Дело святителя Георгия Конисского продолжаем

 Четыре года  назад в городе Могилеве произошло событие, которое давно подготавливалось стараниями многих людей: на высоком берегу Днепра в мемориальном Архиерейском дворце, построенном в 1785г. святителем Георгием  (Конииским), где он жил и трудился по благословлению епископа (ныне – архиепископа) Могилевского и Мстиславского Софрония начал свою работу Духовно-просветительский центр имени святителя Георгия (Конисского). Возглавил Центр Сомов С. Э.,  доцент кафедры литературы и межкультурных коммуникаций учреждения образования «Могилёвский государственный университет им. А.А. Кулешова», кандидат филологических наук.
Основу создания Центра в 90-х годах  после долгого периода безбожия заложила   Борисенко Т.К., обладающая незаурядными организаторскими способностями. Татьяна Клавдиевна сумела сплотить вокруг себя неравнодушных людей и направить общие усилия на выполнение информационных, методических и просветительских задач.
Тогда стали появляться книги, о которых в былые времена можно было только мечтать. Это и книги по истории белорусской культуры, и книги ранее недоступных российских и западных философов, богословов, деятелей культуры, психологов, и книги по истории Русской Православной Церкви. Не могла Татьяна Клавдиевна устоять перед таким искушением и пройти мимо такого богатства. Заразила этим и всех, кто ее окружал. Так постепенно начала формироваться библиотека для «внутреннего пользования». Но вскоре стало очевидно, что даже такой небольшой книжный фонд востребован аспирантам, студентам, педагогам и всем тем, кто интересовался гуманитарными дисциплинами.
В этот период библиотеку возглавила и поныне работает Галина Федоровна Сафонова – человек большой души и искреннего сердца. Работа Галины Федоровны – не просто выдача книг, это живое общение, своеобразная диакония, бережное и деликатное соучастие в духовной жизни читателя, служение его спасению. Это человек, наделенный великой  любовью к людям, способностью к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению. Она никогда не переоценивает свои возможности, не подменяет собою священника, не берет на себя роль духовника-исповедника, она просто служит людям. В библиотеке невозможна безучастная выдача читателю заведомо духовно вредных изданий, да их и нет в фонде библиотеки.
Библиотека рассчитана не только на священнослужителей епархии и прихожан. Она общедоступна. Воспользоваться ею может каждый желающий. Правила пользования  библиотекой такие же, как и в любой общественной библиотеке.
Тематико-типологическая структура фонда библиотеки объединяется православной направленностью. Фонд библиотеки насчитывает более 3000экземпляров литературы. Фонд библиотеки состоит из широкого спектра литературы духовно-нравственного содержания и книг, обеспечивающих возможность получения или продолжения богословского образования. 
Так, раздел библиотечного фонда «Православие – детям» включает книги для самых маленьких читателей, детей, обучающихся в учреждениях дошкольного и общего среднего образования. Увлекательные рассказы из отечественной истории, из современной жизни и жизни праведников помогут в воспитании ребенка, формировании его личности. Библиотека ведет широкую просветительскую деятельность - организовывает выставки-просмотры, круглые столы и т.д. Проходят встречи со студентами учебных заведений, школьниками на предварительно заявленную тему, либо в формате неформального общения.  В библиотеке собраны и далее пополняются серии журналов «Православные храмы», «Православные монастыри» и т.д. Особым спросом пользуются у читателей журналы «Православная беседа», «Русский дом», у женщин – «Славянка». Для современной мыслящей и ищущей молодежи интересны «Фома» и «Нескучный сад», для детей разных возрастов «Божий мир», «Православная радуга». Информацию о событиях церковной жизни можно почерпнуть из « «Фома», газет «Церковный вестник», «Могилевские епархиальные ведомости» и т.д.
Фондом библиотеки активно пользуются преподаватели учреждений высшего, среднего специального образования в своей преподавательской, научно-исследовательской, краеведческой работе, студенты, пишущие курсовые и дипломные работы по иконописи, архитектуре, культуре, педагогике, истории, традициях и культуре белорусского народа, истоками которых является христианство.
При библиотеке создана медиотека. В ней насчитывается более 200 электронных носителей – аудио и видеокассет, компакт-дисков. Ими можно воспользоваться как для проведения  внеурочных мероприятий с обучающимися любого типа учреждения образования, так и для домашнего просмотра. Каждый читатель, пришедший в библиотеку, найдет здесь для себя  много интересного и познавательного.

