Мы едины в этом мире

 
Зимний  наряд белорусской земли  прекрасен, поэтичен и абсолютно целебен для каждого, кто хочет и умеет это видеть и понимать.  Я выбираюсь из города на дачный участок для того, чтобы просто полюбоваться  зимним прозрачным днём. «Все едины» - говорится в известном японском аниме. Подразумевается, конечно, не только всемирная Сеть, а и люди вообще. Но… только ли люди соединены?
 Выхожу из маршрутки и меня встречают красавицы наших лесов стройные, белокорые, с тонкими поникшими ветвями. Они всегда вызывает восхищение, радость и с давних времен служат символом всего самого светлого, олицетворением юности, целомудренности и красоты. Белая береза!.. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано, как нежно говорят о ней люди: "березка", "березонька"... Зимой она трогательно беззащитна. Я прижимаюсь к шершавому стволу  щекой и шепчу: «Как хорошо жить на свете!» Кстати, береза - единственное среди огромного растительного царства дерево, наделенное природой белоснежной корой. А окрашивает ее в нарядный белый цвет особое красящее вещество - бетулин, названное так в честь самой хозяйки: по-латыни береза - бетула. Но встречаются и березы, лишенные бетулина, с вишневой, желтой, темно-фиолетовой, серой и даже черной корой.
      Берёза одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, оно считалось священным. Не только дуб, но и это хрупкое дерево почитали наши предки как мировое дерево. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океане, на острове-Буяне стоит берёза белая вниз ветвями, вверх кореньями». Русское название лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали берёзу даром богов, оберегающим человека. С берёзой связана славянская руна – Берегиня-Берёза, Судьба, Мать, Земля. Берегиня в славянской традиции –женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. В восточном Полесье существует предание о человеческом происхождении этого дерева: берёзы – это дочери первого человека –Адама- которые своими косами вросли в землю, а сок берёзы - это их слёзы. Белый цвет ствола дерева объясняется в поверьях, тем, что берёза, когда  Иуда захотел на ней повеситься, побелела от испуга, но не приняла предателя. Берёза может выступать и  как "счастливое" дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших.
      Согласно карпатским поверьям, если женатый мужчина посадит во дворе березу, то кто-то из членов семьи умрет. Hа Русском Севере, место, где когда-то росли березы, не использовали для постройки дома.
      Вместе с тем, иногда и во многих местах березу специально сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка.
      Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков. Березовое полено закапывали под порогом новой конюшни, "чтобы велись кони".
      В народных легендах береза - благословенное дерево, укрывшее Богородицу и Христа от непогоды, или св. Пятницу от преследований черта; или же напротив, считалась проклятым Богом деревом, прутьями которого хлестали Христа.
      Женская символика березы проявляется в обрядах лечения детских болезней: например, больных девочек носили к березе, а мальчиков - к дубу. В брачных обрядах символами жениха и невесты были дуб и береза.
      Иногда и сейчас в деревнях можно услышать, что близко к дому посаженная береза вызывает женские болезни у ее обитательниц; что наросты образуются на березе от "женских проклятий»  В свадебных и лирических песенках береза - самый популярный символ девушки.
      Связь березы с нечистой силой и душами умерших тоже указывает на женскую символику: о русалках в народе  говорили, что они "с березы спускаются". Принадлежащим русалкам считались березы, чьи ветви спускаются до земли. Hа Троицкой неделе к ним боялись потэому приближаться.
      В Польше такие деревья, одиноко стоящие в поле называли деревьями духов. В них вселялись души умерших девушек, которые по ночам выходили из березы и "затанцовывали" насмерть случайных прохожих. Согласно польским же поверьям под одиноко стоящей березой покоится душа погибшего насильственной смертью, и вместо сока в ней струится кровь.
Некоторые признаки необычного вида березы (искривленная или сросшаяся с другим деревом) были для белорусов свидетельством того, что под ней погребена невинно загубленная душа. Во многих восточнославянских преданиях, легендах, песнях погибшая девушка превращается в березку. Часто об умирающем говорили "в березки собирается".
