Благородство людей в одном ответе

1994–1999–2004-й: изменяются ли стереотипы?


Недавно автор провёл в 242-й, 364-й и 1415-й школах Москвы среди учащихся 10—11-х классов очередной опрос. Его темой были ассоциации, возникающие у ребят при упоминании стран Дальнего и Ближнего Зарубежья. Аналогичные опросы проводились десять и пять лет назад (см. статью "Стереотипы восприятия: зарубежные страны глазами школьников". "История", №39, 1995). Автор считает важным проследить, как меняются взгляды подрастающего поколения. При этом в 1999 г. и особенно в 2004 г. было увеличено количество стран, по которым проводятся опросы.
заглянуть в упомянутую публикацию, то бросается в глаза, что десять лет назад старшеклассники явно знали лучше, чем бывшие социалистические страны и недавно образовавшиеся независимые государства - бывшие советские республики. В сознании школьников сразу появляются чёткие ассоциации при упоминании Англии, Франции, Италии, Японии и других стран, чего нельзя было сказать о Грузии, Казахстане или Болгарии. Через пять и десять лет сохранилась та же тенденция. Изменения коснулись (как для дальних, так и для ближних стран) лишь конкретных ассоциаций. Давайте пройдёмся по списку стран, по которым проводились опросы.

Англия. В 1994 г. наиболее распространённой ассоциацией была «Королева». Через пять лет вновь  — «Елизавета II», а также — Биг-Бен, туман и почему-то английский чай. Теперь наиболее часто встречаются — Биг-Бен (с большим отрывом), автобусы, королева, Тауэр и и Бэкхем. Из других образов постоянно встречаются дождь, смог, Темза, Черчилль, названия футбольных клубов, иногда литературные образы (Шерлок Холмс).
Франция. Десять лет назад преобладали: мушкетёры, духи, Эйфелева башня, Лувр, «Рено». Пять лет назад - Эйфелева башня, духИ, мода. Ныне — опять Эйфелева башня (с большим отрывом), духи, лягушки. Немало ассоциаций, связанных с образом Парижа как столицы моды и красоты. Также постоянно встречаются Людовики, Версаль, абсолютизм, а в двух последних опросах — Зидан.
Германия. Предмет особого разговора — ассоциации, связанные с минувшей войной. В 1994 г. ассоциаций «война, фашизм» было довольно много — те старшеклассники ещё успели стать октябрятами и подвергнуться
Хотя не меньше был автомобильный ряд — «Мерседес», «БМВ», а также встречалось немало ответов "аккуратность", "точность". В 1999 г. на первое место вышло пиво, а количество ответов «война, фашизм» заметно уменьшилось. Однако в последнем опросе ассоциаций "Вторая мировая война, фашизм" много как никогда. Очевидно, сказывается широкая подготовка к празднованию 60-летия Победы. На третьем месте - пиво, а техника вообще почти не упоминается.
Италия. Самые распространённые ассоциации 1994 г. — сапог, море, спагетти, мафия, красота; 1999 г. - спагетти, пицца, красота; 2004 г. -  спагетти, пицца, Колизей, сапог. Другие частые ассоциации - древние постройки, Пизанская башня, Венеция, папа Римский, Ренессанс, обувь, любовь, романтика...
Испания. Здесь почему-то наблюдается более узкий круг стереотипов. Во всех трёх опросах абсолютно преобладала коррида (и быки), встречались также танцы, кастаньеты, реже - море, тёплая (жаркая) погода. Совсем редки, можно сказать, единичны ответы, связанные с культурой: Дон-Кихот, Дали.
США. Здесь наблюдается весь набор ассоциаций, связанных с «американским образом жизни», государством и культурой: президент (просто), конкретные президенты - в основном правящие на момент опроса (Клинтон, Буш), Белый дом, статуя Свободы, Голливуд, звёздно-полосатый флаг, янки, доллар, небоскрёбы (правда, в последнем опросе эту ассоциацию можно связать с известными событиями). Из отдельных штатов особенно повезло Техасу. Специфическая ассоциация — «Макдональдс». В 1999 г.встречались ответы: "война в Югославии", теперь - "война в Ираке".
