Щиты на палаццо и портоланах
Сицилия с древних времён считалась местом поклонения Зевсу (Остров священных быков в "Одиссее" Гомера). Орёл, царственная птица Зевса, часто изображался на монетах сицилийских городов, например, Агригента (Агридженто). Правда, на нынешнем гербе этого города мы видим атлантов, держащих на своих плечах крепость, но орёл оказался в гербе Сиракуз. Древние эмблемы Сиракуз - колесницы или морское божество и дельфины.
Первым символом города Рима было изображение Капитолийской волчицы (скульптура V века до н.э.).В республиканские времена появился и девиз Рима: "Сенат и народ римский" ("Senatus Popolusque Romanus"). В дальнейшем как символ чаще всего использовался орёл Юпитера Капитолийского, постепенно ставший атрибутом всего Римского государства. Ныне римский орёл остался в гербе города Тиволи, расположенного в окрестностях Рима и знаменитого дворцово-парковым ансамблем.
Языческой римской волчице вообще "не повезло" - она напрочь удалена с герба города в Средние века, когда бывшая столица империи стала центром владений западного христианского первосвященника - папы. Кормилицу Ромула и Рема заменили крест и фигуры апостолов Петра и Павла. В 1140-ых г.г. горожане, изгнав папу, временно провозгласили республику. Вернув себе власть в Риме, папы пошли на некоторые уступки, в частнсти, восстановили рядом с крестом на щите городского герба древний девиз в виде аббревиатуры SPQR. Что касается волчицы, то спасительница Ромула и Рема как элемент официальной символики периодически с 1870-ых годов (после ликвидации в объединённой Италии Папской области) заменяла в гербе Рима крест, но это не было официально закреплено, и вновь она появилась лишь на эмблеме Олимпийских игр 1960 г. в Риме.
Девизами "Сенат и народ"(по типу Римского)украсили гербы также средневековые коммуны городов Реджо-нель-Эмилия (Эмилия-Романья), Беневенто (Кампоания), Палермо и Сиракуз (Сицилия).; изменялись лишь последние буквы - в соответствии с названиями городов. Орёл на гербе Палермо - эмблема злейшего врага пап императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена, избравшего замок Палермо своей резиденцией. Красный крест в белом щите - знак патрона Реджо-нель-Эмилия Просперо; есть также второй девиз на ленте - "PACE BELLOQUE FIDELIS" ("Мир, войны - верный"). Символы Беневенто - бело-красное рассечённое знамя и изображение мифического калидонского вепря, которого связывают с этим краем местные предания.
Раньше всего в средневековой Италии начался расцвет приморских городов - таких, как Пиза (Тоскана) и Амальфи (Кампания). В Х-ХI в.в. на кораблях этих торговых республик появились кресты на парусах. Символ стойкости и праведности - крест - приобрёл на гербах этих городов якоревидную форму. На гербе Пизы - белый(серебряный)крест на красном фоне; амальфийский символ изображён на голубом фоне. В дальнейшем кресты Пизы и Амальфи стали восприниматься и как символы Северной и Южной Италии. Они вошли, как и кресты Пьемонта и Венеции, в четырёхпольный герб Итальянского королевства 1861-1946 г.г., частично употребляемый в Италии и сейчас.
Символом Флорентийской республики в XIII в. стало изображение красной лилии(ириса) на белом поле. Герб напоминает о смысле названия Флоренции (Цветущая). Несмотря на частые политические и военные потрясения, герб Флоренции не менялся.
Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной,
Весь день в пыли твоих Кашин?
О, сладко вспомнить безнадежность:
Мечтать и жить в твоей глуши;
Уйти в твой древний зной и в нежность
Своей стареющей души...
Но суждено нам разлучиться,
И через дальние края
Твой дымный ирис будет сниться,
Как юность ранняя моя.
(Александр Блок. 1909 г.)
В гербах многих городов Северной и Средней Италии нашла отражение символика их владельцев - князей и тиранов. Чёрно-белые флаговые цвета правящих родов представлены в гербах Сиены (Тоскана) и Феррары(Романья),красно-белые - в гербе Лукки(Тоскана). Голубой и синий герцогские кресты в золотом поле - примета Пармы и Модены. Цвета Сиены, например, объясняли легендой о сыновьях брата Ромула Рема - Сении и Аскии, будто бы бежавших сюда из Рима на лошадях этих мастей...
