Взаимодействие учителей и библиотекарей в профилак

В конце ХIХ века в России стала проявляться тенденция к более повышенному употреблению спиртных напитков, хотя всю свою многовековую историю она оставалась страной с низким употреблением алкоголя. В ХХ век империя вошла одной из самых непьющих стран мира. Потребление чистого спирта на человека в 1900 году составляло около 2,4 литров (в США - 2,4) и по нормативам ВОЗ относилась к странам с низким потреблением алкоголя.
Установление строгого контроля за чайными являлось требованием времени. Так, еще в 1830г. генерал-губернатор М. Хованский в переписке с Могилевским гражданским губернатором М. Муравьевом информировал, что шляхта и другие люди разносят слухи по поводу событий в Царстве Польском. Муравьев писал в ответ, что полезно знать содержание этих слухов, чтобы разобраться в чувствах и настроении людей. Корчмы и чайные М. Муравьев называл очагами распространения опасной информации. По его распоряжению надзор за вредным «скопищем» был усилен. Донесения о надзоре за чайными, корчмами с Могилевской губернии поступали регулярно.
Председатель Совета Министров и инициатор винной монополии 1894 года С.Ю. Витте выразился предельно точно, что русский человек не может работать — он вкалывает, русский человек не может пить — он напивается. Наряду с введением винной монополии С.Ю. Витте провел ряд мини реформ в частности учредил попечительства о народной трезвости, спиртное стали продавать исключительно в запечатанной посуде и мелкой расфасовке. Вторая мера привела к тому, что, во-первых, «пьянство основательно завоевало семью»; во-вторых, у магазинов появились стаканщики. Мелкая расфасовка способствовала доступности спиртного.
Идею попечительства, равно как и идею введения винной монополии  активно поддержал император Александр III. Это было обусловлено как индустриализацией страны (алкоголизм – сопутствующая ей проблема), так и стремлением примкнуть к общеевропейскому антиалкогольному движению. Губернское и уездное попечительство о народной трезвости в Могилевской губернии начали свою деятельность 1 июля 1897г., одновременно с введением в губернии винной монополии.
 
Из Памятной книжки  Могилевской губернии на 1898г.

Губернский комитет действовал под председательством губернатора, в его руководство входили: епархиальный архиерей, губернский предводитель дворянства, председатель и прокурор окружного суда, директор народных училищ, учителя и др. В состав попечительства, кроме членов по должности, избирались почетные члены и члены-соревнователи независимо от звания и сословия. Почетные члены избирались из лиц, оказавших попечительству особые услуги, и утверждались министром финансов. Члены-соревнователи избирались из лиц, изъявивших желание принимать участие в делах попечительства, и утверждались губернским комитетом. Избирались члены-соревнователи сроком на три года. Не проявивших инициативы исключали из попечительства. Почетные члены участвовали в заседании комитета с правом голоса, члены-соревнователи – с правом совещательного голоса. Из почетных членов и членов-соревнователей назначались участковые попечители, которые в конце года представляли в комитет рапорты с указанием нарушений правил торговли, о проведенной работе по профилактике пьянства среди населения.
 

