Студенчество. Лицей. Основные моменты

На иллюстрации всего лишь обложка выпускного фото, но этот образ очень хорошо передаёт общее настроение моих годов студенчества.

О том чтобы окончить десятый-одиннадцатый класс в школе - не было и речи. Во первых потому что школу я - ненавидела, а во вторых - на институт у моих родителей денег не было, да и училась я всегда средне, к тому же у нас в семье никто не имел высшего образования - все были трудяги. Поэтому у меня был выбор: железнодорожный техникум или лицей. В техникуме учился один из моих братьев, я помню эти бесконечные скучные чертежи с какими-то техническими деталями, конспекты, учебники. В общем технически-железнодородные темы явно не моё. Это брат у меня учился в математическом классе, плюс у него склонность к рисованию в абстрактном стиле, типа чертежей. А мне все точные науки всегда давались с трудом; если я что-то и рисовала то всё было в природном стиле - криво-косо-свободно. Поэтому я пошла учиться в лицей. Там учился ещё мой папа, потом старший брат. Тогда, конечно, это был не лицей, а ПТУ - профессионально техническое училище или в простонародье - бурса. Хотела пойти учиться на повара - чтобы уметь готовить, но мама сказала что это тяжёлая профессия. Тогда я подумала: может на парикмахера? Но в последний момент я узнала о нововведённой специализации и поступила на Оператора ПК.

Лицей. Там такая приятная атмосфера. Наверное за счёт старинной архитектуры здания. Широкие перила, деревяные полы, стены наполовину выполнены под тросник.Там нет каких-то обьёмных, больших пространств - там всё уютно, компактно, тесно. Особое настроение создаёт отсутсвие окон в коридорах. Окна имеются только в классных комнатах, в вестибюле и по одной маленькой форточке между пролётами лестниц. За счёт этого там всегда царил такой таинственный, немного даже мистический, полумрак - на лампочках, в лицее, экономили. Случалось отключали электричество, вот тогда в коридорах была вообще полная темнота! А темнота, как известно, друг молодёжи:) Но это так, небольшое лирическое отступление об особом духе этого здания. Думаю, тут дело не только в архитектуре и старине постройки, а может быть как раз и в старине - всё таки не одно поколение получило специальность в этих стенах.

Лицей - не институт. Думаю это понимают все. Идут туда учиться, как правило, те у кого нет денег на институт, или нет способностей. Поэтому среди учащихся у нас не было ни знати, ни мажоров, ни ботаников. И это хорошо. Все были людьми простыми, интересными и настоящими.
 
Наша группа считалась элитной, т.к. раньше здесь учили только на продавцов, парикмахеров, поваров, маляров, слесарей,  а тут вдруг ввели новую специализацию - оператор компьютерного набора. Группа называлась ОК. Мы учились 2,5 года - соответственно: 1-ОК, 2-ОК, 3-ОК. Мы в разговоре называли свою группу в первый год - одинок, а потом - два окей, три окей. И было в нашем составе: 28 девочек и 4 мальчика. Конечно же были в лицее группы и чисто мужской специализации, например: автослесари - там учились одни мальчишки. И это очень хорошо. Сравнивая свой горький опыт учёбы в школе, я только за разделение полов. На переменах, конечно, все перемешивались, общались и знакомись друг с другом. Но вообще такой вот женский коллектив был мне как елей на душу! Всё было замечательно. Все сдружились. Каждое утро мы приветствовали друг друга дружескими чмоками в губы. Это уже психологически располагает. А то, что день у каждого начинался с дюжины (а то и больше) дружеских поцелуев - думаю тоже было полезно для здоровья. Учась в лицее я совсем перестала болеть. А вот в школе я не вылазила с простуд: только вылечусь, выйду и опять. В лицее если и случалось простудиться, то я так сильно хотела вернуться на занятия, что выздоравливала очень быстро. Или болезнь проходила в лёгкой форме и я всё равно шла на уроки.

Сам процесс обучения студентов лицея это вообще отдельная тема. Хотя - кто знает, может я просто не в курсе и у многих было также?

