Сёстры и братья часть 2 глава 9

Роза Моисеевна
Родная сестра Лазаря Моисеевича Кагановича, руководителя Москвы, Роза Моисеевна тёплой весной 1934 года шла по Москве и невольно ловила восхищённые взгляды встречных мужчин.
- Какая красавица! - некоторые останавливались и смотрели вслед.
Хотя ей исполнилось тридцать семь лет, она сохранила яркую национальную красоту. С огромными чёрными глазами, смоляными, с фиолетовым отливом волосами и красивым точёным носом, эта женщина была исключительной привлекательности.
- Что хочет от меня Лазарь? - думала она, проходя Большой театр.
Роза Моисеевна встретилась с братом в доме № 2 на площади Дзержинского, где он работал. Разговор начал Лазарь:
- Иосифу Виссарионовичу сейчас необходим такой человек, как ты... Нужен врач, которому бы он мог довериться. Тебя он знает, потому поверит тебе и твоему лечению.
- Я нужна только как доктор? - спросила сестра.
- Ему нужна более устойчивая семейная жизнь, - напомнил Каганович. - Его дочери Светлане восемь лет. Мы должны, обязаны устроить ему семью.
Иосифу Виссарионовичу была необходима семейная опора. Недавно прошёл XVII съезд Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Он состоялся в Москве с 26 января по 10 февраля и получил название:
- «Съезд победителей».
Вся страна услышала, как вожди Октября славили его мудрость. Два десятка раз упомянул Сталина в своей речи Киров, проявив завидную изобретательность в эпитетах:
- «Кормчий великой социалистической стройки», «величайший стратег освобождения трудящихся»...
От Кирова поступило небывалое в истории съездов предложение:
- Принять к исполнению как партийный закон все положения и выводы отчётного доклада товарища Сталина.
Последовали бурные, продолжительные аплодисменты, все делегаты встали с мест. Всего через год после ужасающего голода съезд объявил:
- Построен фундамент социалистического общества.
Оказалось, что страна уже жила в долгожданном социализме.
- Ради которого свершилась революция, - напомнил Иосиф Виссарионович, - о котором столько мечтали все революционеры.
Депутаты заслушали отчёты о развитии промышленности. Нарком вышел на трибуну и спросил Президиум:
- Как я должен докладывать - коротко или подробно?
- Как хотите, можете коротко, можете подробно, но регламент три минуты, - ответил Сталин.
В партии занимал видное место секретарь Северо-Кавказского краевого парткома Шеболдаев. Он во время съезда пришёл к Кирову и сказал ему:
- Старики говорят о том, чтоб возвратиться к завещанию Ленина. То есть передвинуть Сталина, как рекомендовал Ленин, на другой пост, а на его место выдвинуть человека, который терпимо относится к окружающим.
- И кого хотят на его место? - спросил он.
- Хорошо бы выдвинуть тебя на пост Генерального секретаря...
Сергей Миронович сразу пошёл к Иосифу Виссарионовичу и рассказал о разговоре. Он некоторое время помолчал и ответил:
- Спасибо, я тебе этого не забуду!
Некоторые делегаты от Ленинграда тоже уговаривали Кирова, чтобы он согласился быть Генеральным. Сергей Миронович отказался и в гостинице дал взбучку ленинградской делегации за разговоры о его выдвижении:
- У нас один вождь, товарищ Сталин!
Завершая работу, съезд должен был избрать тайным голосованием высший орган партии Центральный комитет. В список для голосования было внесено ровно столько кандидатов, сколько следовало избрать. Кандидат, получивший более пятидесяти процентов голосов, считался избранным.
- Так что никаких случайностей быть не может... - заверил Иосифа Виссарионовича верный Каганович, ведавший организацией съезда. 
Делегатам были розданы бюллетени со списками кандидатов. Сталин демонстративно подошёл к урне и опустил туда списки не глядя. Это был призыв последовать его примеру. После подсчёта голосов председатель счётной комиссии Затонский взволнованно сообщил Кагановичу:
- Против Иосифа Виссарионовича подано почти триста голосов.
Каганович принял срочные меры. В официальном сообщении счётной комиссии он получил всего три голоса «против», Киров четыре.
- Я делегатов не прощу! - злился Сталин. - Никому верить нельзя!