В 2003г. было подписано Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Подписывая Соглашение, глава правительства Республики Беларусь  Г. Новицкий отметил, что это – историческое событие в общественной жизни государства и в жизни Белорусской Православной Церкви. Государство признало, что Церковь является одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа. Церковь, в свою очередь, отметила, что  сотрудничество с Государством способствует активизации духовной и социальной деятельности Церкви, расширению возможностей для совместного противодействия псевдорелигиозным структурам, представляющим опасность для личности и общества. На основании Соглашения органы государственного управления с целью согласованного и результативного взаимодействия стали активно подписывать Программы сотрудничества с Белорусской Православной Церковью в разных  сферах общественной деятельности: здравоохранение – Министерство здравоохранения, воспитание и образование – Министерство образования, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия — Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком и т.д.
Я в те времена работала в институте повышения квалификации учителей (ныне «Могилевский государственный областной институт развития образования»). На меня были возложены обязанности сопровождать данное направление в учреждениях общего среднего образования Могилевской области. Кто же тогда знал, что это станет делом моей жизни! Я и сегодня задаю себе вопрос «Как бы я со всем справилась, если бы в институт не пришла Т. К. Борисенко с предложением о сотрудничестве?»
Мы с ней являемся одними из авторов первой и всех последующих Программ сотрудничества между управлением образования Могилёвского облисполкома и Могилевской епархией. После подписания первой Программы  учителя школ области активно стали сотрудничать с местными приходами. Совместные образовательные проекты были многообразны, однако ни у школы, ни у Церкви не было достаточного опыта и знаний для эффективного взаимодействия. Это было абсолютно новое направление деятельности. Сказывались и слабая информированность родителей обучающихся, и недостаточное количество программ факультативных занятий, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь, и сложности с подготовкой учителей, желающих работать с церковью и также зачастую слабая подготовленность представителей епархиальных структур, пытающихся разговаривать на языке церковной проповеди там, где необходим конструктивный диалог.
Многие педагоги встретили с осторожностью введение,  по их мнению, религии в школе. Мнения учителей по данному вопросу разделились: одни считали, что сотрудничать с церковью не стоит, другие – фанатично стали искать формы и методы сотрудничества.  Это были обычные педагоги, не всегда осознающие степень духовной ответственности за духовно-нравственное становление подрастающего поколения. Посещая учебные заведения,  мы с Борисенко Т.К.  много беседовали как с учителями, так и  с родителями обучающихся.
Возникла необходимость создания системы информационного, методического сопровождения взаимодействия учреждений образования с Белорусской Православной Церковью, содействующей созданию условий духовно-нравственного воспитания учащихся.
Начав работу по информационному, методическому обеспечению взаимодействия школы и церкви, и я, и Борисенко Т.К. неоднократно повышали квалификацию на целевых, тематических курсах, организованных Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», принимали участие в республиканских конференциях, семинарах , чтениях,  изучили нормативную и правовую базу сотрудничества учреждений образования с Белорусской Православной, ознакомились с литературными источниками по данной проблеме, с опытом совместной работы аналогичных институтов и библиотек других областей.  Вскоре был создан учебно-методический кабинет Могилевской епархии который и возглавила Т.К. Борисенко.
Вместе мы организовали цикл  областных семинаров  «Взаимодействие учреждений общего образования и Белорусской Православной Церковью по вопросам воспитания подрастающего поколения» для специалистов, методистов отделов образования горрайисполкомов, руководителей районных (городских) методических объединений заместителей директоров по воспитательной работе, благочинных Могилевской епархии на которых обсуждались условия, содержание, формы взаимодействия. Среди участников семинаров проводилось анкетирование по выявлению профессиональных затруднений в организации сотрудничества с Белорусской Православной Церковью.