      Береза часто упоминается как атрибут нечистой силы в  поверьях и былинах. Ведьма могла надоить молоко с березовых ветвей, также могла летать не только на помеле или хлебной лопате, но и на березовой палке.   березу.
      Широко известны у славян троицкие обряды, связанные с березой, совершаемые как правило девушками и женщинами. Они шли в лес, выбирали молоденькую березку, украшали ее, завивали на ее ветвях венки, устраивали под ней совместное угощение, водили хороводы, гадали. Затем со срубленной березкой (которую называли иногда "семик" ходили по селу и при завершении обряда бросали березу в воду, в огонь, в овраг (то есть "провожали березку", "хоронили" ее).
      Девушки "кумились" с березкой, просили у нее доли, умывались березовым соком для красоты и здоровья. «Троицыно утро, утренний канон, В роще по берёзкам белый перезвон»- писал С.Есенин.
      Ветки березы, особенно использованные в Троицких и других календарных обрядах, у все славян считались надежным оберегом. Заткнутые под крышей дома, они надежно оберегали от молнии, грома и града; воткнутые посреди посевов в поле ограждают от грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках - охраняют капусту от гусениц. Была такая примета: девушка, первой севшая на Троицу в тени заветной берёзки, первой среди подруг и замуж выйдет. Так же полагали, что если сесть в тень Троицкой берёзки и загадать желание, оно обязательно исполниться. В мифологических представлениях славян период Троицы и Семика относился к тем календарным промежуткам, когда предки временно покидали «тот свет» и появлялись в мире живых. Местом их пребывания на земле была свежая зелень берёз. Поэтому для душ «родителей» из леса приносили берёзовые ветки и украшали ими ворота, калитки, входные двери. В эти дни ходили на кладбище, сюда приносили берёзовые ветки, венки, веники. Основным ритуальным действием было «опахивание» могил. Их обметали берёзовыми ветками, после чего веточки втыкали в землю. Троицкая неделя называлась также «русальной»: по поверьям, только на этой неделе на земле появлялись русалки. Берёза считалась их излюбленным местом пребывания. В русальных песнях они представляются сидящими на зеленеющей или кривой берёзе. Так на Смоленщине пели:
У варот бяроза
Зилина стаяла
Ветьтикым махала,
На той бярезе
Русалка сядзела…
      С помощью березовых веток пытались уберечься от нечистой силы. Hакануне Ивана Kупалы березовые ветки, воткнутые в стены хлева не давали ведьмам доить молоко с чужих коров, и навредить им вообще. Hа рога коровам тоже надевали березовые венки. У западных славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. Во многих местах верили, что битье больного ребенка березовым прутом избавит его от болезни.
      Береза также использовалась для "передачи болезни". Под березу выливали воду, оставшуюся от купания больного ребенка. Русские крестьяне обращались с просьбой к березе об исцелении от болезни, при этом  скручивая над больным березовые ветки, угрожая не отпускать до тех пор, пока болезнь не отступит. 
 В старину о березе пели в народе, как о дереве "об четыре дела":
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать
Вот береза и выполняла в бедных крестьянских домах роль электричества, освещая убогие избы лучиной, давала деготь, без которого на все лады скрипел и пищал колесный транспорт того времени, лечила больных своими целебными соками, почками, фитонцидами листьев, а банными вениками и метлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену.
 Кажется, весь мир отдыхает в этой тишине. Тишина почти полная: ветра нет, время птичьих трелей давно прошло, только изредка доносится незатейливая песенка синички. Вспоминается романс «Здесь хорошо»: «Здесь только я и Бог».