Соединённые Штаты - фактически единственная страна Дальнего Зарубежья, которая в некоторых случаях стала вызывать отрицательные ассоциации, не связанные с прошлым. В 1994 г. таких ассоциаций почти не было, в 1999 г. встречалось: "слишком много мнят о себе", а в последнем опросе пятое-шестое место разделили ответы: "ожирение", "тупые".
Греция. В основном ассоциативный ряд навеян древним наследием Эллады. Наиболее частые ответы: 1994 г. — Акрополь, храмы, статуи; 1999 г. - архитектура, история, море, солнце.  Некоторые новые ассоциации, очевидно, связаны с тем, что много ребят или сами побывали в Греции, или слышали рассказы родных и знакомых. В последнем опросе на первых местах, конечно, Олимпиада и победа греческих футболистов на Евро-2004. Другие частые ответы: Афины, мифы, Акрополь, боги, античность.
Турция. Появилась только во втором опросе, когда россияне уже достаточно хорошо "обжили" эту страну. Поэтому понятны наиболее распространённые ответы: Анталья, отдых, курорт, море, базар. Казалось бы, более характерные: султан, янычары, ковры — встречаются гораздо реже. В 2004 г. ничего не изменилось: наиболее распространённые ответы - курорты, море, отдых, туризм. Между прочим, оба раза в ответах фигурировал певец Таркан.
Египет. Пожалуй, эта страна вызывает наиболее однотипные ассоциации. Во всех опросах — бесконечные пирамиды, дополненные фараонами и сфинксами. Гораздо реже ответы: "пустыня, верблюды". Опять-таки уже в 1999 г. появились ответы, свидетельствующие о поездках: «курорты, Красное море». В последнем опросе их больше — кажется, Египет становится всё более популярным местом отдыха.
Индия. Интересен основной ряд 1994 г.: слоны и чай, попадался и «чай со слоном». Позднее стали предпочитать английский чай (см. выше), а слоны в большом количестве остались. Другие частые ответы: 1999 г. - Будда, храмы, музыка, фильмы; 2004 г. - буддизм, кино, танцы, Тадж-Махал, сари, корова.
Китай. Десять лет назад чаще всего назывались Великая стена и рис. Через пять лет — узкие глаза, китайская кухня, рис, коммунисты. В последнем опросе - большое население, Великая стена, рис. Другие заметные ассоциации: боевые искусства, монастыри, дешёвые товары, Конфуций.
Япония. Как и в случае с Германией, десять лет назад среди ответов очень часто появлялись марки автомобилей: «Тойота», «Хонда». Часто назывались компьютеры, технологии, а также самураи, ниндзя, император, карате. Один характерный ответ: «умная страна». В 1999 г. преобладали ответы: техника, аппаратура, «Сони», кимоно. Опять-таки интересная реплика: «В этой стране живут люди разумные»(!), «страна новейших технологий», а также просто: «цивилизация». В последнем опросе первые места заняли: техника, электроника, суши. Есть немало ответов: харакири, гейши, саке, чайная церемония. Почему-то никто не упоминает пришедшие к нам из Японии икебану, оригами, а теперь и караоке. Изредка фигурирует спор вокруг Курильских островов.