Результаты анкетирования показали, что педагоги испытывают потребность в изучении нормативной, правовой базы по сотрудничеству с приходами и благочиниями, в приобретении научно-методической литературы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Кроме того, значительное количество педагогов хотели бы пополнить свои знания о традициях и ценностях православной культуры. Педагоги были в значительной степени заинтересованы в получении знаний по психологии детей и подростков. Не менее значима для педагогов была проблема получения информации о том, что делается в этом направлении в других районах, учебных заведениях. Интересен был факт, что педагогов сельских школ, готовых работать с церковью, было намного больше, чем педагогов городских школ. В тоже время педагоги городских школ в большей степени были заинтересованы в том, чтобы священнослужители сами предлагали формы взаимодействия и работали с детьми в процессе внеурочной деятельности. Неожиданным стал факт, что многие педагоги от церкви ждут даже не помощи в духовно-нравственном воспитании, а своеобразного дополнения к внеклассным мероприятиям.
В программу повышения квалификации заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, руководителей методических объединений классных руководителей, педагогов социальных, педагогов - психологов  были включены темы «Гуманистический потенциал православия и его роль в воспитания подрастающего поколения»,   «Формирование культуры семейных отношений на основе православных ценностей». Педагогов знакомили с нормативно-правовой базой сотрудничества учреждений образования с церковью, условиями и содержанием работы.
Но этого было недостаточно. Назрела необходимость в целенаправленном повышении квалификации педагогов, работающих в рамках реализации Программы сотрудничества с Белорусской Православной церковью. В 2005 году 60 педагогов Могилевской области стали участниками первых курсов, организованных институтом совместно с учебно-методическим кабинетом  епархии. Состав группы был не однороден, многие прибыли за свой счёт. С тех пор такие курсы в институте проводятся ежегодно. Неоднократно по заявкам отделов образования, конкретных учебных заведений проводились выездные курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию учащихся.
Итоговое анкетирование участников курсов свидетельствовало о востребованности повышения квалификации, о желании педагогов обсуждать проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся, делиться опытом совместной работы с церковью. В связи с этим совместно с  учебно-методическим кабинетом мы стали проводить семинары, семинары-практикумы по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения. В 2006 году по заявке педагогов при учебно-методическом кабинете Могилевской епархии  начал свою работу киноклуб «Золотой Витязь». На заседаниях клуба с учащимися   обсуждались волнующие их вопросы: профилактика преступлений и правонарушений, формирование культуры семейных отношений и т.д.
С целью профилактики суицидоопасного поведения среди учащихся для педагогов был организован и очень востребован постоянно действующий семинар «Формирование позитивного отношения к жизни», в работе которого принимал участие священнослужитель. Семинар проводился три раза в год в разных районах региона.
Одним из самых значимых педагогических форумов по проблемам взаимодействия учреждений образования и Белорусской Православной Церкви считаются ежегодные областные Свято-Георгиевские образовательные чтения, посвященные памяти святителя Георгия (Конисского).  В этом году 5 декабря состоятся  XII областные Свято-Георгиевские образовательные чтения, посвященные новомученикам и исповедникам ХХ века.
Прошли годы, но и сегодня я не могу постичь умом, познать сердцем, как можно за такое короткое время создать уникальный церковно-археологический кабинет. Его уникальность  состоит в том,  здесь собраны сотни документальных источников, отображающие важные этапы становления православия не только в Могилевском крае, но и на территории Беларуси, раскрывающие малоизвестные сведения о судьбе многих пастырей, простых прихожан.
Начала   работу по созданию кабинета могилевский краевед Гришанова Л.Ф., которая затем и стала его заведующим. Неподдельный интерес, энтузиазм, с которым  сотрудники учебно-методического кабинета  взялись за дело, принесли свои плоды: из различных источников были получены интереснейшие музейные экспонаты.  Гришановой Л. Ф. удалось поднять забытые обществом пласты исторических событий, традиций  православной культуры.  Много часов своей жизни она провела в архивах, общалась с историками, краеведами и очевидцами событий и их потомками, которые делились воспоминаниями, дарили вещи, фотографии, документы.
За свою  не столь  длительную историю церковно-археологический кабинет  стал неотъемлемой частью духовной жизни  древнего Могилева. Перед посетителями кабинета оживает атмосфера духовности  могилевского края, картины православного уклада жизни – будней и праздников родовитых и безвестных, состоятельных и небогатых, мирян и духовных лиц. Особенности почитания и украшения святынь, традиции крестных ходов, облик домашних божниц и церковного убранства.
Так, экспозиция «Из истории православия на Могилевщине в XII– XVI вв. Полоцкая епархия Киевской митрополии» воссоздаёт трудный  процесс становления православной веры на Могилевщине, начиная с Х века.
