Об основном принципе коммунизма

Alexandr Kalikin
Назовите основной принцип КОММУНИЗМА.
Лев Полыковский
От каждого по способностям каждому по потребностям.
Alexandr Kalikin
ок.
Лев Полыковский
А что первично: потребности или способности?
Alexandr Kalikin
способности важней.
Лев Полыковский
То есть первичны и определяют потребности?
Alexandr Kalikin
СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Лев Полыковский
И это определено в учении о коммунизме?
Alexandr Kalikin
ДА. Коммуни;зм — теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Лев Полыковский
А как теория научного коммунизма относится к экономике и бухгалтерии человеческих способностей и дозированию удовлетворения человеческих потребностей в зависимости от нужд развития человеческих способностей?
Alexandr Kalikin
Коммунистическое общество или коммунистический строй — тип общества и экономической системы, характеризующийся общей собственностью на средства производства, бесплатным доступом[1][2] к предметам потребления, бесклассовым обществом, а также отсутствием государства и денег.Коммунизм в узком смысле — финальная фаза развития общества, являющаяся вторым этапом после социализма, при котором средства производства становятся общей собственностью уже на этом этапе, а общество перестаёт делиться на классы. Лозунг по потребностям отражает коммунистический идеал производства и распределения его результатов. По марксистскому представлению, производство должно базироваться на добровольном использовании своих способностей членами данного общества. Результатов такого труда должно вполне хватать для свободного удовлетворения потребностей всех людей без необходимости какого-либо эквивалентного обмена при распределении товаров и услуг. Такая схема будет возможна в результате очень высокой производительности труда, которая будет достигнута в развитом коммунистическом обществе.
Лев Полыковский
Это противоречивое понимание оптимальной эффективности общественного производства.
Alexandr Kalikin
ЭТ кто как понимает....я противоречий не вижу.
Лев Полыковский
1.Если "производство должно базироваться на добровольном использовании своих способностей членами данного общества", то не все захотят работать по призванию. Почему? Вследствие неравенства людей в аспекте раскрываемости их общественнополезных способностей. Легче всего раскрывают свои способности люди с самораскрывающимися способностями и легко раскрывающимися способностями. И они наиболее легко могут вписаться в общество с очень высокой производительностью труда. Но их меньшинство причём подавляющее. И высота производительности труда будет тормозиться людьми с различной степенью трудности раскрываемости способностей. Если разбить людей на категории по трудности раскрываемости их основных ключевых способностей, то, чем труднее раскрываются способности какой-то группы людей данной категории, тем больше их, чем людей из категории с более легко раскрывающимися способностями. Не зная своих основных ключевых способности из-за трудности их раскрываемости, большинство людей не смогут работать по призванию и труд будет приносить им больше огорчения, чем радости. И это будет тормозить рост высоты производительности труда и порождать социальное неравенство на этой основе. Значит потребуется экономика человеческих способностей, с бухгалтерией учёта раскрываемости человеческих способностей и трудностей такой раскрываемости и потребуется фундаментальные разработки условий раскрываемости человеческих способностей. Люди будут поставлены перед необходимостью становиться подопытными в исследовании этих вопросов. Такая реальность будущего развития человечества.
Лев Полыковский
То есть принцип: от каждого по способности каждому по потребности несправедлив. Ведь он даёт больше возможностей людям с самораскрывающимися и легкораскрывающимися способностями.
Alexandr Kalikin
Нет справедлив......никто не виноват что одни родились талантливы другие нет. Общество будет стараться сделать всех людей счастливыми не смотря на их отклонения от нормы.
Лев Полыковский
Без анализа вами той ситуации, которую я описал, утверждение о том, что "общество будет стараться сделать всех людей счастливыми не смотря на их отклонения от нормы " выглядит голословным . Во-первых, почему вы считаете, что родиться вундеркиндом, гением и талантом является нормой, а родиться с трудно раскрывающимися способностями, является аномалией. Во-вторых, некоторые педагоги и психологи утверждают, что все рождаются гениями, но неправильное воспитание и обучение в семье и в школах убивает в детях их тягу к саморазвитию. В-третьих, принцип всестороннего и гармонического развития личности подвергается большому сомнению некоторыми психологами и педагогами.
Alexandr Kalikin
....Ну....это всего лишь доктрина....в полной мере не прошедшая испытание на живучесть....хотя элементы такой программы присутствуют и в нашем социуме и весьма успешно работают...
Лев Полыковский
Какая именно доктрина? И возникает вопрос: была ли когда-нибудь где-нибудь в мире справедливая система организации общества, ориентированная на принципы: всё во благо человека, всё во имя человека, осознающая, что каждый человек уникален и неповторим, бесконечен в себе и что только ошибки в семейном воспитании и развитии ребёнка и воспитании и развитии его в обществе делают одних успешными и процветающими, а других безработными, или нищими духом, бросают их на самое дно общества? И является ли идея возвышение человека через его ключевой позитив во всей полноте реализованной человечеством?
Alexandr Kalikin
Доктрина простая коммунистическая от каждого по способности каждому по потребности.
Геннадий Ростовский ответ Льву Полыковскому

