Об отце

        Трудно избежать субъективной оценки человека, который приходился тебе отцом. Но, чем дольше живу и чем лучше познаю жизнь, тем большее восхищение в моей памяти вызывает его образ.

        Мой отец Дмитрий Михайлович Тверитинов (1913 – 1993) прожил нелегкую, но достойную жизнь. Начну с того, что хотя и существует мнение о принципиальной невозможности аристократизма в нашей стране в силу сложившегося социального строя, отец все же был самым настоящим аристократом до мозга костей. Я это осознал далеко не сразу, а лишь спустя долгие годы, после того как отца не стало. Да и сам отец никогда и не подозревал в себе никакого аристократизма. Он просто им был по своей естественной сути. Лишь теперь я понял, что имел дело с настоящим живым реликтовым аристократом. В чем же суть этого свойства?..

        У автора настоящего повествования есть свое мнение по поводу аристократизма, который часто ошибочно отождествляется с интеллигентностью. При, казалось бы, внешнем сходстве этих качеств, между ними существует огромная разница, вплоть до противоположности. Аристократ – человек, уважающий себя, а значит – и свой род, и свою страну, и свой народ, свою историю, корни, традиции. Он свято чтит религиозные ценности. Отсюда произрастают патриотизм и любовь к Родине, жажда ощущать её величие и славу.
        Интеллигент же, как и подобает человеку умственного труда, наоборот, зачастую имеет критическое отношение ко всему вообще и, как думающий человек, сомневается абсолютно во всем. Еще совсем недавно в историческом девизе «За Веру, Царя и Отечество», он видел: в вере – архаический предрассудок и мракобесие, в монархии – тиранию и самодурство, в Отечестве – национализм. Иногда критическое мышление приводило его в непримиримую оппозицию по отношению к государству, доходящую вплоть до конфронтации к различным проявлениям общественной и политической жизни страны. Так, интеллигент, порою невольно, а иной раз и сознательно своими благими намерениями стимулировал разрушение государственности, подталкивая страну в адову пропасть. Подобное мировоззрение с патриотизмом и аристократизмом не может иметь ничего общего и содержит в себе немало далеких от симпатии веских оснований.
        Не берусь судить – что во всем этом хорошо, а что плохо. Но эти личные выводы сделаны мной на основании исторических наблюдений, прослеженных вплоть до современных веяний.

        Не перечисляя других, присущих аристократизму признаков, скажу только, что это качество отца проявлялось во всех сферах его жизни – от главного до мелочей: писал ли он научные статьи, пилил или колол дрова, философствовал ли, доказывая существование Бога, работал ли в саду и огороде, исполнял ли старинные романсы, аккомпанируя себе на гитаре и т. п. Кстати вспомнить, что именно необычайной музыкальностью отец и покорил мою мать – профессионального музыканта Лидию Васильевну, урожденную Надеждину, которая относилась к исполнению музыкальных произведений с повышенной требовательностью.

       Живя в семье преподавателей, Дмитрий и сам был прекрасно образован. К примеру, в школу он пошел учиться сразу в 3-й класс, – так хорошо был подготовлен дома. Трудовую деятельность он начал с 17 лет учителем сельских школ после окончания Раненбургского педагогического техникума. Лишившись вскоре отца (1932 г.), он стал основным материальным помощником своей матери, преподавая весь спектр школьных дисциплин средней школы, за исключением разве что физкультуры. Заочно Дмитрий окончил Тамбовский пединститут. Был учителем и завучем Кривополянской средней школы, затем инспектором Раненбургского РОНО.

       Добросовестный работник Раненбургского РОНО был замечен и переведен в 1950-м году в Рязанский ОблОНО на должность инспектора школ рабочей и сельской молодежи. В 1953 году за успехи на этом поприще Дмитрий Михайлович был награжден нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» [1] и орденом «Знак Почета» [2]. В 1956 году отец был переведен в Рязанский Институт Усовершенствования Учителей (ИУУ) на должность методиста по химии, а затем заведующим кабинетом педагогики. Директора подшефных Дмитрию Михайловичу школ с большим огорчением приняли его уход, считая его лучшим из инспекторов.
        - Ведь он никогда не повышает на нас голос, а скажет хотя и тихо, но так веско и значительно, что нам становится стыдно.