Знакомясь с экспозицией «Борьба за утверждение православной Оршанской, Мстиславской и Могилевской епархии в XVIIв.» посетители  много узнают о деятельности Могилевского православного братства, которое было создано в 1578г одним из первых на территории Беларуси, о церковной смуте в Могилеве в 1618г., одним из руководителей которой был отец Спиридона Соболя.  Особый интерес у посетителей вызывает знакомство с деятельностью типографии  Могилевского православного братства, где в 1636 г. Спиридоном Соболем был напечатан «Букварь языка славенска».
Никого не оставляет равнодушным история спасения города  во время русско-польской войны Чудотворной Могилево-Братской иконой Божией Матери, услышанная при осмотре экспозиции «Становление Оршанской, Мстиславской и Могилевской епархии в XVII –  XVIII вв.»
 Особое внимание в экспозиции «Из истории Могилевской и Мстиславской епархии в конце XVIII – ХХ вв.»  уделяется событиям 1917г., началу богоборческого советского периода, когда не только уничтожались церкви и храмы, но и физически истреблялось духовенство. Трагической была судьба многих священнослужителей, прихожан, работников музеев, изучавших историю могилевщины.  Так прервалась преемственность в развитии исследовательской работы, связанной с изучением церковной истории.
Отдельные тематические комплексы отражают жизнь и деятельность святителей, канонизированных Православной Церковью, особо отличившихся на  ниве служения Богу и людям Могилевского края.
Особо востребована посетителями постояннодействующая экспозиция о жизни и деятельности святителя Георгия (Конисского), выставка, посвященная Царственным Мученикам, помогающая посетителям прикоснуться к великой тайне духовного благополучия   православной семьи.
По-настоящему страшными, трагическими для  могилевщины, как и страны в целом, стали годы, когда миллионы людей были подвергнуты репрессиям за политические и религиозные убеждения по национальным, социальным и  многим другим признакам. Лагеря вырывали из нормальной жизни рабочих и крестьян, учёных и военных, представителей церкви и интеллигенции. Особенно безжалостной была судьба к священнослужителям и их семьям. В связи с этим много материалов кабинета показывают эти трагические часы могилевской земли.
Агапит, епископ Штутгартский СВ. Гефсимания, в предисловии к книге протоиерея Георгий Митрофанова «Трагедия России: «запретные темы истории ХХ века» пишет, что православные страны, следуя византийскому образцу, всегда держала армию для обороны. Вместе с тем убийство человека, на поле брани и в честном бою, по правилу св. Василия Великого, обязательно влекло за собой епитимию – отлучение от Причащения Святых Тайн на два-три года, причём для воинов, убивавших не в оборонительной, а в захватнической войне епитимья была еще строже. Так, Церковь побуждала осмыслить пролитие крови, независимо от причины его, как нарушение Божией заповеди, потому, что умирал человек – личность, сотворенная по образу Божию. И даже в XIX веке Православная Церковь в Российской империи хотя и благословляла воинов на ратный подвиг, однако придерживалась этого правила. Русские цари, акцентирует внимание Г. Митрофанов, и особенно царь-мученик оставались верными византийскому идеалу православного воинства.
Живущим сегодня необходимо вдумчиво оценить жизненный подвиг репрессированных наших соотечественников и прежде всего священнослужителей. Чтобы понять почему Господь не оставляет наш народ, наше Отчество. Как писал философ И.А. Ильин, идея борьбы за дело Божие на земле, есть в каждом сердце. Эта борьба совершается всегда. И от результатов этой брани зависти будущее нашей страны, всего общества. Зависти, объединится ли наш народ вокруг своих святых и своих героев или станет просто населением, Иванами, родства не помнящими.
Будем уповать, что изучая нашу православную историю, мы сможем осознать и усвоить точно сформулированную протоиереем Георгием Митрофановым истину, что лишь согласившись с Правдой Божией и исповедовавшими эту правду историческими предшественниками, современный народ, сможет, наконец, обрести подлинное примирение со всем лучшим, что было в его прошлом, чего так не достаёт ему в его настоящем и что, надо надеяться, дано ему будет свыше в его будущем.