    Смотрю, а   под пологом березок поселились молодые елочки. Небольшие, словно игрушечные, новоселки быстро окрепнут, будут  усиленно расти, а пройдут годы, они легко перерастут своих прекрасных покровительниц, и тогда-то ели, все более затеняя избалованные светом березы, начнут сильно угнетать их рост, а со временем и вовсе вытеснят, или, как говорят лесоводы, "выживут", прежнюю хозяйку этих мест. На языке специалистов это называется прозаично "сменой пород". Но сейчас я трогаю рукой совсем не колючие иголочки и вдыхаю их аромат. В переводе с латинского picea означает «смола». Из мягкой древесины ели получают смолу, вероятно, это и стало причиной названия самого дерева. В греческой мифологии ель связана с нимфой Питис и лесным божеством Паном. Спасаясь от преследования ненавистного козлоного Пана, нимфа превратилась в ель. В память о возлюбленной Пан украсил свою рогатую голову еловыми ветвями.  Христианская легенда повествует о бедном дровосеке, который в ночь перед Рождеством встретил в лесу потерявшегося ребенка. Он приютил, согрел и накормил бедного малыша. На следующее утро мальчик исчез, зато у своих, дверей удивленный дровосек нашел пахучее дерево с блестящей хвоей. Оказывается, в Сочельник под видом голодного ребенка лесоруба навестил Младенец Христос, который в благодарность за милосердие подарил доброму человеку ель. С тех пор ели стали главным рождественским украшением. В деревне Шежерь Могилёвского района я слышала очень романтичную историю, связанную с елью. Давно это было – перед войной. Одному парню надо было идти на фронт, он тяжело расставался с любимой девушкой. И тогда местная знахарка посоветовала им найти ночью  в лесу деревце, которое к  ним ветки потянет, обойти вокруг него три раза, а затем  выкопать  и пересадить возле дома и поливать на зорьке водой из речки. И велела она девушке наблюдать за веточками, если они даже чуть подвянут трудно будет твоему любимому… А если хвоя осыплется, то ранен он. А засохнет деревце – убит он. А парню приказала взять горсть земли из-под ёлочки и зашить её в ладанку. Покуда она  будет висеть на шее- ни пуля, ни штык не возьмут. Много было слёз пролито, когда провожали ребят на фронт. Только эта девушка не плакала – она знала наперёд, что милый вернётся. Зеленеет ёлочка и никому невдомёк: кто и зачем её посадил. Много похоронок пришло в деревню. А девушка на зорьке водой из речки ель  поливает и всё на неё смотрит: вот отяжелели веточки, вся ёлочка как снегом осыпана –тяжело милому. Присядет, бывало, разговаривает с ёлочкой, веточки гладит рукой, и ёлочка, смотришь, повеселела. А если самой, бывало невмоготу становилась, то обнимет ёлочку, поплачет, как с любимым поговорит, душу выложит. И вдруг зимой с одной стороны стали подсыхать веточки, хвоя стала буреть и осыпаться. Горько плакала девушка.  Но к весне деревце оклемалось, подтянулось, лапки свои  к солнцу тянет. А вскоре и письмо пришло, что жив её любимый только в госпитале лежал. До самого конца войны лелеяла, как ребёнка берегла ёлочку. Много шептались о её этой странности в деревне, но у каждого свои заботы, а иные даже думали, что девушка умом тронулась. Закончилась война, но не все домой вернулись, а те, кто вернулся – инвалиды. Вернулся и парень, ни ранения, ни царапинки. Встретились тогда, когда молодая несла воду с реки. Первый раз не донесла воду невеста, уронила коромысло от радости неожиданной. Ёлочку всю жизнь берегли и лелеяли.  На Новый год убирали как невесту.
        «В лесу родилась ёлочка»… Эту песню знают все от мала до велика. Водя хоровод вокруг ёлки, мы и не подозреваем, что совершает обрядовые действия. Так же много веков назад собирались у ели люди, приносили к его корням жертвы, пели, совершали обрядовые танцы, в которых каждое движение имело символическое значение. До сих пор, кое где ещё сохранилось поверье, что если парень принесёт выкопанную в лесу ёлочку и посадит её под окном девушки, это признавалось как предложение руки и сердце.
     Хвоя у ели не "вечная", как полагают некоторые, ведь хвоинки через каждые 7-9 лет, отслужив свою службу, опадают - каждую осень ель сбрасывает не меньше седьмой части своей хвои.  Правда, для неопытного глаза это вовсе не заметно. Зато рост молодых хвоинок заметить легко. Его хорошо наблюдать во второй половине мая. В это время на фоне старой темно-зеленой хвои из конечных почек появляются тонкие оранжевые побеги, сплошь одетые молодыми изумрудными колючками. Особенно интенсивно растут побеги верхушечных почек ели. Всего лишь за две недели они способны вытянуться нередко до полуметра.
