Что останется, когда догорит свеча?

Вопрос, который задаю себе.

          Яша долго гордился своей мечтой. Такая не у каждого. Сначала она у него появилась. Потом была. И вот, теперь он гордился тем, что она есть. Потому что не сбылась.
          Не заморачивайтесь. Всё просто. Ему с малолетства хотелось смотреть на звёзды. Но такое желание, понятное дело, мечтой не назовешь. Что тут сложного? Дождись ночи, выйди из дома и смотри. Или не выходи – можно прямо из окна. Но Яша был фантазёр. И придумал оригинальную идею: глянуть на звезды в телескоп. Вот это – мечта.
          Покуда времена его детства, юности и даже зрелости были давние, никаких телескопов в округе и в помине не водилось. Конечно, пора была не настолько далёкая, чтобы эту штуку ещё не изобрели, а всем казалось, будто мир катается на черепахе. Нет. Про мир было известно. И про землю, что она круглая, планетки там всякие открыты, галактики посчитаны. Но вот телескопом ни наука, ни система школьного образования Яшу не обеспечили. Не получилось.
          Ещё в семь лет он попытался смастерить прибор с помощью отцовских рук, картонной трубы и двух, чудом где-то свинченных, линз, но ничего не вышло. Не только звёзд, – даже медведей с картины Шишкина на противоположной стене комнаты было не разглядеть. Скорее всего подвел сбой в чертежах, выуженных со страниц журнала «Юный техник». А годики шли.
          В пятом классе Яшка выменял здоровенное стекло от корабельного иллюминатора и принялся за его шлифовку. По легенде таким же макаром какой-то юнец смастерил рефрактор, получая в письмах инструкции от знаменитого астронома. Легенда оказалась сказкой, стекло треснуло, а мечта осталась жива-здорова. Ничего ей не сделалось и в то время, когда взрослый Яша переехал из глухомани в город и уже мог в любой момент отправиться в планетарий и глянуть там в большущий телескоп. Он не хотел. Так и шло.
          Где-то в тридцать с хвостиком Яша вдруг впервые понял, что у него в руках не что-нибудь, а чудесная, давняя и не реализованная мечта, с которой он свыкся и расставаться жалко. Да и зачем? Этих звезд вон, на картинках, пруд пруди. Любуйся, какими хочешь. А мечта – единственная. Такую второй раз не найти. Яша ценил то, что буквально вырос с ней вместе, почти с пелёнок знал и любил. И стал гордиться. Ни у кого такой нет!
          Но не доглядел. Забылся, или по другому какому случаю, а очутился наш герой однажды у самого настоящего телескопа, полночи щурился в узенький окуляр на кольца Сатурна и спутники Юпитера, на красноватый Марс и загадочную спираль Андромеды, и на звёзды, звёзды, звёзды... Все, вправду, такие интересные, таинственные…
          На утро Яша проснулся. Один. Без мечты. Всё вспомнил и понял, что стал несчастным. Мечту он потерял. То есть реализовал. Свершил, ну, или как бы это ни называлось, только теперь её не было. Всем мечта хороша, да только оставаться сама собой не может, если уже случилась. Чик! – и нету.
          Яша затосковал. Как будто потерял лучшего друга. И было б здорово, если у этой истории появился счастливый конец. Но нет. Сделанного не вернёшь. Напакостил – можешь извиниться, разбил – склеить, упал – встать. А вот с мечтой такого не получится. Сбылась – значит навсегда.
          Яша и теперь смотрит на звезды. Смотрит и вздыхает. Без неё. Времени найти другую у него уже не осталось.

          © Игорь Шляпка, 2007


Рецензии