Такие объявления для могилевчан были не редкостью. Из фондов Могилевского музея этнографии.
Губернское и уездное попечительства содействовали частным лицам в открытии для простого народа с низкими доходами чайных с библиотеками-читальнями с установлением в них приемлемых цен. Так появилась оригинальная форма библиотек – чайные читальни.
Библиотечная деятельность попечительств о народной трезвости  является значимым социокультурным явлением, оказавшим заметное влияние на процесс становления и развития библиотечного дела в целом. Деятельность бесплатных народных библиотек попечительства о народной трезвости была ориентирована на предотвращение «рецидива безграмотности» социальных низов, приобщение к чтению широких слоев населения, поддержание образовательного и просветительного процессов. Могилёвское попечительство организовывало библиотеки при чайных, «уличные» библиотеки - особые стенды, на которые периодически прикреплялись брошюры и листы для народного чтения, «передвижные» библиотеки - ящики с книгами, которые выдавались могилевчанам, активно в этом направлении работали библиотеки при школах.
Правовое положение  библиотек попечительств о народной трезвости в целом соотносилось с правительственной политикой по отношению к другим библиотекам как структурным подразделениям общественных и благотворительных организаций. Вместе с тем, библиотеки попечительств о народной трезвости, были поставлены в наиболее жесткие законодательные и цензурные рамки по сравнению с другими народными библиотеками. С одной стороны, деятельность данных библиотек, как открываемых благотворительной организацией, попадала под действие «Правил» 1890 г. С другой стороны, согласно «Правилам для устройства попечительствами о народной трезвости бесплатных библиотек-читален» процедуру открытия они должны были согласовать еще и с Министерством финансов, что  подразумевало надзор за ними со стороны трех министерств (Министерства внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства финансов) и духовного ведомства и вдвое удлиняло процедуру открытия библиотек. И только в 1901 году правительством были выработаны более упрощенные правила относительно народных чтений, a в 1902 г. утверждены новые правила для устройства попечительствами бесплатных библиотек-читален, которые с этих пор могли открываться собственным распоряжением попечительств, без особых разрешений.
Деятельность библиотекарей, учителей-членов попечительства оказывала влияние и на трезвость горожан, отвлекая их от употребления алкоголя посредством знакомства с сочинениями лучших писателей, тем самым поднимая их нравственный уровень, воспитывая чувства и ум, развивая его вкусы. Библиотекари, учителя, воздействуя на население прививали им любовь к книге, воспитывали культуру чтения, такие общечеловеческие качества как честность, добросовестность, порядочность, высокую нравственность и духовность.
В Могилевской губернии попечительство  организовало работу 108 чайных, 62 читален при чайных и кроме того 6 читален отдельно. 
В одном из номеров «Епархиальных ведомостей» отмечалось, что «места продажи спиртного выполняют двоякую роль: с одной стороны это место продажи спиртных напитков, с другой – главный пункт общественного собрания. Поэтому сюда идут люди не только пьющие, но и те, которые не пьют. Последние собираются туда особенно в воскресные и праздничные дни, а так же в часы досуга, для того, чтобы потолковать и послушать то, что «мир говорит». Мало того, в корчму часто идут не только мужчины, но и женщины с детьми. Эта несвойственная кабаку роль даже более гибельнее, чем прямое его назначение. Когда в кабак идут как в место общественного собрания, то это не только увеличивает количество пьющих, но устанавливает такой взгляд, что проводить время в корчме и, если есть возможность, пить в ней водку – дело совершенно естественное, нормальное и никакого зла тут нет».
Заведующий одной из таких библиотек священник Т.Козловский, отмечал, что с открытием библиотек при чайных охотников до чтения явилось много. 15-20 человек брали книги каждый праздничный день. Иные брали по 2-3 книги сразу, чтобы хватило чтения на неделю. Но вскоре читатели постепенно стали оставлять библиотеку: там мало чего оставалось читать. [1]
Библиотеки при чайных занимали отдельные комнаты, смежные с общей залой. Обстановка состояла обычно из большого стола в центре, на котором раскладывались свежие газеты и журналы, больших книжных шкафов у стен. Здесь же, как правило, стоял шкаф, где хранился «волшебный фонарь» и все необходимое для проведения чтений с картинками. На стенах развешивались карты (чаще всего Российской империи) и картины научного содержания. В некоторых чайных-читальнях производилась продажа дешевых книг по цене 1-3 коп. Выручка за них редко превышала 1 руб. Свои услуги попечительство предоставляло населению за малую часть реальной стоимости, но не бесплатно, что имело воспитательное и нравственное значение. Чтобы отвлечь рабочее население от пьянства, не возбуждая при этом бунтарских настроений, в Могилёве реорганизовывались привычные формы досуга – на традиционных гуляньях вместо балаганов, создавались сценические площадки, где выступали профессиональные артисты и музыканты, бесплатно играли полковые оркестры.
В 1897 г. министерство финансов одобрило «Руководящие указания для деятельности попечительств о народной трезвости». «Руководящие указания» предусматривали наряду с чайными, читальнями также народные театры, которые «могут явиться хорошим средством для отвлечения народа от пребывания в питейных заведениях». Указывалось и то, что народные театры могут служить не только развлечением, но и средством для нравственного воздействия на народные массы.
Но уже через два года министр финансов разослал председателям губернских комитетов попечительств о народной трезвости обширный циркуляр, в котором призывал их принять меры для максимального ограничения театральных зрелищ. Главный довод министра заключался в том, что по разнообразию впечатлений, даваемых зрителям, театральные представления будут повсеместно привлекать к себе народные массы, но именно в этом и кроется известная опасность, что народ, приученный к посещению театральных зрелищ, потеряет вкус к иным, более однообразным и скромным способам препровождения времени. Напоминая, что низшие классы населения, занятые повседневными работами, имеют свободное время лишь в праздничные дни, министр запретил устройство спектаклей в другие дни. По его словам, попечительства заслужила упрёк за то, что, устраивая в рабочие дни заманчивые для народа развлечения, они отвлекают его от трудовой жизни. При этом, министр призывал попечительства учитывать время окончания богослужения в местных храмах. Епархиальная власть неблагосклонно относилась к театральной деятельности в чайных, считая, что чтение более полезно и желательно народу, чем забота о развлечениях и увеселениях.