На каждого чиновника имелся компромат. 10 июля ОГПУ стало подразделением НКВД. Наркомом был назначен Ягода, к тому времени он собрал досье на всю верхушку ленинской гвардии. Все любовные похождения «кремлёвских бояр» зафиксированы в распухших папках.
- Кандидат в члены Политбюро Рудзутак, - доложил он Сталину, - изнасиловал пятнадцатилетнюю дочь московского партработника и в Париже раздавал государственные деньги проституткам...
- Пусть пока погуляют! - ответил Иосиф Виссарионович.
Лазарь Моисеевич догадался, что Иосиф Виссарионович не доверяет и ему. Он решил задействовать свой главный козырь. Сестра Роза Моисеевна несколько лет состояла со Сталиным в постоянных интимных отношениях, но никогда не думала их узаконить. 
- А он захочет снова жениться? - сомневалась она, после предложения брата.
- Ты должна стать якорем, женщиной, которая не будет ему мешать, - настаивал Каганович, - не станет с ним спорить, женщиной, которую он, в конце концов, начнёт призывать и сам зайдёт к ней, как в тихую гавань…
Роза словам брата внимала проникновенно и безоговорочно восприняла их к действию. Среднего роста, с сильными ногами, широкими бёдрами и тонкой талией, она исповедовала основной жизненный принцип:
- Всё хорошо, что хорошо для евреев!
Роза Моисеевна с жаром откликнулась на просьбу старшего брата. Войдя в семью Сталина, она переделала сталинскую дачу в Кунцево. Она получила название:
- «Ближняя дача».
На старой даче в Зубалове он оставил детей Васю и Светлану. Здесь жили Надины родители Аллилуевы, сюда приезжали их многочисленные родственники: брат Павел с женой Евгенией, другой брат полусумасшедший Фёдор, её сестра Анна с мужем Станиславом Реденсом.
- Приезжают и родственники первой жены, Мария и Александр Сванидзе, и сын Сталина от первого брака Яков… - Розе Моисеевне это не сильно нравилось, но она терпела. 
После работы Иосиф Виссарионович не возвращался в кремлёвскую квартиру, ночевать уезжал на Ближнюю дачу, где его ждала Каганович.
- Квартира напоминает ему Надежду и ту роковую ночь... - знала она.
Роза Моисеевна наклеила на Ближней даче неяркие обои, завезла новую мебель и дважды в неделю устраивала приёмы, приглашая на них друзей, и, близкую подругу, врача Надежду Булганину.
- Её муж Николай, председатель исполкома Моссовета очень перспективный работник... - говорила она Сталину.
Окружающий его мир постепенно менялся. Под влиянием новой жены вождя формировался новый быт большевистских руководителей.
- Демократические нравы первых лет Октября, - наблюдал Лазарь Моисеевич, - езда членов семей в общественном транспорте, стояние в очередях вместе с согражданами, нехватка денег, отошли в прошлое.
Теперь детей Иосифа Виссарионовича возили в школу на машинах с охраной. Под Москвой на огромных участках земли возводились роскошные правительственные дачи со штатом охраны.
- На них трудятся садовники, повара, горничные, врачи, медсестры! - удивлялась Каганович. - Всё это за счёт государства.
У верхушки большевиков появились персональные спецпоезда, самолёты, яхты, множество автомобилей. Лётчики и водители обслуживали советских руководителей и членов их семей. Они практически бесплатно получали все продукты питания и все предметы потребления.
- Для обеспечения такого уровня жизни в Америке нужно быть мультимиллионером, - печально писал деятель Коминтерна академик Варга.
Бывшие царские резиденции и дворцы аристократии перешли к новой аристократии. Сталин получил Ливадийский дворец  царской семьи. 
- Хотя он отдыхает на госдачах Кавказа, - узнала Роза Моисеевна. – Дворец в Крыму пустует…
Роскошь, которой он развратил партию, принадлежала государству.
- Стоит ему убрать человека с государственного Олимпа, - понимала она, - как бывшие владыки превращаются в пыль… Но мне это не грозит, по-моему он привязался ко мне!
 
Моисей Давидович
На лето 1914 года семья Зальцман переехала в имение под Винницей, рядом с новым сахарным заводом Моисея Давидовича. Этот старый украинский город расположен на берегах Южного Буга, поэтому их подросший сын Исаак почти всё время проводил на рыбалке.