Здесь, кто хотел чему-то научиться - тот учился. Кто не хотел - не учился, а занимался чем хотел. Например, многие загорали на спорт-площадке, или переписывали стихи друг у друга из блокнотов, или читали эзотерическую литературу (некоторые девчонки увлекались такими темами, да что там девчонки - помню учительница, по ОМЗ/ей как раз принесли книгу из Клуба Семейного Досуга, по гаданию плюс карты Таро/ вместо урока нам гадать стала, а потом оставила нам книгу и карты, и сказав "вот, занимайтесь дальше сами" ушла по своим делам)

Учителя были с нами на одной волне. От нас ничего не требовали - нам предлагали, нас заинтересовывали, нас не ругали - нас понимали, уважали, считались с нами, общались на равных. А не как в школе, помню учительница в начальных классах кричала на нас: "Вы - никто, вы - полный ноль", да, у каждого свои воспитательные меры, кто спорит:)

Нам не задавали домашних заданий. А если что-то и задавали - то очень редко. Всё было на уроках. Так что, придя домой, я всегда была свободна и могла заниматься чем хочу, а не уроками.

Так получилось, что меня вовлекли в активную жизнь лицея и мне это очень понравилось - я учавствовала в КВН, Брейн-ринг, мы создавали стенгазеты, часто проводились концерты, утренники в актовых залах.

Мало кто пришёл в лицей именно чтоб учиться, поэтому на разные олимпиады возили меня, в том числе и на областные. Мне это, конечно, было лестно, но в то же время - всегда немного шокировало. Хоть я люблю, когда предоставляется такая возможность, потешить своё самолюбие и тщеславие, но всегда адекватно и трезво оцениваю свои способности...  Но, как говорят: "Лучше быть первым парнем на селе, чем последним в городе:)!"

Экзамены и контрольные - это вообще класс. Контрольная по математике: берёшь задание, в зависимости от того какая оценка тебе нужна и.. делаешь его дома! Кто не мог сделать даже дома - переписывал у кого-нибудь поспособнее. По химии -  учитель сказал чтобы мы скинулись на книги "Ответы на билеты" - на экзамене он нам их просто раздал и мы оттуда переписывали на необходимый балл. По истории было посложнее: учительница нарисовала нам схему в каком порядке будут лежать билеты, чтобы каждый выбрал себе понравившийся номер и выучил заранее. Придя на экзамен каждый вытаскивал свой номер выученного билета, садился, типа готовился и выходил отвечал.

Наш мастер, по спецпредмету - вообще золотой человек (кстати, обложку, на фото, выбирала она) У неё самой рос сын подросток, поэтому она часто приносила нам разные интересные компьютерные игры (моя любимая - "Как достать соседа", мы даже после уроков оставались играть) обсуждала с нами актуальные для нас темы, да и процесс обучения спецпредмету был ею построен интересно и захватывающе. Как я уже писала выше - учителя не пичкали нас инфомацией. В лицее сделан акцент именно на развитие личности человека, а не на грамотность. Наверно поэтому мне сейчас так сложно расставлять все знаки препинания в тексте:)

Не знаю как было в других группах, но у нас, вручение дипломов, происходило очень торжественно. В актовом зале. Завуч называла фамилию, имя, отчество учащегося, дальше озвучивались все его достижения за годы учёбы. Учащийся выходил на сцену. Директор лично вручал диплом, обнимал, жал руку и искренне желал всего самого доброго и хорошего в будущей взрослой жизни. Было приятно такое внимание.

По окончанию, у меня была даже такая вот мысль -  зациклить бы эти два с половиной года на повтор и остаться здесь учиться навсегда. Потому что это были лучшие два с половиной года в моей жизни. Причём ещё и довольно неплохую стипендию нам платили за всё это безобразие :)


Рецензии
Замечательная глава, Яночка, понравились и описание стиля жизни в этом лицее, и что не перенасыщали информационно, и что не было палочной системы обучения...
"... учителя не пичкали нас информацией. В лицее сделан акцент именно на развитие личности человека, а не на грамотность. " - то есть, как я понимаю, и общение и сама атмосфера, царившие в лицее располагали к себе, а что до знаков препинания, то будешь если издаваться - есть корректура всегда:) С добром,

Константин Челлини   29.08.2019 07:31     Заявить о нарушении
Да, ты верно всё прочувствовал! Лицей -это замечательное заведение!) Спасибо большое за понимание и душевный отклик! Приятно)

Яна Щербина   04.09.2019 11:00   Заявить о нарушении
Моя грамотность - не худший вариант) Слушала радиоэфир о Пушкине - по успеваемости в лицее он был третьим с конца!)

Яна Щербина   04.09.2019 11:04   Заявить о нарушении