Севастопольская сестра

Имя А.С.Грибоедова хорошо известно каждому культурному и просвещённому человеку и гражданину.И не только у нас в России,но и в мире в целом,а также в миру.Но своё повествование мне бы хотелось начать с его родной сестры Екатерины Сергеевны Грибоедовой и её севастопольских сёстрах.Для этого обратимся к биографической книге В.Порудомского «Пирогов».

Её настоящее имя было Фредерика Шарлотта Мария.Она была дочерью вюртембергского принца,но воспитывалась в Париже.Одним из её наставников оказался великий естествоиспытатель Жорж Кювье.Фредерику Шарлотту Марию избрали в жёны великому князю Михаилу Павловичу,младшему брату русских императоров Александра I и Николая I,и в 1823 году привезли в Россию.

Так, в царской России появилась великая княгиня Елена Павловна.

Имя Елены Павловны связывают с появлением первых медицинских сестёр, с организацией женской помощи на войне.Сегодня словосочетание «медицинская сестра» настолько стало привычным нашем уху,что мы даже не утруждаем себя задуматься над тем, что оно,по существу, является усечённым.Не полным. Не точным. Правильно,с точки зрения исторической жизненной практики и языка, а также официально-делового стиля,подразделять медицинских сёстёр: на военных и гражданских,а также сестёр милосердия.

Такое подразделение в полной мере относится и к медбратьям.

Медицинские сёстры не могли не появиться именно в России и именно в Севастополе.Именно в Крыму.

Севастополь в 1853 году оказался городом-крепостью,все жители города стали его защитниками. Матросские жёны и дочери помогали мужчинам возводить укрепления, подтаскивали к орудиям боеприпасы, Под огнём несли на бастионы узелок с тёплыми лепёшками или жбан с квасом. При нехватке врачей и фельдшеров, особенно в начале войны, женщины Севастополя должны были взять на себя заботу о раненых.

Первой фронтовой сестрой стала матросская сирота, девица Дарья, о которой по застенчивому свидетельству современника, иные говорили «нехорошо». Она продала весь свой скарб ,оделась матросом, раздобыла лошадёнку и Двинулась к месту боёв. В день битвы на Альме Дарья устроила собственный перевязочный пункт.

Дарья Севастопольская ,как её торжественно нарекли, была благородна, решительна, но неизбежна. Кто-то же должен был первым начать – на Альме или под Инкерманом.

Елена Павловна ухватила витавшую в воздухе идею женской помощи раненым на поле битвы.При этом очень важно отметить,что мысль о посылке военных медицинских сестёр на театр войны активно поддержал и полевой хирург Н.И.Пирогов.Не все сановные чиновники разделяли эту передовую и очень смелую по тем временам идею.
Пользуясь благоволением монарха, Елена Павловна получила разрешение собрать первую в мире группу военных медицинских сестёр.Группа получила название «Крестовоздвиженская община сестёр попечения о раненых и больных» Руководить общиной Елена Павловна поручила знаменитейшему из русских профессоров-Николаю Иванович Пирогову.Великая княгиня,понимавшая,что к чему,соединила своё имя с именем Пирогова.

Немного погодя вскрылась вся глубокая разница, даже противоречие в замыслах великой княгини и великого хирурга.

И тут самое время вспомнить о втором названии медицинских сестёр. Их ещё называют сёстры милосердия. Так вот именно это второе название полностью соответствовало  истинному замыслу Елены Павловны. Она  хотела придать общине сетёр формально - религиозное направление и христианско-православную суть, то есть создать нечто вроде  женского «религиозного ордена».

Пирогов видел в общине сёстёр медицинское, то есть высоконравственное и человечное, живое и здоровое учреждение, организацию, систему, что должно было подчиняться не форме, а содержанию, не ритуалам, а делу, не формальной и догматической идее, а действию и развитию живого, жизненного, естественного, а не искусственному идолу, тотему. Пирогов хорошо и отчётливо понимал истинный и глубокий смысл народной мудрости:заставь дурака Богу молиться. так он и лоб расколет. И не только себе, но и другим. Ему, полевому хирургу, как никому другому было на профессиональном уровне известно, что раненым и больным нужны были именно медицинские сёстры, а не Тартюфы в юбках.

В Крым высокая покровительница медицинских сестёр не поехала.Да и зачем она там была нужна?Зато Пирогов поехал в Крым.Уж он-то  был там очень нужен.Зато сёстры поехали в Крым.И они были здесь очень нужны.

