Common Life

Филолог и басист Дмитрий Смирнов, по совместительству – мой литературный критик и лучший гид по Нижнему Новгороду, скинул мне новый альбом группы «Последний Приют» около месяца назад. Не в качестве дружеской рекламы, а из желания поделиться ныне не самой «трендовой» музыкой, опубликую свой отклик на Прозе.


***


Последний Приют, COMMON LIFE (2018)


У английского слова Common с десяток значений. Как прилагательное, оно синонимично «общий», «совместный», «единый», «взаимный». Как причастие – «широко распространённый», «часто встречающийся». Как наречие – «обычно», «совместно». И, что характерно для English, оттенки смысла меняются в зависимости от контекста. И ты начинаешь любить русский, осознавая, что язык Шекспира никогда не станет для тебя родным. Поздно уже :)

Но это лирика ради вступления к заметке. Нижегородская группа «Последний Приют» записала новый альбом Common Life. Его я трижды прослушал в последние дни (доступен на Яндекс-музыке) и написал это субъективное «рок-эссе».

В наш век играть классический рок с лёгким оттенком харда, да ещё на английском – коммерческое самоубийство. Учитывая, к тому же, некультурное гетто сегодняшней России, где классики минувших веков – это забавные дядьки с париками и допотопной аппаратурой, а рокеры – когда-то отрывавшиеся дедушки и праотцы с их скучноватыми «поисками истины» романтичных 60-70-х. «Душу народа» выражает попса, под которую хорошо танцевать, влюбляться, раздеваться и вообще жить, не парясь ни о чём. А «дух» – это т.н. «шансон» (испохабили красивое французское слово) с сермяжной «моралью» – это твоя Родина, сынок; невиновных здесь нет, а конвоиры и заключённые, как вывел ещё Довлатов в «Зоне», внутренне схожи друг с другом. Внешнее различие лишь в выпавшем жребии.

Тем не менее, в Черноземье Средней Полосы иногда прорастают ананасы. Не рассчитывая на обильный урожай – в смысле, коммерческий успех. Потому как здесь «Every day is like another rainy day».*

Скажу сразу: мне альбом понравился, невзирая на то, что я слушал его в совершенно разболтанном внутреннем состоянии и, быть может, был не всегда внимателен. Понравился именно целостным ощущением. Он выстроен по всем законам пластиночного жанра: 10 песен (плюс один бонус), энергичные номера (Summer & Feeling Cold) в начале и середине – словно, для открытия сторон А и В пластинки. Заглавная вещь Common Life представлена в двух вариациях – классической рок-баллады и с оркестровой аранжировкой ближе к финалу. Из иных достоинств отмечу очень хороший темп и драйв, особенно в первой половине диска, что есть одно из требований жанра рока в любую эпоху.

Но моему избалованному (попсовому?) слуху чего-то недоставало. Прежде всего, приятного удивления. Оно случилось лишь однажды, в рэггей-номере Road Song, который здорово раскачал немного академичную рок-атмосферу. Не хватило и здоровых рефлексий, а ля пёпловская When a blind man cries. И, по настроению диска, ощущение, что едешь по американскому Highway, а здесь не до сентиментальностей, только суровая проза дорог: No Vodka и Fool on the Highway в финале (бонус-трэк). А я, увы, не байкер и не автомобилист, а ботаник с книжицей :)

Как всегда, мои предпочтения (исключая титульную вещь) не совпали с трэками альбома, что помечены на Yandex в качестве популярных. Там в топе Summer & Feeling Cold (предсказуемо?), а в моём – уже упомянутые Road Song & Fool on the Highway, плюс Broken Limousine.

В финале напишу о самой дискуссионной (для меня) теме – единственном русскоязычном номере альбома «Имя ему Легион». Я не слишком-то жалую поэтику с претензией на поиск духовных истин, тем более – «ответов». Это хождение по очень тонкому льду, и в большей степени выстраданное внутреннее право, нежели слог и музыкальное мастерство. Но, слава Богу, в «песнь о старце» номер не превратился, а название (что не произносится в самом тексте) самоиронично завершает все поиски готовых ответов о самом себе.

Стоило оно того или нет – способны сказать лишь музыканты, записавшие альбом. Я же хочу поблагодарить группу «Последний Приют» (и отдельно – Дмитрия Смирнова, бас-гитара) за приятную рок-встряску посреди привычно стагнирующей российской поп-музыки, начиная с эпохи нулевых, во всех смыслах, годов.


*примечание: строка из песни Common Life   



***


Для справки:

Группа «Последний Приют» появилась осенью 1987 года, первый выход на сцену — 26 марта 1988 г. на Втором Горьковском рок-фестивале.

Коллектив образован силами гитариста Владислава Лисенкова и вокалиста/гитариста Дмитрия Смирнова.

Музыкальное направление, в котором играет команда, за столь большой период времени изменилось последовательно от спид-метал через хард-н-хэви к утяжелённому, но мелодичному блюз-року с изрядной долей рок-н-ролла.

Современный состав, с 2014 года: Алёна Каракетова — вокал, Владислав Лисенков – гитара, Дмитрий Смирнов – бас гитара, вокал, Егор Правилов – барабаны.


Рецензии