        Действительно, так и было – никто и никогда, ни при каких обстоятельствах не слышал от него ни одного грубого и, тем более, бранного слова. Трудно представить, чтобы отец на что-нибудь пожаловался, посетовал или грубо выразил неудовольствие. Обычно в соответствующих случаях от него следовала тягучая сакраментальная фраза: «Ну, ничего».

        Творческое отношение к инспекторской работе позволило отцу попутно собрать исходный диссертационный материал. Работая затем в ИУУ, он заочно окончил аспирантуру и в 1963 году защитил кандидатскую диссертацию [3]. В том же году мы переехали в Ульяновск, – отец был принят в пединститут на должность доцента [4] кафедры химии, как прошедший по конкурсу.

        В Ульяновске отец продолжил свои научно–педагогические опыты, организовав для этой цели в ряде школ специальные «экспериментальные» и «контрольные» классы. Он разработал и применил новую систему обучения химии, принципиально отличавшуюся от существовавшей, и доказал ее исключительную эффективность. Я сам был участником экспериментальных уроков по системе отца, которые у нас в 9-10 классах 33 школы проводила учительница химии Вера Ивановна Иванова, на себе ощутил мощное влияние этого нового направления в обучении. Его программа предусматривала развитие интереса у учащихся к предмету химии, самостоятельного и вдумчивого поиска подтверждений знаний на практике химических экспериментов (опытов). У меня даже вдруг на какое-то время проснулся интерес к химии, который я так тщетно пытался найти в себе раньше. И, как потом выяснилось, подобных случаев с учениками оказалось множество. Весь фокус этой методики заключался в соотношении категорий «знание» и «понимание». То есть цель ее состояла не столько в простом приобретении знаний, сколько в овладении глубоким пониманием предмета. Я даже как-то однажды принял участие в химической олимпиаде. Надо заметить, что и химические олимпиады, а также разнообразные химические кружки организовывались в Ульяновске под непосредственным руководством отца, за что он имел ряд благодарностей от администрации и признательность от общественных организаций [5].

        Между тем по результатам нового направления отцом была подготовлена докторская диссертация на тему: «Проблемы воспитания диалектического мышления в процессе обучения химии в общеобразовательной средней школе» [6]. Диссертация получила ряд положительных рецензий и отзывов. Однако до защиты дело не дошло. Возник ряд препон, исходящий от Академии педагогических наук. Видимо эта диссертация кому-то там сильно встала поперек дороги [7], что являлось обычной практикой того времени.

        Дмитрий Михайлович занимался своим делом не ради какого-либо признания, а ради самого научного увлечения. И даже после того, как Академию педагогических наук ликвидировали, он не стал возвращаться к защите. Все свои идеи он, так или иначе, изложил в своих научных публикациях – книгах, брошюрах и статьях. Их больше шестидесяти. В приложении к настоящему очерку приведены основные из них. Но все они лишь грань, очерченная рамками его специальности. В целом же спектр энциклопедических знаний и начитанность отца были столь широки и глубоки, что я всегда мог получить от него исчерпывающий ответ на любой вопрос.

        Но, к сожалению, в то время меня все же больше увлекали спортивные занятия, которые приходилось совмещать еще и с учебой в художественной школе. Всё это не оставляло мне времени проникнуться деятельностью отца, чтобы пойти потом по его стопам. Зато отцу удалось привить интерес к химии моему племяннику Кириллу Дмитриевичу Надеждину. В результате Кирилл в 1994 году окончил химфак МГУ с красным дипломом. (Ему тогда был всего 21 год).

      
        У всех членов нашей семьи отец всегда вызывал неизменное восхищение своим отношением к неожиданным поворотам судьбы и проявлениям жизни. Он мужественно и сдержанно переносил все жизненные невзгоды, источая искреннюю доброжелательность ко всему миру и людям, находясь как бы над реальностью, над земными проблемами и над всякой излишней эмоциональностью. Я с детства чувствовал исходящие от него спокойное бесстрашие и твердую мужественность. О его легендарной невозмутимости в нашей семье сохранилось немало легенд.

        Отец был полностью поглощен своей работой и, несмотря на состояние здоровья, никогда не брал больничного и ни разу никуда не опоздал. Причем он никогда и не спешил. Но почему-то всегда и во всем непостижимым образом оказывался первым. Все движения отца отличались природной неторопливостью. Сам он отшучивался на вопросы по этому поводу, ссылаясь на демонстрацию им химических опытов студентам, что как бы автоматически вырабатывает плавность и аккуратность движений. Речь отца так же отличалась сдержанностью и неторопливостью. Как-то его спросили:
        - А почему Вы так медленно говорите?
        - Видите ли, я работаю лектором, и мне платят не за количество произнесенных слов, а за часы, - отшутился он.