Мексика, Бразилия, Аргентина. Стереотипный ряд крупнейших латиноамериканских стран в сознании старшеклассников все эти годы формировался прежде всего под влиянием телевизионных сериалов. В ответах менялись только названия и герои. Причём если в 1994 г. чаще назывались мексиканские «Богатые тоже плачут» и «Просто Мария», то уже через пять лет было много обобщающих ответов: сериалы, мыльные оперы. В 2004 г. такая тенденция распространилась на все три страны (Бразилия была добавлена к Мексике во втором опросе, Аргентина — в третьем). А что ещё? Мексика часто ассоциировалась с сомбреро, кактусами (в 2004 г. они опередили сериалы), иногда назывались майя, ацтеки, а в последний раз — наркотики (по-видимому, стереотип, почерпнутый из американских фильмов). В Бразилии в 1999 г. встречалось "много диких обезьян". также назывались футболисты во главе с Роналдо (иногда вспоминался и Пеле), карнавал и танцы. Ныне осталось то же самое, кроме обезьян. Наконец, персональные герои аргентинских ассоциаций — Марадона и Н. Орейро. Помнят и песню «Аргентина—Ямайка — 5:0».
Австралия. Как и во всём мире, при упоминании Зелёного континента наши старшеклассники чаще всего вспоминают кенгуру. Другие ассоциации всех трёх опросов также фактически неизменны: коала, аборигены, материк. Из достопримечательностей в ответах встречается Сиднейская опера.
Канада. Здесь превалирует кленовый лист. Сильно отстают хоккей и зелень(леса). Встречаются также: холод, снег.
Швеция фигурировала только в последнем опросе как одна из "не главных" западноевропейских стран. И вот здесь уже пошла путаница. Не раз старшеклассники называли банки, часы и сыр, явно по ошибке "занесённые" из
Швейцарии. Из «правильных» ответов выделяются хоккей, шведская семья и, конечно, А. Линдгрен.

Теперь особо остановимся на "зарубежье ближнем и не очень". Это понятие включает в себя как республики бывшего СССР, так и "братские" страны Восточной Европы (теперь по большей части уже входящие в европейское сообщество). Как показывают опросы, здесь ассоциативный ряд резко разрежается и иссякает. По большей части у старшеклассников нет устойчивых представлений об истории, культуре, традициях этих стран. Положение не меняется и в 2004 г., разве что чуть больше стало ассоциаций,связанных с поездками в Чехию, Венгрию либо Хорватию. Очень частый вариант - прочерк или: «Литва — литовцы, Грузия — грузины, Киргизия — киргизы».
Начнём с нашей соседки — Финляндии. Здесь выручают многолетняя стабильность в стране, а значит, устойчивость некоторых понятий и нередкие поездки туда. Впервые Финляндия была введена в опрос пять лет назад, и самыми распространёнными ответами тогда были мебель и Санта-Клаус. Встречался и фильм "Особенности национальной охоты". Много было и прочерков. В последнем опросе финская мебель почему-то исчезла, зато появились зима, горы и группа "Him".
Польша. В 1994 г. преобладали ответы, связанные с поездками «челноков» — чартер, дешёвые товары. В 1999 г. встретились "злые полицейские". Остальные ответы были одиночны: короли, замки, Гришка Отрепьев, пан Капуста, Квасневский, И.Хмелевская. Оригинальный ответ:"Иван Сусанин". Судя по последнему вопросу, старшеклассники вдруг полюбили старые польские мультфильмы. Также многочисленные ответы:"граница", "близко".
Болгария. Здесь, можно сказать, всё забил перец. Встречаются в ответах море и курорты. Из персоналий фигурировали лишь президент Стоянов, Стоичков (в 1999 г.)и Филипп Киркоров.
Чехия. В опрос введена в 1999 г. Тогда было много прочерков, самые частые ответы - «чешки», «парк с аттракционами»,т.к. ещё с советских времён у нас гостят чешские луна-парки. В 2004 г. чаще всего упоминались Прага и пиво.  Встретился Ян Гус из школьной программы. Как ни странно, напрочь отсутствуют Карловы Вары и чешское стекло.
Венгрия. Добавлена только в последнем опросе. Чаще всего встречаются ответы: Будапешт, транспорт ("Икарусы"?), Европа. Кстати, ответы "Европа" были и на Польшу; очевидно, отсюда в представлении молодых людей теперь начинается Европа. И опять ошибки: два ответа - Вена.
