Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 42. Не в худой

                Сверчок
                Часть 2
               Коллежский секретарь
                42
                Не в худой земле…

               Наше православное учение...
               Илларион изложил учение в 11 веке.
               Вот оно!

        Бог вочеловечился в утробе непорочной Девы, оставаясь Богом, родился, принял славословие ангелов и пастухов, поклонение волхвов, бежал в Египет, крестился на Иордане, претворил воду в вино в Кане Галилейской, воскресил Лазаря, въехал на осле в Иерусалим, был распят, умер, разрушил ад.

               Иудеи не приняли Иисуса...
               Тогда пришли римляне и «Иудейство оттоле; погыбе».
               Старые мехи уподоблены иудеям.
               Новые мехи уподоблены язычникам воспринявшим благодать.
               Язычники обращены в веру посредством крещения и причастия.
 
               Митрополит Илларион в своем произведении пытается доходчиво разъяснить читателям сущность православной веры. Обращался митрополит не к простым русским людям, а к элите тогдашнего общества: кагану (теперь переименованному в великого князя), князьям, боярам, духовенству. И кажется странным, что знатной христианской верхушке общества надо было разъяснять суть православной веры.
              В своем обращении Илларион более всего останавливается на божественной природе Христа.

              Христос - Бог!

             В то же время митрополит постоянно подчеркивает и человеческий элемент сущности Христа.

           Христос - человек!

           «Вполне человек — от плоти человеческой.… Но вполне Бог — по Божественному, это не просто человек, явившиеся на земле Божеское и человеческое»; «Как человек, Материнское тело принял…»; «Как человек о Лазаре прослезился, и, как Бог, воскресил его из мертвых…»
Илларион в «Похвале» Владимиру цитирует литургическую формулу, которая не была известна в практике Восточной церкви, зато на Западе получила широкое распространение. Илларион слегка перестроил формулу.

 «Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat» (Христос побеждает, Христос царствует, Христос владычествует).

             Митрополит добавил еще одно звено!

 «Христосъ победи, Христосъ одоле, Христосъ въцарися, Христосъ прославися!»

             Этот гимн особенно часто пели при французском дворе в присутствии короля. Возможно, что Илларион принимал участие в одном из посольств, которыми обменялись в 1048—1051 гг. Киев и Франция по случаю бракосочетания французского короля Генриха I и Анны, дочери Ярослава Мудрого. Митрополит слишком уважительно для духовного лица в проповеди произносит похвалу русским князьям, которые сейчас считаются язычниками — Игорю и Святославу:

          «Похвалим же и мы, по силе нашей… нашего учителя и наставника великого кагана нашей земли Владимира, внука старого Игоря (о Рюрике Иларион ничего не знает), славного Святослава. Те в лета своего владычества мужеством и храбростью прославились…. Ибо не в худой земле владычествовали, но в Русской».

                Не в худой земле мы живем!
                Мы живем, под собою не чуя страны!
                Мы живём, точно в сне неразгаданном!
                Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
                Меня окружают Отеческие гробы.
                Меня связывает душа с родными местами.

           Древние, нынешние обряды. Кто бы я ни был, не отрекусь, хотя я беден и ничтожен. Рача, Гаврила Пушкин. Пушкины при Царях, при Романовых. Казненный Пушкин. При Екатерине II. Гонимы. Гоним и я…

                Два чувства дивно близки нам.
                В них обретает сердце пищу:
                Любовь к родному пепелищу.
                Любовь к отеческим гробам.
                На них основано от века
                По воле Бога Самого
                Самостоянье человека, -
                Залог величия его.
                Животворящая Святыня!
                Земля была б без них мертва;.
                Без них наш тесный мир – пустыня,
                Душа – алтарь без божества.


Рецензии