в  восхищение  испанских  девушек.  Они  и  дали  ему  прозвище  «Рубио»,  что  означает  «блондин».
     Поступила  команда  немедленно  взлететь  звеном  для  разведки  района  северо-западнее  Мадрида,  где,  по  имевшимся  данным,  происходило  интенсивное  движение  войск  по  дорогам.  Эта  задача  выпала  на  долю  звена  К.  Белякова  с  ведомыми  В.  Жундой  и  В.  Макаричевым. 
     Задание  удалось  выполнить  успешно.  Но  на  обратном  пути  над  одним  из  населенных  пунктов  звено  обстреляла  зенитная  артиллерия.  Самолет  Белякова  сильно  встряхнуло.  Костя  почувствовал  острую  боль  в  спине,  понял  -  ранили,  но  продолжал  полет  и  привел  на  аэродром  свое  звено.  Сам  он  сел  последним.  Какого  огромного  напряжения  сил  и  воли  потребовала  от  Кости  посадка  самолета!  Чтобы  не  разбиться  вдребезги,  нужно  было  раз  двадцать  повернуть  ручку  выпуска  шасси  -  это  при  ранении  спины!  Кроме  того,  нужно  было  полностью  сохранить  самообладание  и  зоркость  глаз,  чтобы  приземлиться  на  узкой  площадке,  огороженной  каменной  оградой.  Беляков  посадил  машину  с  третьего  захода,  но  из  кабины  выйти  уже  не  смог.  Мы  извлекли  его  оттуда  почти  в  бессознательном  состоянии.  Ранение  оказалось  серьезным.  По  комбинезону  расползалось  большое  черное  пятно.  Из  раны  торчал  осколок.  Надо  было  срочно  его  удалить,  а  медицинского  персонала  на  аэродроме,  как  назло,  не  оказалось.  Командир  принял  решение  самим  извлечь  осколок.  Технические  плоскогубцы  послужили  хирургическим  пинцетом.  Вытащив  осколок,  мы  перевязали  Белякова  и  отправили  в  госпиталь. 
     После  испанских  событий  я  потерял  из  виду  Костю  Белякова.  Знал  только,  что  он  участвовал  в  Отечественной  войне,  а  после  войны  командовал  истребительным  соединением.  В  конце  1965  года  я  неожиданно  встретился  с  ним  в  зале  Ленинградского  горисполкома  при  вручении  медали  «ХХ  лет  победы  в  Великой  Отечественной  войне  советского  народа  1941-1945  гг.».  Мы  крепко  обняли  друг  друга.  Вспомнили  Испанию  и  старых  друзей.  Я  посмотрел  на  поседевшую  голову  товарища,  и  у  меня  вырвался  вопрос:
     -  А  помнишь,  Костя,  как  заглядывались  испанки  на  твои  волосы?
     Костя  весело  улыбнулся  и  ответил:
     -  Как  не  помнить!  Все  помню…  «Рубио»!…»
     (Из  воспоминаний  В.  В.  Пузейкина  в  книге  «Ленинградцы  в  Испании»)

После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
13  сентября  1937  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «капитан».               
В  сентябре  1937  года  был  назначен  командиром  отряда  47-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  2-й  тяжело - бомбардировочной  авиабригады  Ленинградского  военного  округа.  С  апреля  1938  по  сентябрь  1939  года  командовал  истребительной  эскадрильей  7-го  тяжело - бомбардировочного  полка,  а  затем  по  июнь  1940  года  был  командиром  истребительной  эскадрильи  80-го  смешанного  авиационного  полка  в  том  же  округе.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне  с  28  декабря  1939  года  по  13  марта  1940  года,  совершил  12  боевых  вылетов.
31  марта  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «майор».
С  июня  по  июль  1940  года  был  командиром  эскадрильи,  а  затем  до  декабря  1940  года  помощником  командира  152-го  истребительного  авиационного  полка  Архангельского  военного  округа. 
Учился  с  декабря  1940  по  июнь  1941  года  на  курсах  усовершенствования  командного  состава  при  Военной  академии  командного  и  штурманского  состава  ВВС. 
После  окончания  курсов  с  июня  по  август  1941  года  продолжал  службу  в  прежней  должности.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  августа  1941  года,  когда  был  назначен  командиром  348-го  истребительного  авиационного  полка    (с  января  1942  года  -  743-й  истребительный  авиационный  полк).  Прикрывал  небо  Архангельска.  Полком  командовал  до  августа  1942  года.
15  августа  1942  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «подполковник».
С  августа  по  октябрь  1942  года  временно  исполнял  обязанности  командира  104-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО,  защищавшей  Архангельск.  Затем  по  октябрь  1943  года  был  заместителем  командира  этой  дивизии.  С  октября  1943  по  декабрь  1944  года  был  на  должности  заместителя  командира  122-й  истребительной  авиационной  дивизии,  защищал  Мурманск  от  немецкой  авиации.  После  этого,  до  конца  войны  командовал  104-й  истребительной  авиационной  дивизией  ПВО,  прикрывая  Архангельск. 
После  окончания  войны  продолжал  служить  в  авиации  на  различных  командных  должностях,  был  командиром  дивизии  и  корпуса,  начальником  курсов  усовершенствования  штурманов,  командующим  истребительной  авиацией  Уральской  армии  ПВО. 
5  октября  1945  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «полковник».               
11  мая  1949  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-майор  авиации». 
В  декабре  1950  года  окончил  Высшую  военную  академию  им.  Ворошилова. 
С  1956  года  по  1958  год  был  заместителем  командующего  4-й  армии  ПВО.
Уволился  в  запас  5  ноября  1958  года  в  звании  генерал-майора  авиации. 
Проживал  в  городе  Санкт-Петербург  (Россия). 
Умер  19  мая  1986  года.

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (21.05.1940,  30.12.1956),  двумя  орденами  Красного  Знамени  (17.07.1937*,  1951),  тремя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (03.08.1944,  18.08.1945,  06.04.1985),  орденом  Красной  звезды  (00.05.1946),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Советского  Заполярья»,  «За  победу  над Германией»,  «30  лет  Советской  Армии  и  Флота»,  «40  лет  Вооруженных  Сил»,  «ХХ  лет  победы  в  Великой  Отечественной  войне»  и  другими. 

Примечание: 
*   Орден  имел  порядковый  №  1112.


Рецензии