Боже, ты мя не остави

Для Христова человека каждый
день – это пропуск в Вечность.
В любой отрезок времени он живет Вечностью и ради Вечности.
Преподобный Иустин (Попович)

Щедрая судьба подарила мне счастье незабываемых встреч с интересными людьми. Так уж совпало: моё знакомство с Татьяной  Клавдиевной Борисенко, заведующей учебно-методическим кабинетом Духовно-просветительского центра имени Георгия Конисского Могилевской и Мстиславской епархии началось со светлого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. До революции 1917 года в день праздника Благовещения была красивая традиция отпускать птиц на волю. В городах устраивали целые птичьи базары, где жители могли купить птицу и собственноручно даровать ей свободу. Как отпущенные на волю птицы  взмывали в небеса, так и педагоги учебных заведений нашей республики одухотворенные подписанием Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью и Программой сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью стали активно работать с благочиниями, приходами. Педагоги Могилевской области также были в их числе. А как они нуждались в методической помощи, профессиональной подсказке в этом трудном деле. Так мы и познакомились: методист института повышения квалификации и заведующая учебно-методическим кабинетом епархии. До создания Духовно-просветительского центра были ещё годы интенсивной работы.  Самое первое, главное впечатление при знакомстве было: «Вот православный человек, в котором нет хитрости и корысти, только стремление быть полезной». Она привлекла моё внимание исключительной искренностью, любовью к людям. Прошли годы, а я не устаю удивляться её трудоспособности, умению заразить идеей. При всех перипетиях «враг видимых и невидимых» она удивляет всех своей трудоспособностью, умением заразить людей хорошей идеей, побудить к духовному труду.
Вот и намедни звонит она мне поздно вечером и с великим волнением говорит о том, что в церковно-археологическом кабинете Духовно-просветительского центра  есть  рукописные альбомы с псальмами. Читает их, и начитаться не может! Такая благодать исходит от каждой строчки!   Тетради  эти доверила нам Тамара Душко, дочь певчей из Чаусской церкви. Её бабушка, а потом и мама скрупулезно собирали и переписывали  духовные стихи. Зная о богоугодном труде, другие верующие также передавали им свои рукописные тетради. На нескольких  из них указана фамилия «Устинова» и дата 3. XII. 1958г. Так происходила передача духовных традиций от поколения к поколению  естественным путем, через воспитание в семье, через участие каждого её члена в общественно-значимых событиях.
Неоспорима роль народной культуры в воспитании личности! Она неразрывно связана с судьбами народа и наравне с профессиональным искусством, литературой играет ключевую роль в развитии его национальной культуры, его самоидентификации. Трудно переоценить влияние народной культуры в развитии тесного неформального общения прихожан за стенами храма. Св. прав. Иоанн Кронштадтский называл такое общение «литургией после литургии». В настоящее время трудно организовать такое общение, мешает предшествующая оторванность нескольких поколений от церковных и народных традиций, от традиционного уклада жизни, где был достигнут необходимый баланс между духовным и светским воспитанием и образованием, светской и духовной культурой.
Совсем незаслуженно забыты сейчас народные духовные псальмы.– духовные стихи (роспе;вцы) — народные песни религиозного содержания, напоминающие молитвы и свидетельствующие о набожности белорусов и высокой художественной одаренности народа.
Зародились они с периода принятия христианства на Руси и продолжались на протяжении многих веков. Народная память хранила на протяжении столетий многие псальмы. Возрастая на плодородной почве православной культуры, они способствовали созданию ее неповторимого облика.
Псальмы это живые соки души, златая связь, соединяющая с Творцом, объединяющая два мира, мир христианского учения и мир традиционной народной культуры. Псальмы отражали силу и простоту народной веры, выражали разные чувства и эмоции простых людей – переживания, покаяния, смирение, а ещё больше свою мизерность пред величием Господа,  почитание Богоматери, святителей. Наверное, поэтому, несмотря на десятилетия запретов и гонений, духовные стихи сохранились в народной памяти и продолжают трогать сердца. В пении псальмов величественно выражалось благодарение Всевышнему за ниспосланные благодати, надежда на помощь и милосердие Господне.
Вот и в этих рукописных духовных стихах (псальмах) мы видим всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога — Иисуса Христа, Царя небесного:
Господь Спаситель мне и свет, кого я убоюся?
Господь Сам жисть мою блюдет, кого я устрашуся?
Просьбой о любови, милосердии и сострадании   обращался наш народ  к Богородице:
Небесная Царица, защити нас как сирот,
Хоть мы грешны и ужасны, весь крещеный Твой народ.
Пред Твоим Пречистым Ликом мы стоим все в скорбный час,
От всех бед и войн кровавых Ты спаси, благая нас.