1897 г. июня 9. - Циркуляр директора народных училищ Могилевской губернии Виленского учебного округа начальникам учебных заведений, содержателям училищ об участии в деятельности ПОНТ учителей народных училищ Могилевской губернии
С июля месяца текущего года в нашей губернии вводится казенная продажа вина. Одновременно с нею, для ограждения населения от злоупотребления крепкими напитками, учреждаются во всей губернии попечительства о народной трезвости, согласно высочайше утвержденного 20 декабря 1894 г. устава об этих попечительствах.
3 июня начальник губернии объявил Могилевский губернский комитет Попечительства о народной трезвости открытым, и сей последний того же числа, между прочим, определил: предложить от лица г. губернатора гг. уездным предводителям дворянства Могилевской губернии об открытии их уездных комитетов ПОНТ.
Высоконравственная и экономическая благодетельная цель означенных учреждений настолько ясна и понятна для всех, что я считаю излишним говорить об этом, тем более, что все учебные заведения, а по преимуществу начальные народные училища, преследующие цели более воспитательные, чем общеобразовательные, давно уже (с 1885 г.) и не без благих последствий ведут усиленную борьбу со злоупотреблением крепкими напитками и более прочно и основательно прокладывают надежные пути к народной трезвости. Учителя и учительницы народных училищ имеют уже весьма и утешительный и отрадный для них двенадцатилетний опыт благотворного влияния воскресных и праздничных чтений для народа, которые он так полюбил и за усердное и старательное ведение которых он так признателен и благодарен им. Слушая на чтениях апостольское и евангельское учение, духовно-нравственные поучения и разного рода исторические, бытовые, сельскохозяйственные и иные издания, он стал постепенно забывать свои обычные воскресные и праздничные развлечения. Чтения же о пьянстве, его вреде, страшных последствиях неумеренного употребления спиртных напитков приобрели значительную массу членов Общества трезвости.
Этот очевидный и общепризнанный факт дает мне повод при сем случае выразить народным учителям и учительницам мою глубочайшую признательность и живейшую благодарность за их двенадцатилетние труды, между прочим, давшие опытом под-тверждаемые благие последствия постепенного расширения и развития народной трезвости и истинно христианского препровождения времени в воскресные и праздничные дни.
Не могу не отметить и следующие отрадные факты, порожденные добросовестным ведением воскресных и праздничных чтений и горячею преданностью народным интересам учителей и учительниц: значительное сокращение тайного винокурения и тайной беспатентной продажи вина по глухим местам, численное сокращение целых полков, враждебных народной школе, переход их из явных врагов ее в тайные, постройку более поместительных зданий для народных училищ как для большего числа учащихся, так и для большего числа слушателей воскресных и праздничных чтений.
В целях вышеназванных учреждений, уверен, народные учителя и учительницы будут самыми желанными членами Попечительства о народной трезвости, и история цивилизации и культуры русского народа сильно подчеркнет деятельность скромных тружеников, а народ, получая от своих действительно народных учителей и учительниц неисчислимые духовные, нравственные и экономические блага, обеспечит их скудное существование, тяжким, усиленным и добросовестным трудом ими заслуженное.
Принимая в соображение, что народные библиотеки, три года уже существовавшие при начальных народных училищах, и что библиотеки собственно училищные при тех же училищах гораздо менее богаты и разнообразны по своему содержанию, чем библиотеки при городских и уездных училищах, и что эти последние мог ут представить гораздо больший интерес для более развитого городского грамотного населения и удовлетворить целям открываемых попечительств о народной трезвости, я усерднейше прошу начальников [...] . 2) с самою внимательною любезностью предлагать грамотным обоего пола книги для чтения не только из народной, но и училищной библиотеки на общих, установленных

для сего основаниях выдачи книг, вовсе необременительных сформальной стороны [...]*.
Директор А. Попов
НГАБ, ф. 2566, воп. 1, спр. 390, л



В 1901 году в Могилевском губернском попечительстве о народной трезвости числилось 183 действительных члена, 359 членов-соревнователей, 346 участковых попечителей и 2 почетных члена. Усилиями попечительства на Московском предместье Могилева был построен Народный дом с театром, аудиторией, библиотекой-читальней, в которой можно было найти все доступные для народного понимания периодические издания того времени и прежде всего «Вестник трезвости», служивший главным подспорьем антиалкогольной агитации. В 1910 году Народный дом сгорел в результате грандиозного пожара, уничтожившего все Луполово, но вскоре был восстановлен и продолжил свою деятельность.