Летом ель забирает энергию с окружающего пространства, перерабатывает и накапливает внутри себя. А зимой, особенно в феврале, ель отдаёт энергию. Она излучает потоки энергии, которые помогают привести в порядок мысли, благотворно сказываются на психике. Усталость, депрессию, беспокойство и стресс, ощущение того, что всё идёт не так, как надо, - всё это поможет устранить ель.
 Ну а как же не остановиться и не полюбоваться зимней сосной! Среди удивительно стройных сосен, почти в самом поднебесье увенчанных вечнозелеными кронами, и дышится необыкновенно легко и тишина неповторимая и торжественная. Словно отдаленный прибой моря, доносится то мелодичный, ласкающий, то порывистый их шёпот.  "Сосна обыкновенная",- говорят ботаники. Да, таково уж ее "ученое имя". И она не боится  никакой работы: пылает в топках, шагает по стране телеграфными столбами, лежит шпалами под сотнями тысяч километров стальных магистралей, стоит миллионами опор в угольных и рудных шахтах. Её иглицой каждую осень я засыпаю клубнику: ношу опавшую хвою в мешке и вдыхаю бодрящий аромат. И сколько  бы ты в тот день не трудился, а усталость как рукой снимает. До последнего времени хвою вместе с ветками и корой считали отходами лесной промышленности. Оказывается, эти "отходы" чуть ли не ценнее самой древесины. Одно сосновое дерево дает около 10 килограммов хвои, из которой можно получить годичную норму каротина и витамина С для одного человека (не говоря уж о "русском сосновом масле", добываемом из семян, и "сосновой шерсти").   Теперь это богатство  перерабатывается в хлорофиллокаротиновую, или "лесную", пасту. Паста уже сейчас лечит раны, ожоги, язвы, фурункулезы, занимая почетное место среди разных "сосновых лекарств" - хвойных экстрактов для ванн, сушеных сосновых почек, скипидара и других...
 Трудно, пожалуй, даже невозможно, найти бесполезную частицу соснового тела. В коре есть дубильные вещества и гумми, в камбии - ванилин, из семян получают ценное иммерсионное масло, а пыльцу используют как заменитель ликоподия. Даже воздух соснового бора - ценность: недаром строят среди сосен санатории и дома отдыха.
Если вам довелось посетить Оружейную палату в Московском Кремле, вы, наверное, обратили внимание на большое количество изделий из прозрачных золотисто-оранжевых камешков янтаря, или, как его звали в прежние времена, бурштына. Здесь и разнообразные бусы, и покрытые хитроумным кружевом шкатулки, и причудливые брошки, и многие другие очаровательные вещицы. Все они изготовлены из янтаря. Экскурсоводы Екатерининского дворца-музея в городе Пушкине  рассказывают о знаменитой "янтарной комнате", которую из множества хорошо подобранных сортов этого чудесного материала создали русские умельцы. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны она была похищена немецкими фашистами и до сих пор судьба ее остается неизвестной. Что же представляет собой этот "солнечный камень" (так назван янтарь в "Одиссее")? Ученые средневековья считали его минералом - и только спустя несколько сот лет верную мысль высказал Михаил Васильевич Ломоносов, назвав его окаменелой смолой. Теперь наукой вполне определенно доказано, что золотистые кусочки янтаря - это смолистые "слезы" хвойных деревьев, прародителей нашей сосны. Около 10 миллионов лет назад "плакали" эти деревья, и с тех пор слезы их лежали в морских песчаных наносах, постепенно каменея и превращаясь в драгоценность. В одном из польских сказаний говорится, что кусочки янтаря - это слезы "прекрасной панны Гелены, которая горько оплакивала разлуку с любимым, роняя их в холодные волны Балтики".Рассказывают и такую легенду. Морская царевна, оставив свой чудесный дворец, ушла на берег к любимому, бедному рыбаку. Ее отец, бог моря, в гневе послал на дворец бурю и разрушил его до основания. Вот эти-то обломки сказочного дворца - янтарь море и выбрасывает в течение тысячелетий. Греческая мифология сохранила изящную легенду о нимфе Питис, которую бог ветра Борей превратил за непослушание в сосну.