Особое значение экспозиций состоит в воссоздании тех страниц исторического прошлого Могилевской епархии, которые к началу XIХ в. были по той или иной причине утрачены или забыты, что мотивирует посетителей кабинета  изучать историческое прошлое родного края. Таким образом, вопросы, близкие  церковным историкам, становятся интересными и светским краеведам, педагогам и учащимся учреждений образования региона. Примечательно, что структура экспозиций   носит  комплексный характер, совмещая в себе показ  православных памятников и памятников истории и быта, не выделяя ни те, ни другие как приоритетные. Они составляют единое целое. Ведь православие было основой жизни. Экспозиции раскрывают весь спектр значений памятников: духовно-нравственное, богословское, эстетическое, историко-краеведческое, культурологическое. Образно-художественное решение экспозиций  кабинета насквозь пронизано символикой Царства Небесного с его Божественной гармонией. Она же, заключенная и в  каждом предмете экспозиций, напоминает, что  достижение Вечного Царства  Небесного – конечная цель христианского пути. Ожидание этого Царства  всегда укрепляло воображение православных мастеров, побуждая находиться в неустанном поиске утраченного Рая. Священник Александр Ельчанинов (1881-1934) в своих дневниках писал, что обращать свои взоры в образы райской красоты — лучшее средство избавиться от плена ада, не отзываться на его зовы.  Идея спасительности красоты содержания и формы, глубокое эстетическое переживание от увиденного  являются  основополагающими и определяющими факторами воздействия в стенах церковно-археологического кабинета.
Каждого, кто побывал здесь и ощутил дух православия, услышав проникновенные рассказы Гришановой Л.Ф., Борисенко Т.К., Антоненко А.И., Сафоновой Г.Ф., тянет возвращаться сюда вновь и вновь. С каждым годом количество посетителей растёт. В единственный на Могилевской земле православный церковно-археологический кабинет приезжают люди из различных уголков Беларуси, России, ближнего и дальнего зарубежья. Почти все они отмечают особую благодатную тишину и воздух, словно напоенный  молитвами святителя Георгия. В природе нет таких слов, чтобы описать целительную тишину кабинета.  Такая она невесомая, напоенная молитвами сотен православных, Богом призванных. Она так нужна сейчас современному человеку эта тишина душевная, лежащая на освящённой земле Архиерейского дворца. Многие посетители кабинета признавались, сделав   первые шаги в таинственный музейный мир,  попадаешь в другую жизнь, И святитель Георгий с любовью принимает тебя, и душа успокаивается, даже сердце замедляет свой стремительный бег.  А после посещения кабинета, пробуждается память, острее начинает беспокоить совесть. И отмахиваешься ты от её укоров, утешаешь себя, что времена сейчас совсем другие,  но душа ведет в церковь, на исповедь. И раскроешь сердце свое, зальёшься слезами чистыми, покаянными, и сомлеешь когда священник накроет епитрахилью. А когда  примешь Таинство Тело и Крови  наступит та долгожданная, умиротворительная радость, которую ты так долго ждал.
Многие документы, встречи и беседы легли в основу книг Гришановой Л.Ф. «Святые истоки Могилевской земли», «Светильники веры»  . Большинство статей книги посвящены семьям священников –  людям, которые в самых трудных обстоятельствах прислушивались к голосу своей христианской совести и боролись за сохранения православия на родной земле. Всех их, объединяла сыновняя любовь к Отечеству.
Так к созданию Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) нас подтолкнула сама жизнь. Основной целью создания Центра являлось научно-методическое сопровождение процесса развития системы духовно-нравственного воспитания личности, основанной на ценностях отечественной культуры и ее культурно-историческом фундаменте – Православии – в культурно-образовательном пространстве региона.
В те далекие годы мы представили владыке Софронию идею создания, этого уникального учреждения, где каждому найдется дело по душе. Эта идея получила широкую поддержку, без доверия и без постоянного содействия архиепископа Софрония  она никогда бы не воплотилась в жизнь или долго бы не просуществовала.
Было важно создать соответствующую духовную, культурную атмосферу, которая бы способствовала наладить и сохранить живую связь с Матерью-Церковью, возрастать духовно человеку в каждодневной деятельности. Ни один час Сомов С.Э., Борисенко Т.К. проводили в беседах в Владыкой Софронием, вырабатывая модель Центра, которая сейчас достаточно эффективно реализуется.