С целью профилактики пьянства в могилевском театре местной труппой было поставлено 3 спектакля. Для привлечения рабочих в театры перед спектаклем читались вступительные лекции, в программках печатались сведения об авторе, разъяснялось содержание пьес. Цены на билеты снижались в воскресные и праздничные дни и повышались в будние, когда спектакли могла посещать более обеспеченная публика.
В привычных местах гуляний могилевчан открывались чайные, столовые и подвижные кухни попечительства. Здесь население городских окраин обеспечивалось горячим питанием, приучалось плотно закусывать выпитое, есть в чистом помещении гигиенично приготовленную полезную пищу. В столовых также устраивались небольшие библиотеки. Здесь читались бесплатные лекции, проводились нравственно-религиозные беседы, раздавались брошюры с характерными названиями: «Пора опомниться!», «Что должна знать мать о спиртных напитках», обсуждались статьи Л. Толстого «К молодым людям», «Обращение к людям-братьям», «Богу или Маммоне», «Для чего люди одурманиваются?», показывались световые картины соответствующего содержания. К стенам помещений прикреплялись красочные антиалкогольные плакаты.
Библиотеку уездного комитета попечительства о народной трезвости возглавляла В.А. Парвоцкая, располагалась библиотека на Шкловском бульваре при чайной №1. Другая библиотека попечительства располагалась на улице Петро-Павловской, в чайной №3, заведовала ей дворянка М.П. Карпачёва.
Наиболее популярными для простого народа в Могилеве были чайные (чай с сахаром) на Быховском и Шкловском базарах, считавшимися главными пропагандистами трезвого образа жизни
Член комиссии народных чтений доктор Л.О. Модестов в отчете за 1903-1904г. указывал, что в Народном доме в Московском предместьи состоялись 23 чтения, в которых приняли участие более 5000 человек. В здании IV приходского училища, что у церкви Святого Николая Чудотворца прошло 14 чтений, всех посетителей было 1659 человек, преимущественно школьной молодежи.
Могилевская губернская комиссия один раз в месяц высылала в Уездные попечительства о народной трезвости световые картины (за год – 226 картин), а так же комплекты чтений (за год 250 комплектов). Разнообразна была и тематика чтений: «По Мопассану «Черствые люди», Л. Толстой «Чем люди живы», Н. Гоголь «Майская ночь», А.С. Пушкин «Капитанская дочка» и многие другие. [2]
В усилении религиозно нравственного воспитания в семье попечительство о народной трезвости возлагали большую надежду на женщину. Поэтому библиотеки попечительства старались заинтересовать  женщину чтением книг. Особенно усилилась эта работа в годы русско-японской войны, когда многие семьи лишились кормильцев, и в годы первой русской революции 1905-1907гг.
На протяжении многих лет прогрессивные общественные круги, так же как и  священнослужители, высказывали свое недовольство деятельностью попечительства о народной трезвости. Они критиковали реакционный характер попечительства, нерациональную постановку дела в его учреждениях. В связи с этим правительственные органы неоднократно подумывали о реорганизации и даже о ликвидации попечительства. В 1913 г. была создана особая комиссия, которая должна была высказаться о его дальнейшей судьбе. В эту комиссию синод представил свои соображения о деятельности попечительства, в частности о его народных театрах.
По мнению синода, главная роль в борьбе против пьянства должна принадлежать церкви. Попечительства должны выделять средства на организацию бесед священников с паствой, издавать душеспасительную литературу, повысить эффективность работы библиотек попечительства, так как духовная пропаганда должна быть главным орудием для достижения народной трезвости.
Особое внимание попечительство уделяло профилактике алкогольных бед среди учащихся и задачах школы в борьбе за трезвость. Библиотеки пополнились книгами М. Рязанова «Противоалкогольный детский праздник», В. Ф. Смирнова «Георгиевский детский кружок как мера борьбы со школьными пороками». Много внимания стало уделяться в периодической печати алкоголизации и борьбе за трезвость среди детей и подростков. С 1913 года в школьных тетрадях появились промокашки с надписью: «Будущее принадлежит трезвым нациям».
Губернское и уездные комитеты попечительств о народной трезвости были ликвидированы после Октябрьской революцией 1917 г.


Используемые источники.

1.Тихомиров, К.Д. К вопросу о средствах противодействия пьянству среди простого народа/ К.Д. Тихомиров // Епарихиальные ведомости. Скоропечатня и Литография Ш. Фридмана 11-12 апреля. №23-24. 1890г. С 270-273.
2. Модестов, И.И. Отчет о деятельности комиссий народных чтений в Могилевской губернии за 1903-19034г./ Модестов И.И. - Типогр. Губернского правления.1904г. С.4


Рецензии