 Неправда, что телепатия утрачена человеком сотни тысяч лет назад. Просто её может  растормозить только сильное чувство, и не важны тогда языковые различия! По узкой снежной тропинке подхожу к своему дому и меня встречает рябинка. Кое-где она светится солнышками ярких ягод.  Я приветливо машу ей рукой и вижу, что деревце радо мне. Даже на расстоянии уже чувствую, как течёт живительная сила от её веточек ко мне. Протягиваю  руку и нежно трогаю её веточки.  Рябина – сова. Она просыпается в 10 утра, пика активности достигает в 12-16 часов, а засыпает около 2 часов ночи. Является одним из 12 священных деревьев Скандинавии. Эта красавица на самом деле дерево-воин, способная дать весьма жёсткий отпор всякому проявлению зла. По некоторым поверьям, она прородич первого священного дерева  добра на Земле, которое засохло с приходом сил зла на нашу планету.  Множество древний преданий рассказывают, что рябина – это плод истинной любви. Согласно одной из легенд, в неё превратилась жена, у ног которой погиб её любимый муж. Злые люди хотели их разлучить, но не смогли добиться этого ни с помощью золота, ни с помощью власти и оружия, ни даже с помощью смерти. Прекрасной была их жизнь, прекрасной стала и их смерть. Поцеловав последний раз мужа, воззвала верная жена к Господу, чтобы защитил он её от власти убийц, и в тот же миг стала рябинкой на его  могиле. Плоды её стали красными как кровь, пролитая во имя любви. Злу всегда ненавистна любовь, потому, что любовь божественное чувство, неподвластное никаким чарам и колдовству, а мужчина и женщина, искренне любящие друг друга, становятся одним целым, подобно Творцу и выходят из власти злых сил нашей планеты. Рябина хранит в своих ягодах горький огонь любви. В народных песнях, преимущественно лирических, рябина символически сопоставляется с тоскующей женщиной, а горечь ее ягод ассоциируется   так же  с безрадостной жизнью.
 В Древней Руси рябина считалась олицетворением женского начала. Была символом скромности и нарядности.
Рябина – дерево новобрачных. Её листочки и веточки рассовывали в обувь и карманы молодым во время свадьбы и никакой колдун был им не страшен. Для благополучия в доме старались посадить возле него рябину. Древние славяне верили: в дом, под окнами которого посажена рябинка, не войдёт человек с недобрыми намерениями. В народном календаре в конце сентября есть день «Пётр-Павел рябинник». В этот день ветки рябины срывали и связывали в пучки, развешивали под крышами домов, сараев. Ветки втыкали на краю поля, считалось, что они оберегают от зла и вреда.
  У славян  существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы и даже ягоды рябины. Они  считали рябину мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, тот вскоре умрет сам или же умрет кто-либо из его дома.
    Славяне говорили: «Постой под рябиной – болезнь отпугнёшь»
  Рябину нельзя было рубить и потому, что знахари переносили на нее болезни человека; кто срубит такое дерево - сам заболеет и умрет.
      По русским и белорусским поверьям, у того, кто причинит рябине вред, будут болеть зубы. При зубной боли тайно на утренней заре вставали перед рябиной на колени, обнимали и целовали ее и произносили заговор, где обещались взамен на избавление от боли, не вредить рябине. Потом возвращались домой так, чтоб никого не встретить и не оглядываясь.
      Всё так же тихо вокруг искрятся под солнцем снежинки. И подумалось мне насколько же  едино всё живое  в этом мире! Как же мы зависимы друг от друга!  Смотрю, а на веточке сидит птичка и задумчиво смотрит куда-то вдаль, на соседние дома, на лёгкие облачка. И я ей шепчу: «Мы с тобой одной крови – ты и я!» Полное единение человека с природой.
