Диалог первый

Диалог с Натальей.

     Я решил не оставлять этот диалог без внимания не потому, что он особенный, но именно потому, что он типичный. Часто приходится рассказывать всё, что я думаю о стихосложении, именно всё, о чём поэты зачастую умалчивают, не хотят говорить, открывать своих мелких и не очень секретов. Некоторые поэты боятся конкуренции. Зачастую молодому автору достаточно несколько примеров и он переходит из разряда графоманов в разряд приличных авторов. Стоит только слегка приподнять занавес.
     Такой разговор состоялся у меня совершенно недавно с Натальей, вот как это было: 
— Я иногда пишу стихи сама, редко конечно, но бывает. Хотелось бы знать Ваше мнение, стоит ли выражать свои мысли или это слишком примитивно?
— Давайте посмотрим, только заранее договариваемся - без обид на замечания.
— Конечно. Я вообще не профессионал. Иногда можно найти что-то... Это так, из любимых: (Наталья выслала мне скрин со стихами).
—  Наталья, у Вас есть способности стихосложения, мне Ваши стихи интересны, но замечание одно, общее: Вы не работаете над своим развитием, над своими мыслями...
Нужно перечитать горы критики и отобрать полезные замечания для себя, иначе останетесь на уровне среднестатистического современного поэта, в смысле - "таких много". Стать единственной, узнаваемой, неповторимой, это сверхзадача... Если захотите продолжить общение, я Вам смогу подсказывать некоторые примеры из своего опыта.
— Да, понимаю, я этим редко занимаюсь, когда есть какая-то своя эмоция, которую хочется излить, а кроме как в стихи - некуда. Была бы рада получить какие-то критические комментарии! И принять Ваш опыт...
— Самое главное - нужно избавиться от лени, это чрезвычайно сложно, т.е. научиться работать над каждым словом. Что имеется ввиду вообще: в тексте не должно быть ни одного лишнего слова, притянутого для рифмы, ритма, и т.д. эти слова однозначно безжалостно убирать. Вот я читаю у Вас:

Заверните мне лето, пожалуйста,
В мой пакет, уж давно он имеется...

Первая строчка восхитительная, поэтическая и... классная в общем. Вторая - совершенно всё портит. Попробую объяснить почему: если Вы просите "завернуть лето в пакет", то я априори понимаю, что пакет Ваш, а не соседский, правда? а "уж давно он имеется" вообще как "здрасьте". Если это "уж давно он имеется", имеет смысловое продолжение в тексте, тогда нужно оставить, но это Вас обязывает где-то далее в стихах напомнить читателю, что пакет Вы готовили заранее. Однако этого не происходит, значит строчка притянута лишь для выдерживания ритма. Эту строчку несомненно стоит переделать, внеся в неё смысловую нагрузку. Есть опасение, что с изменением строки могут поменяться и рифма и смысл, но для этого Вы и Автор, чтобы поменять качественно. Так предлагаю пересмотреть весь текст.  Как бы написал я:

Заверните мне лето, пожалуйста,
Вот пакет, прошу. Я имею цель:
Чтобы солнце палило безжалостно,
Отражая себя на моём лице...
 
     Вариантов множество.
— Да, я и планировала эту строку использовать в смысле того, что он у меня есть.
Понимаю Вас, что просто необходимо все продумывать, но я никак не могла определиться, как лучше эту мысль излить, надо развиваться! Сейчас прочитаю Ваши предложения. Кажется поняла, Ваше предложение имеет больший смысл, конечно, но я ещё сталкиваюсь с тем, что меня захлёбывает вдохновение, я пишу, пишу, пишу, а в плане редактирования сталкиваюсь с потухшим энтузиазмом. Возможно поэтому получается коряво из-за того, что не доделано! И главная проблема в этом.
— Так это прекрасно, когда "захлёбывает". Старайтесь записывать всё, что только приходит в голову, но потом - работать!
— Рада, что поделилась с вами и услышала критику и советы, а не просто, что "молодец, красиво")

     Несколько дней я прождал продолжения разговора, но что-то наверное не совпало по времени. Тогда я написал своё  стихотворение:
 
Заверните мне лето, пожалуйста,
Заверните в обратную сторону.
Надышаться горячей усталостью,
Солнцепёками выцвесть повторными.
Чтобы ветра дыханье горячее
Груди девичьи брало ладонями.
Разверните ко мне и не прячьте их,
Летних шалостей фразы. Утонем мы
В разговорах пустых, легкомысленных
У костра, у реки, вместе с близкими.
Чтобы в каждую клеточку — искренность!
Чтоб щенками от счастья повизгивать.
Солнце летнее — просочилось в нас.
И тебя чтобы счастьем затискало.
По росе утром солнышки шастают,
Отражаются на твоём лице.
Поверните мне лето, пожалуйста,
Пусть на радость всем, вот такая цель.


Рецензии