Вспоминая август 1991-го

19 августа 1991 года – день, который просто невозможно забыть. Для новейшей истории России – начало конца…
19 августа отмечается двунадесятый церковный праздник – Преображение Господне (в народе его ещё называют Яблочный, или второй спас). Но помимо торжества и величия праздника в ячейках памяти всплывают и события 19-21 августа 1991 года. Тогда мне было 16 лет, и такое нельзя забыть, даже находясь далеко от Москвы.
Мой отец, писатель, поэт, журналист, участник Великой Отечественной войны, военный разведчик Анатолий Михайлович Давыдов (Луговой), которому тогда было 68 лет, написал следующие строки (привожу с сокращениями):

Преображение Господне и Яблочный заветный спас.
Преображение сегодня в стране измученной у нас.
Что значит это совпаденье: беду иль новый поворот?
……..
…сегодня знать нам не дано.

А я, в свои студенческие 90-е, написал:

И снова девятнадцатое августа,
И снова вспоминаю я тот день.
Тогда заговорило громко радио: «Сограждане!»
И память вновь встаёт, как тень.

Что касается совпадений, то в нашей великой многострадальной Родине главные, исторические события происходят, в основном, в дни больших церковных праздников. Например:
19 августа – Преображение Господне, 21 сентября – Куликовская битва (в праздник Рождества Пресвятой Богородицы) в 1380 г. а в 862 г. в этот же самый день наши далёкие предки призвали Рюрика с братьями на княжение, в этот же день в 1993 году президент-оккультист, рыцарь Мальтийского ордена (с 1992 года) Б.Н.Ельцин издаёт Указ № 1400, которым начинается открытое гражданское противостояние в центре Москвы. 4 октября – отдание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В 1993 году в этот день Ельцин и сотоварищи устраивают бойню в центре Москвы, во время которой погибло несколько тысяч человек.
И снова наступило 19 августа – Преображение Господне. Но в памяти опять всплывают воспоминания о событиях 19-21 августа 1991 года. И никуда от этого не деться – наша история.
Тогда я находился более, чем за тысячу километров от Москвы, в районном центре Самарской области – селе Кинель-Черкассы. Шёл мне семнадцатый год. Закончил 10-й класс, перешёл в 11-й – выпускной. До окончания средней школы оставалось чуть меньше года.
К политике в то время я был далеко не равнодушен, ибо моя мама уже работала в то время в Верховном Совете РСФСР – помощником народного депутата России, авиаконструктора Анатолия Сергеевича Воронина. Приехала на некоторое время домой, сезон отпусков был…
Помню то утро. Играла музыка из «Лебединого озера», время от времени зачитывались Указы Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Хотелось летать, я наивно думал, что «демократический бардак и хаос», захлестнувший всё вокруг, закончится и можно готовиться к большой научной (или может быть, литературной) деятельности.
Но уже во второй половине дня 21 августа 1991 года наступила развязка. Но это уже другая история…


Рецензии