Я помню еще, как в деревнях наши бабушки пели на свадьбах псальмы на счастье молодых, на рождение здоровых деточек. А как изнывало жалостью каждое слово псальмов на похоронах «Отверзи гроб, моя мати, прими к себе свое чадо»! И тут же надежда, надежда на спасение:

Будь мне, Боже, предводитель, и заступник Ты мне будь.
Будь мне вечно мой Спаситель и моих слез не забудь.
Покажи мне путь к спасенью, в сердце утверди закон.
Приклони Твой слух к моленью и услышь мой тяжкий стон.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский отмечая, что в праведных делах помогает Бог, наставлял, не боятся громадности дела. Воистину правда! С тоненьких тетрадок начинается большое дело по сбору псальмов (духовных стихов). По милости Божией  Татьяне Клавдиевне стали передавать и другие рукописные книжечки. М.М. Кальчибо, руководитель воскресной школы храма Рождества Пресвятой Богородицы города Черикова привезла для изучения книжечку, которая у них в семье передается по наследию.
И вот с трепетным волнением я держу в руках исстарившуюся, износившуюся не столько от времени,  сколько от частного прикосновения рук человеческих книжечку. На ветхих страничках особенно потемнели уголки, к которым прикасались пальцы, перелистывая страницы. К сожалению, у меня нет  возможности, чтобы передать полное написание сборника, с буквой «ять» и другими. Пишу современным языком. «Благоговейные чувства души, стремящейся к Богу, или Духовные псальмы, собранные в Назидание христиан, затворников и пустынножителей, Киево-Печерской Лавры иеромонахом блаженной памяти Владимиром Мусатовым» – так называется сборник. Невозможно определить в данную минуту время его издания. 
С тех далеких времен, через толщу десятилетий  с мольбой обращается к нам автор: «Возлюбленные о Христе Иисусе Отцы, Братия и сестры! Спасайтесь о Господе!» Иеромонах Владимир поясняет, что в предлагаемой книге содержится духовная пища для утомленного трудами духа и сладкое питие для души. «Читая Псальмы в назидание ваше, – поясняет он, вскоре почувствуете согревание и теплоту духа. Чем богат тем и рад, зная, что брат от брата помогает». В предуведомлении иеромонах рассказывает о том, что с младых лет, оставшись сиротою, при скудных средствах содержания себя, уповал только на Божию помощь. В свободное от учения время, с разрешения начальства, путешествовал внутри Отечества к святым чудотворным иконам, к угодникам Печерским и другим в разные монастыри и пустыни, к отцам, прославившимися благочестивою жизнью. И слышал, как пели они духовные псальмы, при восторженных чувствах их души, стремящихся к Богу, и пленился их старческим пением.
Трепетно восхищался иеромонах пением старца Оптинской пустыни Леонида, Задонского монастыря схимонаха Агапита, затворника Георгия и благочестивой жизни иеромонаха этого монастыря Анатолия. Записывал автор за ними духовные псальмы, часто выпрашивал у них таковые списать, а некоторые получал от них в дар на добрую память.
Читая, я как будто бы слышу голос иеромонаха Владимира: «До сего времени пользовался я ими в часы теплоты духа один, но видя преклонность моих лет, почитаю полезным снова пересмотреть все собранное и предложить их в пользу ближнего по наставлению Апостола: «Утешайте друг друга и созидайте каждого ближнего».
А какие в сборнике удивительные иллюстрации! Нельзя подобрать точные слова, чтобы описать впечатление, произведенное на меня этими иллюстрациями! Каждый псальм сборника как никогда актуален и сегодня!
Я к Тебе молитву слезну,
Мой Создатель, приношу,
Дай мне тишину любезну,
Со смирением прошу.

Всю надежду полагаю
На Тебя, Всевышний Царь,
И к Тебе всегда взываю,
Не надеяся на тварь.

Боже, Ты мя не остави,
Коль оставил человек!
И от беды меня избави,
И храни меня во век!

Так  появилась у сотрудников Духовно-просветительского центра имени Георгия Конисского мечта собрать, изучить и издать сборник псальмов, которые бытовали в  Могилевской области. И я уверена, что мечта эта сбудется, ведь в центре трудятся удивительные люди!
Светильник веры, правды вечной,
Наш пастырь добрый и святой,
Избавь от лености беспечной,
Тебя мы молим всей душой.


Рецензии