Вы дискутируете с оппонентом, исходя (может, сами того не замечая) из того, что люди останутся в основном такими же, как и сегодня, по своими моральным и физическим качествам.
Это неверно.

Выдержки из личной переписки известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова.

1969 год, Иван Ефремов:
Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности.
Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны.
...
Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.
...
Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?
...
1971 год:
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.
...
Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.
...
Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя. Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособленный/неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики.
...
Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. – это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора. Единственный путь преодоления этого комплекса через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете. Ergo обучение и воспитание должно начинаться с обучения психологии как истории развития человеческого сознания и истории как истории развития общественного сознания. Физика, химия, математика – обязательные, но далеко не достаточные дисциплины для сознания современного человека с его огромной плотностью населения и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов, необходимым для поддержания текущего социального устройства.
...
Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей.
...
За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам.
...
То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира.
Лев Полыковский ответ Геннадию Ростовскому

Спасибо за подсказку. Целиком с Вами согласен. Это лишь подтверждает мои идеи. А вы не думали над вопросом в чём причина потери нравственности? Я где-то это исследовал в связи с моими идеями. Надо поискать.
Alexandr Kalikin
Нравственность — это базовая характеристика общества, влияющая на состояние духовной безопасности страны, демографические процессы. Ценностное пространство нравственности представляет собой вариацию выбора между ценностью и антиценностью. Пироведенный Центром научной политической мысли и идеологии анализ показал, что для русской ментальности характерны 12 ценностных блоков, определяющих жизнеспособность российского государства: труд, душа (духовность), коллективизм, нематериальные ценности, любовь (семья, дети), инновационность, альтруизм, терпимость, ценность человеческой жизни, сопереживание, креативность, стремление к совершенству....отношение нашего общества к нравственности весьма размыто каждый третий или пятый респондент считает допустимыми в некоторых случаях либо требующими снисхождения. Это пьянство и алкоголизм, 19% считают их иногда допустимыми, а 4% призывают отнестись к ним снисходительно. Обогащение за счет других (18 и 4%), проституция (13 и 9%), хамство, грубость, нецензурная брань (23 и 3%), публичное проявление неприязни к людям иной национальности (22 и 7%), деловая необязательность (22 и 7%), дача и получение взятки (29 и 4%). Иэто ещё не всё...злоупотребление алкоголем считают морально неприемлемым 64% респондентов; курение марихуаны — 78% опрошенных; увлечение азартными играми — 56% респондентов (из них 24% считают, что это не вопрос морали); уклонение от уплаты налогов — 53% (из них 24% также считают, что это не вопрос морали); супружескую измену считают неприемлемым 58%, многоженство — 73%, секс вне брака — 23%; аборт — 36%; получение взятки — 63%, дачу взятки — 56%....Вот срез нравственности нашего общества....
Лев Полыковский
Большое спасибо за информацию. Но всё же есть ли какая-то общая и главная причина падения нравственности именно с Вашей точки зрения. Я такую причину знаю, как мне представляется.
Alexandr Kalikin
.....В одном старом советском фильме ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ...герой так ответил на этот вопрос...ГОСПОДИ.....ЕСЛИ ТЫ НАС СДЕЛАЛ ТАКИМИ УБОГИМИ....ТУПЫМИ...КРОВОЖАДНЫМИ И НЕ СПОСОБНЫМИ МЕНЯТЬСЯ К ЛУЧШЕМУ......СОТРИ ТЫ НАС С ЛИЦА ПЛАНЕТЫ И СДЕЛАЙ ПО НОВОМУ....ЧИСТЫМИ...УМНЫМИ....ХОРОШИМИ ПОРЯДОЧНЫМИ ЛЮДЬМИ.....Это вольное изложение мыслей того героя ленты....точный текст не помню......
Лев Полыковский   
У меня причина социального неравенства и борьбы между людьми сводится именно к человеческим способностям. Некоторые целую жизнь тратят на поиск себя в профессиональном плане и так и уходят в могилу не реализовав себя. А человек не на своём месте испытывает огромный дискомфорт, который деформирует всё его существование. И таких людей 96%. Они мешают жить и тем 4% людей, которые нашли своё профессиональное место в жизни. Не классовая борьба определяет развитие общества, а именно профессиональная неустроенность по призванию большинства людей. Человек не на своём месте главная причина социального дискомфорта и конкуренции между людьми, борьба за место под солнцем. Когда общество станет бесклассовым на первое место выйдет социальное неравенство по человеческим способностям.