         На участке среди снежного безмолвия яркий, зелёный, стройный можжевельник удивлённо смотрит на мир. А рядом из-под снега выглядывает можжевельник стелющийся. Подойти к ним  нельзя - много снега и я от ворот приветствую их. Можжевельник - один из долгожителей. По одной из легенд он спас жизнь младенцу Иисусу. Во время бегства в Египет, когда солдаты Ирода уже почти догнали  Марию и Иосифа, Мария в отчаянии обратилась к окружающим деревьям с просьбой спрятать её сына. И можжевельник сразу же раскинул ветви и укрыл ребёнка. Солдаты заметили только Иосифа и Марию. Ягоды можжевельника широко применялись на Руси. В 17 веке существовала так называемая "ягодная повинность" - собранные ягоды отвозили в столицу в Аптекарский приказ, где добывали можжевеловое масло и гнали можжевеловый спирт. Масло использовалось для дезинфекции медицинских нитей для зашивания ран, им обрабатывали раны и порезы.  Можжевельник - чемпион по выработке фитонцидов. За сутки один гектар этого растения выделяет до 30 кг бактерицидных веществ.   А кто не помнит знаменитый английский джин?
        В сохранившихся рукописях древних греков и римлян можно узнать о роскошной мебели и посуды из крепкой, изысканного цвета и аромата древесины можжевельника. Нити из вереса (другое название можжевельника) использовали для сшивания между собой досок для лодок и шхун. При изготовлении музыкальных инструментов использовали лак на основе можжевелового масла. Североамериканские индейцы больных туберкулезом загоняли в можжевеловые леса и не выпускали оттуда, пока болезнь не проходила. Они же использовали можжевельник для лечения ран, заболеваний костей и кожи. В русской народной медицине вересом лечили водянку, астму, подагру. Во Франции можжевельником спасались от эпидемий оспы и чумы. У многих народов можжевельник считался символом преодоления смерти, символом долголетия. С этим связаны традиции устилания ветвями вереса последнего пути умершего, захоронение знатных особ в саркофагах из можжевельника. В известном мифе об аргонавтах сказано, что Медея и Ясон усыпили чудовищного змея, охранявшего золотое руно, именно с помощью вереса. На основе можжевельника, по легенде, сабинянки делали любовные зелья. На пути к Хориву именно под можжевеловым кустом отдыхал пророк Илия. В разных традициях ветви можжевельника сжигают для окуривания домов и конюшен для изгнания злых духов и предотвращения ударов молний.
          Я дитя своего техногенного времени, но можжевельник растёт на нашем участке и все мы любим сидеть возле него, называя это место «философским садом».
Прибежала соседская собачка и я делюсь с ней своим бутербродом. Кушаем и с благодарностью смотрим друг на друга: он на меня – за бутерброд, я на него – за то, что он меня помнит и сторожит наш дом. На участке снежная гладь и только следы нашего собачки видны вокруг.
И вдруг нечаянная радость: среди снега маленький пятачок земли, а с него  изумлённо распахнув лепестки на меня смотрит молодило.  Изумрудное сокровище   на белоснежном покрывале. С молодилом связано много  поверий. Так, растения, принятые внутрь с вином, служили противоядием. Особым образом приготовленная настойка делала зрение и слух человека острее. Во времена князя Владимира Красное Солнышко русские красавицы натирали молодилом щеки, чтобы румянец был ярче. Живший во времена крестовых походов французский поэт и фармацевт Одо из Мена писал — тот, кто носит с собой розетку молодила, избежит укуса скорпиона. В его знаменитой поэме «О свойствах трав» «каменной розе» посвящено тридцать шесть строк — на шесть строк больше, чем розе настоящей. Еще в циркулярах Карла Великого встречалось указание разводить на крышах в качестве громоотвода молодило, так как оно считалось растением, посвященным Тору, богу-громовержцу. Жители средневековой Европы целиком засаживали им плоские крыши своих домов. Память об этом сохранилась в названии одного из видов — молодило кровельное. В качестве живой черепицы использовали это растение и в Англии. Славянские поверья настоятельно советуют высаживать молодило, если никак не получается создать семью.
