Парадокс творчества. Маленькое эссе

Существует наиважнейший пласт изучения жизни, людьми редко замечаемый в силу «среднего культурного уровня» - это литературоведение, биографии и воспоминания современников. Очень заметно, когда человек не читал подобной литературы - он не видел, не знал, как одного и того же человека поливали грязью или осыпали конфетти с разных точек зрения совершенно разные люди. Когда одни в воспоминаниях писали с придыханием:"ах, вот это был человек!" или "вот была глыба!", а другие рвали зубами его труды, приговаривая: "тварь, подонок, дегенерат"...
В литературной среде такие книги (воспоминания современников, дневники, биографии) - основа айсберга.
Человек, видевший, как самых великих одни обожали, а другие унижали, больше не будет верить желтой прессе и ее дешевым сенсациям, будет понимать, откуда "ноги растут" у любого «явления личности народу».
Литературоведение - это создание контекста над внутренними миром личности.
Допустим, берется с полки Евгений Онегин... текст со всеми его смыслами изучается досконально, и после этого автором исследования пишется в МЕЛЬЧАЙШИХ ПОДРОБНОСТЯХ обо всех деталях жизни Онегина (и его создателя) - от того, что задумывал еще в колыбели сам "наше все", до того, какая погода обычно стояла в Шушенском, через описание травли и гнева завистников и конкурентов (что в книге, что за ее пределами)...
Вся мотивация психологии, изгибы психики - чужой и авторской, случаи жизни, пути мироздания, все объяснено и показано, ко всему подведены ниточки, связывающие текст с жизнью, показывающие параллели и иносказания...
То же можно найти в дневниках и переписке, где внутренние посылы и позывы автора, все его реакции на окружающее и окружающих, все его мнения и сомнения открыты для читателя.
Изучив книгу, ты узнаёшь многое.
Изучив по ней литературоведческую и сопутствующую составляющую, ты узнаёшь еще больше.

Однако, стоит предупредить читателя...

Читаешь слова, душу твою радующие - не лазай в домы тех, кто писал слова сии!
Ведь море только издалека синее, только с птичьего полета голубое. А поди, возьми горсть воды морской - не увидишь ты в ней ничего синего и голубого, лишь воду соленую, горькую, мутную, глаза разъедающую. Только глаз орла видит величие океана, только око птицы вознесшейся наблюдает божественный цвет моря. Спустись - и опустишься, зайди в глубины - и потонешь, исследуй дно земляное - и увидишь там только тину, грязь, песок и чудищ морских, и завязнешь; и чудища искусают тебя; и навряд ли выйдешь оттуда чистым и живым. Любишь красоту моря - люби лишь эту красоту, и не желай большего. Не лижи языком своим красок, которыми написана божья картина. Что для глаз - то не для вкушения. 

Казалось бы, но сейчас автор статьи противоречит сам себе! Автор поправит вас - не противоречит, а, скорее, создает литературно-духовный парадокс.

Резонно, что, познав высокую литературу, у многих читателей возникает вопрос - как расширить свои познания? «Мы прочли книгу, поняли о ней всей, что дальше»? Обыденная логика подсказывает, что было бы интересно изучить самого писателя, его принципы и саму его жизнь. Та же обыденная логика снова подсказывает нам, что для этого надо читать биографии, дневники, переписку и так далее - что, казалось бы, может сказать нам о человеке лучше, чем его частные, интимные записи? Ведь это «живая жизнь», здесь нет ничего «искусственного», нет, собственно, и «искусства» как такового.

Но...
Именно здесь мы сталкиваемся с очень интересной вещью, лежащей далеко-далеко от поверхности... - чем меньше искусства в тексте, тем меньше оно походит на реальность. Даже если это дневник или биография!
Вспомните, как бедны и скучны абсолютно все фильмы-биопики... - именно поэтому. В этих сухих документах нет искусства, это «сухая реальность», обезвоженный труп чужого сознания. Ты познаешь детали из «настоящей жизни», но ничего не понимаешь в человеке - как бы не старался. Вернее, тебе кажется, что ты узнал - увы!...
Как познать дух личности, если ты смотришь на записи из метрики, «родился в таком-то году, женился тогда-то, скончался тогда-то»?...
Как познать душу поэта, когда застаешь его жалующимся на жизнь или грубо ругающимся в каком-нибудь кабаре?
Как познать художника, если ты смотришь на фотографию того, что он писал красками по холсту?...

Поэтому так ценны для культуры именно импрессионисты в живописи - они видят не тот мир, что видят все, но показывают его нам через свою призму, через свои мазки, через свои краски, отобранные душой и «чувством прекрасного» - они отображают то, что видит их душа, а не глаза. В картинах того же Ван Гога прекрасно заметно то, о чем мы говорим: заметно это высшее чувство, через которое он видит мир - у него не просто поля, у него чувство, ощущение этих полей- чувство желтого цвета, ощущение текстуры колосьев и так далее; в каждом мазке видна его, и только его, рука.
Так и в книгах художественных, в противовес биографическим - вы можете познать внутренний, уникальный мир творца, если будете следить за художественной составляющей мысли человека, стоящего за текстом.

И чем глубже продумана абсолютная выдумка художественной литературы, художественного фильма, чем более детально она украшена другими выдумками и фантазиями, чем качественнее это сделано - тем больше это придуманное походит на реальности жизни, и тем больше говорит об авторе. Вернее, о том, какое чудо его посещало - чудо вдохновения, чудо дара свыше.

И если вы хотите познать творца - читайте его книги...


Рецензии
Интересный текст. Спасибо автору.

Алексей Курганов   29.08.2019 09:23     Заявить о нарушении
Вот интересно Ницше подметил. "Хорошие рассказчики — плохие объяснители. У хороших рассказчиков изумительная психологическая точность и последовательность, поскольку она выступает в поступках их героев, стоит в прямо-таки смехотворном противоречии с неопытностью их психологического мышления; так что их культурность иногда кажется необычайно высокой и уже в следующее мгновение — печально низкой. Весьма часто случается, что они явно ложно объясняют своих собственных героев и их поведение — здесь не может быть никаких сомнений, как бы странно это ни звучало. Быть может, величайший пианист-виртуоз лишь мало размышлял о технических условиях и специальной годности, негодности, полезности и доступности обучения каждого пальца (о дактилической этике) и делает грубые ошибки, когда говорит о таких вещах".
Часто за личностью писателя величие его творчества не видится. Пушкин тоже с удивлением отмечает это обстоятельство - "Ты, Моцарт, не достоин сам себя!"
Но чаще умелая именно в этом личность разжигает себя в глазах обывателей так, что становится незаметной убогость её творчества... Вот и думай... о личностях:)

Александр Васильевич Гринь   29.08.2019 12:05   Заявить о нарушении
Спасибо и читателю за понимание и добрые слова

Андрей Корсаков   29.08.2019 12:34   Заявить о нарушении