      Геннадий Ростовский ответ Льву Полыковскому

"А вы не думали над вопросом в чём причина потери нравственности?"

Приведу выдержку из своей давней статьи 90-ых годов:

...К сожалению, наш человек в своей массе изменился – и не в лучшую сторону. Многие научились грести только под себя. Мол, от себя гребут лишь бульдозер и курица. Бульдозеру всё равно, он железный, а курица – дура.

Прошедшие десятилетия, годы культа, застоя, губительных «реформ» не прошли даром, сделали своё дело. Под давлением страха, лжи, разочарований человек стал хуже по сравнению с тем, каким он был в 20-30-ые годы. Когда, зажжённые огнём революции, мечтой о близком рае равенства и братства, о коммунизме, жили в бараках, шли на работу с песнями, пылко и самоотверженно возводили могучую индустрию. Романтику тех лет нельзя обесценить никакими пересмотрами и пересчётами. Она была всенародной, исполненной глубокой веры, и люди трудились, делая чудеса. Порыв этот длился поразительно долго. Его не могли исчерпать ни голод, ни тяжкий быт, ни раскулачивание, ни повсюду возникшие «враги народа».

Но со временем почва народного доверия истощилась. Моральные показатели падали. Честности становилось меньше, а халтуры – больше. Убыль коснулась, казалось, не зависимых от политики черт: заботы о родителях и детях, семейных устоев. Прибавилось злости, жестокости.

Наверное, нет для человека ничего более гнетущего, чем разочарование в вере, в идеалах – это отбирает соки жизни, делает её бесцельной, утратившей смысл.

Тот, кто легко сменил свою веру, не имел никакой. Не меняю своих убеждений, как перчатки. Коммунистическую идею принимаю потому, что считаю её воплощением всего гуманного, нравственного и справедливого, что было создано умом и сердцем человеческим за все годы существования цивилизации. Сегодня эта идея в глазах большинства народа дискредитирована, и невозможно убедить людей снова, что она в своей основе всё-таки правильна. Наверное, сменится несколько поколений, прежде чем обида и разочарование забудутся, а историческая необходимость снова заставит к ней вернуться. Она будет реабилитирована в той или иной форме, с другой, может быть, терминологией.

В.И. Ленин в своё время писал: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни». Но «двигать дальше» охотников у нас в стране находилось немного. Разрешалось это только вождям. А те осторожничали в силу разных причин. Остальных же объявляли ревизионистами – людьми, подвергающими ревизии святое, основы основ.

Да, многие догмы марксизма-ленинизма устарели давно и безнадёжно, а за них всё цеплялись и цеплялись наши идеологи-догматики. Советский Союз всё больше и больше отставал в своём развитии от Запада, а нас продолжали потчевать сказками о его загнивании. Нет, капитализм оказался жизнеспособен и динамичен, притом воспринял от нас социальные программы, мобилизовал возможности научно-технического прогресса. Да, он эффективен, потому что зиждется на жадности и лидерстве. Но также и на любознательности – от образованности. И на некоторой идейности – от христианства. В основе – индивидуализм, даже эгоизм. Но они тренируют тело и волю.

Вдохновляет ли на подражание эта вечная гонка конкурентов? Сильных – да, слабых – нет. Годится ли она как идеал для человечества? Нет, потому что большинству граждан это тяжело и счастья не обещает. Люди не могут жить только ради куска хлеба или нового коттеджа, иначе они, как правило, несчастливы. Кроме того, планета не выдержит такого сумасшедшего потребления ресурсов.