- Меня Паша Дроздов всему научил! - похвастался он матери.
Павел работал слесарем на заводе Моисея Давидовича и по просьбе Марины присматривал за мальчиком. Он был заядлый рыбак, но охотнее всего предпочитал ловлю налима чуть ли не круглый год, знал соответствующие места и способы.
- Чалдоны - крепкий народ! - часто говорил он.
Он попал на Украину из Сибири после тёмного случая. Говорили, что ударил ножом полицейского и чтобы скрыться от правосудия дошёл до железной дороги и сел в первый поезд, идущий на Запад.
- Молодой, но толковый, - понял Зальцман и принял его на работу.
Марина так уставала в бесконечных хозяйственных хлопотах, что часто ложась спать, не могла вспомнить прошедший день.
- Зачем мне всё это? - мучилась она перед сном. - Почему мы должны совершать каждый день тысячи движений, говорить сотни слов и всё для того, чтобы просто обеспечить нормальное течение семейной жизни.
От таким мыслей спать совсем расхотелось, хотя пять минут назад женщине казалось, что стоит добраться до кровати и она упадёт в объятия Морфея.
- Почему мы тратим столько сил и средств, чтобы просто поддерживать биение сердца, - Марина ворочалась рядом с храпевшим мужем. - И самое главное, для чего? Зачем люди зарабатывают деньги, потом покупают на них одежду и еду? Неужто для того, чтобы сходить в туалет, а одежду износить и выбросить. Должна же быть какая-то цель в жизни помимо простого воспроизводства телесной энергии…
Женщина прислушалась к странным звукам из соседней комнаты, где спал сын Исаак и, поняв, что он не проснулся, продолжила размышлять:
- Хотя для большинства людей это и является главной целью, как бы повкуснее поесть и послаще попить. Так они и проживают жизнь, без толка и результатов. А мы должны помимо этого простого воспроизводства создавать что-то новое, что оправдывает наше существование.
Марина перебрала в голове варианты и сделала окончательный вывод:
- Для женщин это, прежде всего рождение и воспитание детей. Для мужчин это работа и карьера. Но помимо этого единственное, что действительно ценное может остаться после нас это творчество. Причём в любом его проявлении. Вот чем надо заниматься, завтра и начну!
Она не заметила, как заснула. С утра навалилась куча дел. Несмотря на то, что она была женой владельца завода, ей приходилось каждый день решать множество житейских вопросов большого дома.
- Сил просто не осталось… - расстроилась Марина после ужина.
Настал вечер тихий и безветренный. Солнце село, запад был красновато-мутный от пыли и дыма. Засветился тонкий серп молодого месяца, под ним зеленоватым светом мерцала вечерняя звезда. 
- Бог создал человека, которому дал часть себя - душу, то есть  возможность выбирать, творить, думать, чувствовать добро и красоту! - сказала Марина супругу.
Моисей наслаждался отдыхом, но к словам супруги прислушивался.
- Хотя человек образ и подобие бога, он несовершенен, поэтому людям свойственно ошибаться, неверно распоряжаться свободой. В результате грехопадение в мир вошло зло. Люди должны вернуть себе Эдем, а Бог ничего не преподнесёт. Только тихонько направляет. Так человечество обретает смысл, люди идут от зла к добру, преодолевая в себе греховность.
- Цель жизни Царство Божие на Земле! - догадался Моисей Давидович.
- А ты только представь, - настаивала супруга. - Вдруг люди для бога, тоже самое, что для нас домашние животные?! Он также смотрит на нас свысока, как мы на кошек и собак. Любуется потешными играми людей, как мы радуемся, наблюдая забавные выкрутасы кошки с мячом. Иногда он придаёт нам верное направление в жизни небрежным движением, как мы останавливаем ногой собаку на прогулке, не позволяя броситься под машину.
- Мы часто жалуемся на него, - согласился он, - скулим от нехватки денег и счастья, как наши домашние любимцы вечно недовольны малыми порциями еды в миске.
- Также остаёмся в темноте, когда Бог выходит по делам из дома и выключает свет. Сейчас в мире такой момент. Мы сидим в тёмной комнате, словно ждущие возвращение хозяина коты и надеемся, что он не оставил нас навсегда и когда-нибудь вернётся!