Необычен герб города Римини. Кроме бело-алого креста на красном фоне (цвета тиранов Малатеста), с Х века на городской печати изображались достопримечательности римского времени - арка Августа и мост Тиберия.
На древних монетах сицилийского города Катана изображалась скачущая лошадь. В Средние века у Катании(так видоизменилось название города)сложился другой герб: красный инициал"А" - по имени покровительницы города святой Агаты и слон в лазоревом поле. Слон стал символом Катании как напоминание о древней легенде. Во время осады Катаны карфагенским полководцем Магоном карфагеняне издевательски пообещали, что снимут осаду, если в акрополь с его узкими воротами войдёт слон. Ночью защитники городской крепости разобрали часть стены и ввели слона через проём. Магону пришлось уйти, а слон стал восприниматься как своеобразный защитник города, символ стойкости.
На гербе крупного города Тосканы Ливорно изображён замок. На флаге над башней латинский девиз "FIDES"(вера).А до XVIII века гербом Ливорно был красный Пизанский крест на белом поле.
Прихоти пап, императоров и тиранов горожане противопоставляли самоорганизацию. Это нашло отражение, например, в гербе Болоньи (Романья, ранее - Папская область), известном с XIII века. Два из его четырёх полей символизируют коммуну (характерный гвельфский красный крест в белом поле), а два лазоревых поля с девизом "Libertas" - "Свобода" - "символ народа".
А наследие противостоявшим гвельфам гибеллинов - было-красные полосы и клетки гербов Бари, Барлетты и Альтамуры в Апулии.
Знаменитый город Романьи - Равенна - имеет своим главным символом приморскую королевскую сосну или пинию. Такие царственные деревья, ещё в древности шедшие на постройку этрусских судов, до сих пор растут в окрестностях города, образуя рощу Пинета. Именно там Данте видел свой "сумрачный лес", в котором он, вступив в расщелину, начал путешествие по загробный мирам.
Средь курчавых лоз
Я ехал, череду метаморфоз
В себе таили смуглые оливы
И пинии, — строги и горделивы.
Был волен бег, и были сокровенны
Мечты, — я имя древнее Равенны
Твердил, движенью в такт, пока закат
Кармином не дохнул на небоскат.
(Оскар Уайльд. "Равенна". Пер. О.Кольцовой.)
Меж сосен сонная Равенна,
О, черный, золоченый сон!
Ты и блаженна, и нетленна,
Как византийский небосклон.
(Михаил Кузмин. "Равенна")
Герб Равенны в нынешнем виде сложился в 1441 году. Жёлтый и красный - цвета синьоров Полента. Два льва означают мужество и великодушие. Корона с башнями напоминает о мощной крепости последних римских императоров.На ленте -титулгорода:"Felix Ravenna"("Счастливая Равенна").
Ещё в IX веке в Венеции сложилось республиканское правление. Утверждение венецианцев на море способствовало росту самосознания жителей республики, что отразилось и в символике города-государства. В Сирии венецианцы обрели (похитили?) мощи святого евангелиста Марка и перевезли их в заложенную тогда церковь, которую посвятили новому святому покровителю города. С конца Х в. в Венеции строился кафедральный собор Святого Марка; эмблема Марка - крылатый лев - стала символом Венеции и более всего известна как скульптура на колонне на площади св.Марка. В гербе Венеции золотой чудесный лев с раскрытым Евангелием и надписью "Евангелие от Марка" изображался сначала на зелёном холме в голубом поле; затем ( в XVI-XVII в.в.)поле герба стало красным - по цвету поля венецианского флага. Современный герб вновь изображает крылатого льва в лазоревом поле; герб венчает шапка дожа.
Кем открыт в куске металла
Ты, святого Марка лев?
Чье желанье оковало
На века — державный гнев?
«Мир тебе, о Марк, глашатай
Вечной истины моей».
И на книгу лев крылатый
Наступил, как страж морей.
Полузверь и полуптица!