Наш знаменитый хирург и писатель Николай Амосов, который провёл в своей клинике более 50 тысяч операций на сердце, свыше 30 лет руководил отделом в Институте кибернетики имени В.М. Глушкова, где вместе с коллегами занимался созданием эвристических моделей сложных систем – от организма до общества. В 1969 году ему удалось напечатать маленькую брошюрку – «Моделирование общественных систем», тиражом 100 экземпляров, но её быстро изъяли.

В своей статье «Реальности, идеалы и модели» (Литературная газета, октябрь 1988г.) он писал: «Почитаешь наших учёных, так получается, что всё, что ниже глаз – почти как у шимпанзе, а выше – продукт общества; сделай революцию, уничтожь частную собственность, повторяй лозунги – и коммунизм обеспечен.
Почему не получилось?
Люди оказались неподходящие. Не такие, как думали. Впрочем, в этом и сейчас никто не признаётся….
В нашей литературе есть несколько ошибочных, на мой взгляд, представлений о человеке. Вот они:
• Люди принимаются одинаковыми. В действительности диапазон различий – по набору потребностей и силе характера – примерно 1:3;
• Воспитуемость считают почти безграничной. Мол, из каждого воспитанием можно сделать ангелочка, и он ещё передаст своё ангельство потомкам. Это неверно. К сожалению, степень воспитуемости неизвестна. Мы берём в своих моделях 40-50 процентов;
• Коллективизм в человеке сильнее индивидуализма. Как раз наоборот: человек прежде всего эгоист. Хотя альтруизм ему присущ и воспитуем.
• Ещё один предрассудок: бедные и угнетённые являются носителями высших моральных ценностей и поэтому призваны принести их всему человечеству. Этому нет доказательств»…

Лев Полыковский ответ Геннадию Ростовскому

Целиком согласен с Вами и Амосовым. И мои идеи об обществе будущего тоже соответствуют этим мыслям.

Alexandr
Я думаю что ваша позиция развития общества....по сути не верна. Развитие общества определяет не профессиональная неустроенность как вы говорите....этот аспект на мой взгляд вообще не играет большой роли в развитии общества а является побочной гармоникой...Основной же силой движения развития общества являются природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторическая движущая сила - способ производства материальных благ....Всемирный прогресс и интеграция мировых тенденций общества в развитии этого прогресса...это лично моё мнение....

Лев Полыковский
Логически Вы мне ничего не доказали. Но в Ваших взглядах наметилось противоречие. Вы считаете основным принципом коммунизма принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Вы также согласны, что способности первичны, а потребности вторичны. Почему же вы не допускаете, что основной принцип коммунизма определяет способ производства при коммунизме? Если распределение материальных благ определяется общественнополезными человеческими способностями, то следовательно оптимальная конфигурация человеческих способностей (оптимальная кадровая политика, оптимальная педагогика раскрытия человеческих способностей) определяет успешность развития коммунистического общества. Для реализации оптимальной экономики следует переходить от экстенсивной медицины к интенсивной, (от здравоохранения к здравосозиданию), от экстенсивной педагогики к экстенсивной (от общеобразовательной педагогики к педагогике общеобразовательно-человекосозидательной в аспекте раскрытия человеческих способностей) и аналогично интенсивную демографическую политику, и интенсификацию всех других сфер общества: науку, производство, культуру.
Alexandr Kalikin
....Конечно
Когда общество станет бесклассовым на первое место выйдет социальное неравенство по человеческим способностям...НО ведь это закон ПРИРОДЫ И как бы мы его не скрашивали он всегда БУДЕТ...Разные люди - разные способности....не каждый может быть пилотом истребителя...но каждый будет знать что у него будет кров сытный ужин и мягкая постель в к концу трудового дня....
Лев Полыковский
Спасибо за признание. Но с каких это пор мы останавливались перед подобными трудностями. Вся история человечества свидетельствует о том, что мы шаг за шагом улучшали жизнь человека во всех сферах: в преодолении классовых противоречий, в решении бесчисленного множества социальных и технических проблем медицины, педагогики, психологии, освоения космоса и микромира. Моя теория социального регулирования методом оптимизации человеческих способностей и является развитием основного принципа коммунизма. И именно решение этих вопросов является постепенное преодоление основного противоречия коммунистического общества. Об этом в моих статьях на странице "Лев Полыковский Философия" на сайте проза.ру Если Вам интересно, присоединяйтесь к моим исследованиям.


Рецензии