Исаак по-прежнему пропадал на рыбалке вместе с Дроздовым. В любую погоду весной, зимой и осенью, несмотря на дожди, ветра, метели, выходил он на налимью охоту. Всегда приходил с добычей, по пятницам звал друзей, и они угощались водочкой под налимью печёнку.
- Ну, скажи, как ты их ловишь! - упрашивал его мастер Куцепалов. 
- Да как, - не выдержал Дроздов. - Трубами!
- Брось... Не может быть...
- Берёшь трубу... - объяснил он. - Смотря, какой налим тебе нужен. Покрупнее - побольше диаметр... Заклепываешь конец у трубы, набиваешь её кашей и опускаешь на дно, предварительно привязав...
- И что?
- Подходит налим, начинает жрать кашу, потихоньку продвигается в трубу, пузо у него распирает и он застревает там в конце концов... Ты его вытаскиваешь вместе с трубой, и на сковородку...
28 июня Зальцман вычитал в газете, что девятнадцатилетний студент, боснийский серб Гаврило Принцип, убил в Сараево эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда, приехавшего для ознакомления с  землями Боснии и Герцеговины, вместе с его женой чешкой Софией Хотек.
- Война! - побледнела Марина.
1 августа Германия объявила войну России, немцы вторглись в Люксембург. 3 августа Германия объявила войну Франции, обвинив её в нарушении бельгийского нейтралитета. На следующий день германские войска вторглись в Бельгию. Король Бельгии Альберт I обратился за помощью к странам-гарантам бельгийского нейтралитета. Лондон направил в Берлин ультиматум:
- Прекратить вторжение в Бельгию, или мы объявим войну Германии.
По истечении срока ультиматума Великобритания объявила войну Германии и направила войска на помощь Франции. 6 августа Австро-Венгрия объявила войну России.
- Это конец старой России! - сказала Марина. - Все мы уйдём в никуда… 
12 августа циркуляром министерства внутренних дел было предписано на манифестациях использовать новый флаг: Бело-сине-красное полотнище с чёрным двуглавым орлом в жёлтом квадрате у древка.
- Символика флага подчёркивает единение царя с народом, - радовался Моисей Давидович.
- Не нравится мне это нововведение! - призналась мужу Марина.
- Почему? - спросил он, идя под руку с ней по посёлку.
- Цвета флага подобраны неудачно, - объяснила она. - Белый цвет это символ мужского начала. Красный женского. Синий символизирует божественное начало. Для того чтобы страна под таким флагом развивалось гормонично нужно белый и красный цвет поместить рядом. Тогда мужская и женская энергия сольётся и даст результаты. У нас же они разъединены синим цветом, что предвещает наступление плохих времён для России.
Навстречу им шёл Дроздов с внушительным уловом.
- Что, с рыбалки? - поинтересовался Зальцман.
- Нет, ходил налимов спасать! - усмехнулся рыбак.
- Как спасать?
- Ну, вот трех вытащил, - похвастался он, - остальные утонули!
Разговор слышал Куцепалов. Утром мастер приволок в кузницу гору труб, аккуратно порезанных по метру. Он долго убеждал кузнеца Прокопьича помочь ему в важном деле, обещая, поделиться добычей.
- Тебе надо, ты и делай... - Прокопьич покрутил пальцем у виска.
Куцепалов разжёг горнило. Весь в поту, он оставшиеся полдня и весь
вечер плющил концы труб. Нанял извозчика перевезти это добро к себе на
двор. Потом купил в магазине при заводе много крупы.
- Всё смёл! - удивился продавец.
Наварив каши и отобрав трубы большего диаметра для первого раза, мастер погрузил их на тачку и выдвинулся на берег реки на ночную охоту.
- Что было потом, никто не знает... - сообщил Исаак родителям.
О трубах никто не вспомнил, зато у Куцепалова при виде Павла или при случайном упоминании налима начинал подозрительно дёргаться левый глаз.
- Уйди, от греха подальше! - предупреждал он Дроздова.
Павел понял, что злопамятный мастер не даст ему нормально жить и попросился в действующую армию, не называя причин.

 
 
продолжение http://www.proza.ru/2019/09/02/535


Рецензии