Здесь есть все необходимое для того, чтобы посетители, особенно молодежь знакомились с историей Белорусской Православной Церкви, Могилевской епархии, постигали жизнь и деятельность новомученников.   К модели, которая была выработана, добавилась очень важная  социальная и миссионерская функция. Многие люди, которые по каким-то причинам потеряли связь с Православной Церковью, или вообще не считали себя христианами, через деятельность Центра открыли для себя Христа.
На портале  «Богослов. Ru» помощник проректора по учебной работе Курской православной духовной семинарии иерей Тигрий Хачатрян в статье «Возвращение отпавших» раскрыл проблему так называемых отпавших — «крещеных, но не просвещенных»,— тех, кто, оставаясь христианами, не принимает участия в Таинствах и церковной жизни в целом. Автор обращает внимание, на то, что многие отпавшие — это люди, не нашедшие себя в Церкви именно потому, что не воспринимали ее никогда именно как свой дом, как место для живого общения. В статье раскрыта важная закономерность: даже если с человеком и проводятся от случая к случаю беседы самыми опытными, образованными священнослужителями, но  у него нет возможности живого общения в делах веры, продолжающейся после богослужения, велика вероятность того, что такому человеку  все же очень трудно найти себя в Церкви.
Универсальным инструментом, позволяющим реализовать различные формы и подходы поддержки и сохранения современной семьи, является семейный клуб «Очаг», созданный в Центре. Разобщенность современной семьи — это следствие нехватки живого общения, когда родители и дети, жены и мужья просто не знают, как это — разговаривать, чувствовать и понимать друг друга. Именно поэтому живое общение  на встречах в клубе  за чашкой чая часто становится первым шагом на пути к этому сближению. Важным направлением деятельности клуба является формирование   положительных установок на здоровый образ жизни, личной ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. В работе клуба принимают участие православные врачи, психологи.
В рамках клуба реализуется духовно-просветительский проект «За всё Тебя, Господь, благодарю!»  Целью проекта является содействие созданию условий для формирования культуры семейных отношений, укрепления семейных ценностей и предупреждения асоциальных форм поведения, противодействия влиянию тоталитарных культов и деструктивных формирований посредством сотрудничества Духовно-просветительского центра имени святителя Георгия (Конисского) Могилевской и Мстиславской епархии и литературного объединения «Ветеран» Могилёвского горисполкома.
Проектом предусмотрены проведение семинаров по формированию культуры семейных отношений на основе православных ценностей, выездных концертов многодетной мамы, могилевской поэтессы, композитора Шевцовой Татьяны Николаевны. Тепло нас встречали  в ГУО «Кадинская СШ», доме культуры д. Семукачи, Рястянском доме-интернате для престарелых,  в библиотеках города и т.д. В 2018г. Татьяна Николаевна
Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Брака и духовно-просветительской работе с семьей. Семейным клубом  накоплен определенный опыт работы по основам православного воспитания в семье, по формированию культуры семейных отношений.
Этому способствуют  обучающие курсы (тематический семинар) для педагогов области по теме «Формирование культуры семейных отношений на основе христианских ценностей», который проводится на базе Свято-Никольского монастыря г. Могилева совместно с учреждением образования «Могилевский государственный областной институт развития образования». Содержание обучающих курсов (тематического семинара) разработано с опорой на христианские ценности семьи и психологические знания о развитии личности человека. Значительное внимание при этом уделяется  православному осмыслению жизни современной  семьи, пониманию, что покаяние и  сопротивление принципу, что дети – это зло, приведет к возрождению семейных ценностей.
В рамках статьи (а она уже и так большая) всего не расскажешь. А как хочется рассказать о клубе бардовской песни, о работе с ветеранами, об экскурсиях в Свято-Никольский женский храм – жемчужину земли белорусской! Часами можно слушать руководителя информационного сектора Центра  Позднякова Л.П. который на велосипеде объехал многие города и страны, создал документальный фильм «Святитель Георгий Конисский», а также большое число видеофильмов по духовной тематике. Его работы можно увидеть как на   сайте Могилевской епархии, так и в сети Ютуб. 
Специфика Духовно-просветительского центра обусловливает эффективную его включенность  в различные направления деятельности: образовательную, научно-творческую, инновационную, социально-воспитательную, международную,  и другие. Это  просветительский, учебно-методический, духовный, а также воспитательный и творческий центр, потенциал которого востребован в Могилёвской области.


Рецензии