Пожалуй, больше всего ассоциаций, связанных с отдыхом, навевает Хорватия, тоже введённая в последнем опросе - "море, острова", красота. Но при этом - прочерки, прочерки, прочерки...

Что же до государств бывшего СССР(в СНГ и вне его), то все ассоциации можно поделить на три части. Первая — явные отписки вроде «Узбекистан — узбеки». Вторая — личные ассоциации: родственники, бабушка, сестра, друг, поездка, экскурсия. Третья(таких большинство, но относительное) - какие-либо образы, связанные со страной, её народом, культурой.
В последней группе ответов, связанных с Украиной, без конца встречается "сало".Гастрономический ряд дополняют галушки, борщ, вареники, фрукты и горилка. Есть ответы «Киев, Днепр, Чёрное море, Крым». «Запорожец», ныне не выпускаемый, встретился только в 1994 г. И где-то ещё, конечно, «два Тараса» — Бульба и Шевченко. Иногда (10 и 5 лет назад) были ответы вроде "самостийна, суверенна, нету мяса, нету сала". В последнем опросе двое назвали Верку Сердючку. Ещё один распространённый вид лёгкого ответа - упоминание правящего президента. Так и тут - периодические ответы "Кучма" (в 1994 г. - Кравчук). Довольно много ответов "хохлы".
Белоруссия(Беларусь). В 1994 г. ассоциаций было очень мало. «Заяц-побегаец», трактор «Беларусь», картошка, зубры — это почти всё, и много прочерков. Затем стало проще: огромный перевес имеют ответы "Лукашенко". Другие ассоциации по-прежнему единичные, разве что в 2004 г. выделялись ответы "Брест"(в связи с заграничными поездками, экскурсиями,а может быть,школьными мероприятиями, посвящёнными минувшей войне).
Молдова. Помимо упоминания президентов (очень редкого) и проблемы с Приднестровьем, выделяются ассоциации — вина, помидоры и группа "O-zone". Опять-таки много прочерков.
Казахстан. Типичные ответы - лошадь, пустыня, овцы. Назарбаев — это в 1994 г. Через 5 лет на первое место вышел Байконур, это же — и в последнем опросе.
Киргизия (Кыргызстан). Почти нет ответов,кроме одиночных: "народные костюмы"и "верблюды". Даже Чингиз Айтматов был упомянут лишь один раз, да и то в связи с Казахстаном.
Узбекистан. Десять лет назад среди ответов явно преобладал хлопок. Также выделялись тюбетейки и «много косичек». Кто-то вспоминал фильм "Белое солнце пустыни". Через пять лет хлопок куда-то исчез, остались в заметном количестве тюбетейки и плов. Теперь уже и "тюбетеек" сало меньше, зато появилась "шаурма". За все эти годы было лишь два намёка на знание культуры:"Бухара" и "Ходжа Насреддин".
О древней же таджикской культуре у старшеклассников, похоже, нет никакого представления. Отдельные ответы по Таджикистану (введён только в последнем опросе) — Памир, дыни.
Какой должна быть главная ассоциация, связанная с Туркменистаном, кажется, ясно сразу. Но её… нет, как нет почти ничего. По всем опросам с трудом набирается несколько ответов "ковры".
Теперь Кавказ. Грузия. Десять лет назад чаще всего она связывалась с вооружёнными конфликтами. Упоминались также море, горы, лаваш, вино, торговцы и пресловутые «лица кавказской национальности». Лишь в одном ответе присутствовала царица Тамара, но она больше не появлялась; исчезла война, стало больше ответов "Кавказ, горы". Изредка появлялся Шеварднадзе (в последнем опросе — Саакашвили). Как ни странно, почти не было ответа "мандарины" - а это, казалось бы, традиционная ассоциация с Грузией! - зато несколько раз почему-то назывались арбузы. Опять путаница...