         Мучаясь перед смертью, отец не только не высказал ни слова жалобы на свое здоровье, но и категорически отметал любые вопросы о самочувствии. Вместо всего этого он тихонько пел... Когда однажды пришедшая врач спросила его, как он себя чувствует, отец произнес:
        - Хорошо. А как Вы себя чувствуете? - И, то ли, находясь в полузабытьи, то ли в шутку, добавил:
        - Простите... Я без галстука...

                _________________       

         Отец вышел на пенсию в 1986 году. А в 1987 году мои родители переехали в г. Троицк, Московской области.

        Всего отец проработал на ниве просвещения 55 лет. В семейном архиве кроме написанных им книг остались три портфеля с грамотами и правительственными наградами, среди которых, кроме указанного выше ордена есть медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [8], «За трудовое отличие» [9] и многие другие. В 1983 году в связи с семидесятилетним юбилеем и более полувековым стажем работы Министерство просвещения СССР наградило отца нагрудным знаком «Отличник просвещения СССР» [10].

        В 1993 году отец ушел из жизни, а вместе с ним безвозвратно ушел и неповторимый уникальный колорит его незаурядной и талантливой натуры.
               
                _________________
   


1. Удостоверение № 17544 от 28 октября 1953 года, подписанное министром просвещения РСФСР.

2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1953 года, № ордена 185669.

3. Д. М. Тверитинов. Связь преподавания предметов естественнонаучного цикла с производительным трудом учащихся 9-11 классов сельской школы. - Рязань, 1962. - 357 стр. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 1962. Диплом кандидата наук сер. МПД №000659. Москва, 3 июля 1963 г. Решением Совета НИИ общего и политехнического образования АПН РСФСР от 1 марта 1963 г. Тверитинову Дмитрию Михайловичу присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.

4. Аттестат доцента сер. МДЦ № 026684. Москва, 21 сентября 1965 г. Решением ВАК от 28 июля 1965 г. (протокол № 44/П) Тверитинов Дмитрий Михайлович утвержден в ученом звании доцента по кафедре «Химия».

5. Личный архив. Коллекция грамот.

6. Личный архив. Д. М. Тверитинов. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук (по методике преподавания химии). - Ульяновск, 1972. – 371стр.

7. В то время для некоторых ответственных структур - признание успеха отца было бы тождественно добровольной роли “унтер-офицерской вдовы”.

8. Удостоверение сер. В  за № 289878 от 15июля 1946 г.

9. Удостоверение сер. Г за № 340888 от 15 мая 1949 г.

10. Удостоверение № 22146. Решение № 272 от 24. 10. 1983 г. за подписями Министра просвещения СССР и Председателя ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

                __________________



                ПРИЛОЖЕНИЕ.