В Симферополе Пирогов ждал первую партию, или как говорили, первое отделение военных медицинских сестёр. Всего за несколько месяцев прибыло в Крым пять отделений.

Одна из сестёр оставила описание первого дня работы. Вот скупые строки хроники фронтовых будней.

На утро,после приезда,её отправили на 3-й бастион.туда прибыло сорок пять тяжелораненых.Впервые  увидела она людей с оторванными руками и ногами, со страшными кровоточащими ранами.Через несколько минут пол в помещении был залит кровью.Перевязывали под обстрелом.здание содрогалось.Несколько бомб залетело в кухню,попало в котлы с кашей и бочку с квасом.

Доктор позвал сестру помогать при ампутации.Раненому дали мало хлороформа.Он проснулся ещё на столе и страшно кричал,она положила ладонь на влажный его лоб,просила:
-Не надо,милый!

А с бастиона всё приносили новых раненых.Офицера с раздробленным черепом.Матроса.которому оторвало обе руки.Едва перенесли его после ампутации на койку, в окно влетело ядро и оторвало несчастному обе ноги.после второй операции он пришёл в себя,приоткрыл жарко сверкавшие глаза,улыбнулся косо:
-Трубочку -то теперь,как курить?
Доктор вынул из кармана сигару,прикурил от свечи и сунул матросу в зубы.

Сестра принесла миски с кашей ,стала кормить раненых обедом.Пока ходила на кухню за новой порцией,ядро пробило потолок-разорвало четырёх человек.
Забежала домой отдохнуть — увидела в стене брешь от прямого попадания, в соседней комнате лежали женщина и трое детей,все убитые...

До поздней ночи сестра перетаскивала раненых в безопасное место.Пришлось раз двадцать карабкаться в гору — под дождём,по грязной и скользкой дороге.Жидкая.по колено,грязь кипела от падавших бомб.
А ночью сестра потеряла сознание,металась в жару.У неё начался тиф.

Совсем разные были эти женщины в одинаковых коричневых платьях, белых чепцах и передниках.Их роднила любовь к отчизне,быть может,по- разному понимаемая,желание служить своему народу,быть может,разными причинами вызванное.

И было для них кое-что поважнее сердечных похвал-убеждения.Пирогов видел мужество,волю,подвижничество севастопольских сестёр .Но он видел также их способность самостоятельно и плодотворно трудиться и руководить, самостоятельно мыслить и принимать вполне благоразумные решения в самые трудные и ответственные минуты фронтовых будней.И теперь уже не только от военно- полевых врачей,но и от военных медицинских сестёр тоже во многом зависела жизнь раненых, исход событий на поле битвы.

Читатель, наверное, со мной согласится, что сегодня очень трудно представить медицинское учреждение не только в России, но и в целом в мире без медицинской сестры. Кто лечился на стационаре, хорошо знает, какой тяжелый и очень ответственный труд у медицинской сестры. Именно она проводит большую часть своего рабочего времени с пациентами, всегда рядом с ними. Всегда готова прийти на помощь в трудную минуту. Медицинская сестра навсегда прочно заняла свою законную нишу в структуре лечебного дела, системе здравоохранения после врача и фельдшера. После неё идёт санитарка. В широком смысле этого слова. Медицинского понятия. Так, мы хорошо, например, помним школьные санитарные дружины и звенья в системе советского образования. На фронте – это медсанчасть. Санитарные поезда…И мы никогда не должны забывать, что самой первой медицинской сестрой в мире была именно наша Дарья Севастопольская. Севастопольская сестра.

Уже после войны в Крыму Н.И. Пирогову довелось прочитать художественный рассказ «Севастополь в мае».В нём имелось описание перевязочного пункта.Коротко,но весомое.В печати много разного щебетали о военных медицинских сёстрах.Л.Н.Толстой посвятил им одну простую фразу,но разглядел что-то серьёзное и важное: «Сёстры с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слёзного сострадания, а деятельного практического участия,то там,то сям,шагая через раненых,с лекарством, с водой,бинтами,корпией,мелькали между окровавленными шинелями и рубахами».

В одной по-мужски скупой фразе непосредственного участника севастопольских событий и прозаика была выражена правда суровой военной прозы.Правда,которую писатель Л.Н.Толстой пронёс через всю свою жизнь и свое литературное творчество.Правда,о которой он сам писал так: «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души…и который всегда был, есть и будет прекрасен -правда»

Сказано по-пироговски.


Рецензии