Осторожно, проваливаясь в пушистый снег, иду дальше. Какие радости уготованы природой мне ещё?  На деревянной опоре коричневым кружевом плетётся китайский лимонник. А на нём… Нет, этого просто не может быть! И всё же я вижу воробья, который,  как и я сморит изумлённо. Неужели это тот летний воробышек? В дождливый летний день  возле клематиса   я подобрала воробья. По всей вероятности, он выпал из гнезда, беспомощно лежал в кусте анемон и, закрыв глазки, показывая белую плёнку, тяжело дышал. Я тихонько взяла его на ладонь и стала  на бездыханное тельце. Потом сделала ладони горсточкой, и воробьёнку стало тепло Я принесла птичку в дом и положила в зимнюю меховую шапку. Через несколько минут воробей стал шевелиться, спрятал белесоватые веки и открыл слезливо-жёлтенькие глазки. Когда воробей выздоровел, он стал вылетать на улицу, но всё равно часто влетал опять на веранду. Осенью мы уехали, забыв сказать ему «до свидание». Чирикнув что-то на своём языке, птичка улетела, а я стояла и думала о непостижимости нашей жизни. И мне, взрослой женщине, бабушке троих внуков, так хотелось, что бы это был именно тот воробей! А лимонник кивал мне своими веточками, как бы успокаивая: всё вернётся и лето, и солнце, и воробышек.
«Ягодой пяти вкусов» называют  китайский лимонник. Старинная китайская легенда рассказывает о голодном, обессилевшем юноше Лу Бане, много дней пробиравшемся густыми лесными чащами среди отвесных скал. Он спешил к своей больной невесте с целебным корнем женьшеня. Но, вконец истощенный тяжелым переходом, упал, запутавшись в цепких лианах. В его руке неожиданно оказалось несколько небольших красных ягод. Теряя сознание, Лу Бан последним усилием положил ягоды в рот и... Так случайно были обнаружены удивительные ягоды "увейцзи", то есть ягоды пяти вкусов. Местные жители утверждают, что оболочка их - сладкая, мякоть - кислая, семена - горькие и терпкие, а приготовленное из них лекарственное снадобье со временем приобретает соленый вкус. Однако основное достоинство китайского лимонника -  способность придавать бодрость, снимать усталость. Ведь не случайно обессилевшему Лу Бану все же удалось преодолеть остаток тяжелого пути. В китайской народной медицине лимонник занимает второе место после женьшеня. Европейцы узнали о лимоннике в начале 19 века. Примерно тогда же з0аинтерисовались ими и российские учёные. В 1895 году знаток дальневосточных растений В.Л.Комаров опубликовал рассказы охотников о том, что отправляясь надолго в тайгу, они не берут большие запасы пищи, а силы восстанавливают сушёными ягодами лимонника. Благодаря им могут без еды и отдыха целыми днями преследовать соболей, сохраняя при этом бодрость духа и остроту  глаза. Публикация произвела сенсацию, но последовавшие исторические события отложили почти на полстолетия изучение этого удивительного растения. Вспомнили о нём в годы Великой Отечественной войны. В 1942 году были проведены обстоятельные фармакологические исследования лимонника, которые подтвердили его целебные свойства. В результате препараты из лимонника стали поступать в госпитали для восстановления сил раненых бойцов, а настойку из ягод начали давать лётчикам при ночных вылетах для повышения остроты зрения.
         Листья лимонника летом  сверху блестящие, темно-зеленые, а снизу густо-пушистые. Цветет он бледно-розовыми, будто восковыми, цветами с характерным лимонным запахом. Этот запах присущ также плодам и листьям растения. Плоды лимонника - мелкие, словно покрытые глазурью горошины ярко-красного цвета - собраны в длинные изящные  грозди. Так и висят они почти всю зиму,  выделяясь на фоне белого снега, украшая участок.
      Мысль есть понятие материальное. «Всё мыслимое осуществимо» -говорил Мао- Цзэдун. И, действительно, сначала появляется мысль, потом чертёж-эскиз и только потом машина, сооружение, оборудование, произведение искусства. Слово – есть озвученная мысль. Оно ещё более материально К энергии мысли добавляется ещё энергия звука. Потом печатное Слово… Во времена ПетраI девиз государёва человека был «Слово и Дело Государёва». На первом месте стоит Слово. Наверное,  уже пришло время думать и говорить с любовью к друг другу и мир станет иным. Ведь мы все так взаимосвязаны и Творец дал нам столько радости для понимания жизни.


Рецензии