Азербайджан. «Война» и «коньяк» — вот чем «порадовал» опрос 1994 г. В последнем опросе преобладают опять-таки "торговые" стереотипы - "фрукты,арбузы". А нефть нашлась лишь в одном ответе да и то не в Азербайджане, а в Армении…
Армения. «Арарат», «церковь» - это встречалось в опросе 1999 г.  И ещё - "армянское радио". Теперь армянского радио нет - наверное, потому, что сошли со телевизионного КВНа "Новые армяне"(кстати, на всём образном ряде отрицательно сказывался, по-видимому, уход из КВНа некоторых команд из стран СНГ). остались в основном армянские вина и фрукты. Давно уже нет ассоциаций, связанных с землетрясением и Нагорным Карабахом.
Между прочим, в последнем опросе вовсе исчезли "лица кавказской национальности". Вероятно, это выражение, часто звучавшее на исходе перестройки, к счастью, уже вышло из обихода, чего, к сожалению, не скажешь о других "отрицательных" ассоциациях, связанных с Кавказом, да и не только с ним. В нескольких случаях на некоторые страны СНГ были ассоциации вроде "уродливый язык", "нет ничего положительного"(скопом о нескольких государствах).  Тут, очевидно, мы уже имеем дело с уродливым воспитанием. "Отрицательные" ассоциации вызвали у некоторых школьников страны Балтии, но несколько другого рода - "плохое отношение к русским", даже "фашисты".  С другой стороны, как и в случаях с Украиной и Беларусью, есть намёки на личные поездки или поездки знакомых.
Латвия. «Культура», «природа» — это в лучшем случае. Относительно часто встречается Юрмала - поскольку её периодически показывают по телевидению. По той же причине упоминают Р.Паулса и - в последнем опросе — «Новую волну» (иногда Юрмала попадает в Литву, а ВЭФ — в Эстонию).
Литва. Самая распространённая ассоциация - "море". Есть ещё - "медленно говорят". Более содержательных ассоциаций в последнем опросе (где была введена Литва) нет.
Эстония. Вот тут почему-то ассоциации оказались наиболее богатыми, особенно в последнем опросе. «Сметана, рыба, сыр» — это впечатление из московских магазинов. «Таллинн, старая архитектура» — это у тех, кто туда ездил или где-то видел. "спокойствие людей", "горячие эстонские парни", "замороженность" - это из анекдотов, заменивших ныне "армянское радио". "Хорошие музыкальные группы" - от тех, кто интересуется роком. Наконец, в одном ответе — «благородство людей» (Спасибо, что хоть однажды отметили положительную черту у соседей).

А теперь подведём черту. Ну сколько ещё можно констатировать очень слабое знание учениками соседних стран и народов и достаточно нормальные, правильные  представления о дальних краях? Вот что значит уделять нашим соседям по две строчки в учебнике и часто ни минуты времени на уроке. Как получилось,что ни в программах по истории, ни в учебниках нет упоминания о знаменитой царице Тамаре, о Шота Руставели? Грузия "зависла" в наших учебниках где-то между Византией, Восточной Европой и мусульманским миром. Думается, что преодоление таких пропастей «от Одры и Триглава до Нарвы» и «от Иртыша до Копетдага и Арарата» возможно при более подробном изучении истории соседних стран, когда зарубежная часть материала плавно переходит в отечественную.
И ещё. В последние годы культурные связи России с ближними странами явно активизируются. Проходят тематические годы - Украины, Казахстана и др., устраиваются национальные выставки, концерты, приезжают театры. Но, похоже, это никак не отражается в сознании школьников. Может быть, надо устраивать это как-то иначе, не для галочки, а чтобы по-настоящему заинтересовать подрастающее поколение в крепких, надёжных, настоящих отношениях с ближними соседями?


Рецензии