               
                СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ Д. М. ТВЕРИТИНОВА


1. Д. М. Тверитинов. Строение атома и периодический закон // Химия в школе. – М., 1955. - № 6.
2. Д. М. Тверитинов. О преподавании химии в свете задач политехнического обучения. // В помощь учителю химии. – Рязань, 1957. – Вып. 2.
3. Д. М. Тверитинов. Памятка инспектору по проверке состояния преподавания и качества знаний учащихся по химии // В помощь учителю химии. – Рязань, 1957. – Вып. 2.
4. И. Тихий, И. Григорьев, Д. Тверитинов. Совместная работа инспектора и методиста // Народное образование. – М. 1957, - № 6.
5. Д. М. Тверитинов. О связи преподавания химии с производительным трудом учащихся // Химия в школе. – М., 1958.- № 4.
6. Д. М. Тверитинов. О связи обучения с жизнью // Советская педагогика. – М., 1959. - № 10.
7. Д. Тверитинов, Т. Варламов, В. Михеева. Обучение и производительный труд. Заочный семинар руководителей школ // Народное образование. – М., 1959. - № 1.
8. Д. М. Тверитинов. Труд и знания неотделимы // Школа и производство. – М., 1960. - № 11.
9. Д. М. Тверитинов. О формах связи преподавания предметов естественно-математического цикла с производительным трудом учащихся 9-11 классов. Рекомендации сельским школам по вопросам соединения обучения с производительным трудом. - Рязань, 1961.
10. Д. М. Тверитинов. О связи теории с практикой в процессе преподавания химии // Химия в школе и в жизни. – М., 1961.
11. Д. М. Тверитинов, В. Л. Черкасов. Связь преподавания общеобразовательных предметов с производительным трудом учащихся сельской школы. – Рязань, 1961.
12. В. И. Селиванов, Д. М. Тверитинов. Соединение обучения с производительным трудом в условиях сельской школы. Методическое пособие. – Рязань, 1962.
13. Д. М. Тверитинов. О переподготовке руководящих работников народного образования // Народное образование. – М., 1962. - № 4.
14. Д. М. Тверитинов. Соединение обучения с производительным трудом как важнейший принцип воспитания школьников // Химия в школе. – М., 1962. - № 4.
15. Д. М. Тверитинов. У истоков педагогического мастерства. [О зав. Спасским метод. кабинетом Э. А. Леоновиче. Очерк]. – Рязань, 1962.
16. Д. М. Тверитинов. В помощь учителю химии // Сборник статей и методических материалов. – Саратов, 1965.
17. Д. М. Тверитинов. Развитие восприятия на уроках химии // Химия в школе. – М., 1969. - № 3.
18. Д. М. Тверитинов. Об изучении передового опыта учителей химии // Ученые записки УГПИ. – Ульяновск, 1971. – Том XXIV. – Вып. 2.
19. Д. М. Тверитинов. Некоторые вопросы теории познания в курсе химии средней школы // Химия в школе. – М., 1971. - № 3.
20. Д. М. Тверитинов. Вопросы методики обучения химии в средней школе. – Ульяновск, 1972.
21. Д. М. Тверитинов. Формирование приемов умственной деятельности в процессе решения химических задач повышенной трудности // Вопросы преподавания химии в средней школе. – Ульяновск, 1975.
22. Д. М. Тверитинов. Преподавание химии в VIII классе. Пособие для учителей и студентов пединститутов. – Ульяновск, 1975.
23. Д. М. Тверитинов. Курсовые работы по методике обучения химии // Химия в вузе и школе. – Ульяновск, 1975. – Вып. 2
24. Д. М. Тверитинов. Преподавание химии в IX классе. Пособие для учителей и студентов пединститутов. – Ульяновск, 1977.
25. Д. М. Тверитинов. Формирование у школьников элементов диалектического мышления при обучении химии // Развитие познавательных интересов и способностей в процессе обучения химии. – Челябинск, 1979.
26. Д. М. Тверитинов. Проблемы общей методики обучения химии // Химия в школе. – М., 1982. - № 5.

27. Д. М. Тверитинов. Подготовка к научно-исследовательской работе по методике преподавания химии. – Ульяновск, 1982.
28. Д. М. Тверитинов. Вопросы, упражнения и задачи по неорганической химии с обобщениями мировоззренческого характера. – Ульяновск, 1985.
29. Д. М. Тверитинов. Проблемы формирования научного мировоззрения учащихся. // Химия в школе. – М., 1987. - № 3.
30. Д. М. Тверитинов. Развитие диалектического мышления на уроках неорганической химии. // Химия в школе. – М., 1987. -


Рецензии
Спасибо! Замечательная и очень полезная статья!
На таких людей и надо равняться!
Ваш папа был красивым Человеком!

Понравились Ваши рассуждения об аристократизме и интеллигенции. К слову сказать, в других языках нет слова, тождественного слову "интеллигенция".

С уважением,

Татьяна Борисовна Смирнова   01.11.2023 14:37     Заявить о нарушении
Благодарю, Алексей, за любезно-предоставленный список работ Д.А. Тверитинова - хотя я по специальности не химик, а физик. И тем более благодарна, что книги эти поданы в очень удобно виде - белыми буквами на черном фоне и меньше утомляют зрение.

Татьяна Борисовна Смирнова   01.11.2023 15:08   Заявить о нарушении
Простите за ошибку в инициалах - память подвела)))

Татьяна Борисовна Смирнова   01.11.2023 15:09   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна Борисовна! Очень тронут Вашим отзывом!
Успехов Вам в творчестве!
С теплом и уважением,

Алексей Тверитинов   01.11.2023 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.