Охраняема тобой,
Пять веков морей царица
Насмехалась над судьбой.
В топи илистой лагуны
Встали белые дворцы,
Пели кисти, пели струны,
Мир судили мудрецы.
Сколько гордых, сколько славных,
Провожая в море день,
Созерцали крыл державных
Возрастающую тень.
(Валерий Брюсов. "Лев святого Марка")
Большинство городских гербов Пьемонта сохраняет традиционный для этой области савойский белый крест в красном поле (Асти, Кунео), встречается он и в Ломбардии (Павия, Комо, Новара). В гербе столицы Ломбардии, "европейских ворот Италии" Милана - красный крест на белом, но его происхождение отличается от подобных гербовых щитов более южных городов. Считается, что крестовый герб св.Георгия (Сан-Джорджо) был утверждён в городе в 1138 г. от императора Священной Римской империи в память о миланцах, первыми водрузившими крест в Иерусалиме после его взятия крестоносцами в 1099 г. (некоторые знают эти события по опере Дж.Верди "Ломбардцы в первом крестовом походе"). До этого в гербе города был дракон - герб рода герцогов Висконти ( а ранее - древний символ Ломбардии). Хотя Ломбардская лига использовала флаг св. Георгия ещё с 1066 года, а ранее такой крест связывался с Амвросием Медиоланским (IV век) - святым покровителем города. Именно с таким крестовым гербом и знаменем ломбардские города победили Фридриха I Барбароссу в битве при Леньяно в 1176 г. (ещё одна знаменитая опера Верди). Правда, с усилением миланских герцогов (XV век) вновь, как городской, стал использоваться перекрёстный четырёхпольный герб Висконти и Сфорца (дракон и орёл). Восстановил крест в гербе Милана только Наполеон в нач. XIX в., но как! Крест был изображён прогнувшимся под императорским орлом и вензелем N вверху...
(Такое "геральдическое хулиганство" император французов предпринял не только в Милане, но и в ряде других покорённых им земель. Венецианский лев...встал на колени перед надменным орлом, а роскошная флорентийская лилия превратилась в какой-то прилизанный цветочек...)
В прежнем виде крест в гербе, как ни странно, восстановили австрийские власти после 1814 г., но с короной Габсбургов в навершии. После образования объединённого Итальянского королевства и до наших дней используется тот же герб с башенной короной.
Есть у Милана ещё один символ наподобие талисмана - статуя Мадонны 1774 г. на шпиле Миланского собора (Мадунина, как её любовно называют). Ей посвящён гимн Милана - песня "Мадунина", написанная Джованни Д'Анци в 1934 г.
Герб Кремоны в средние века поменял серебряный крест в красном поле на белые и красные горизонтальные полосы (гибеллинов; впрочем, во всех случаях белый цвет в Италии также означал народ, а красный - аристократию. В правом лазоревом поле герба Кремоны изображён необычный символ - рука с мячом. Хроники рассказывают, что в 1300 г. этот знак был дарован городу в честь победы гонфалоньера Джованни Балдесио на турнире. Окончательно этот "спортивный" символ был закреплён в гербе лишь в 1951 году.
Белые поля в гербе с красным крестом Мантуи долгое время дополнялись чёрными орлами Священной Римской империи. Позднее орлов удалили, а в левом верхнем углу появился портрет римского поэта Вергилия - уроженца Мантуи. Это редкий случай изображения на городском гербе в Италии известного человека, причём не правителя или святого, а деятеля культуры.
Первым гербом Монцы была луна с человеческим лицом - знак местной власти (XIII век). Позднее её заменили корона и крест императора Оттона II, который короновался в Монце в 996 году. Поле осталось лазурным.
Гербы крупных городов области Венето - Падуи и Вероны - опять же являются крестовыми (красный крест на белом фоне и золотой на синем).
"Говорящими" можно считать гербы столицы Пьемонта Турина и северо-восточного приграничного города Триеста. Название Турин восходит к "turo"(бык, тур). С XI века бык изображался на городской печати и в оформлении зданий Турина. Следует вспомнить, что могучее животное с древности считается символом Италии ("страна тельцов"). На современном гербе бык золотой в синем поле. На площади Сан-Карло имеется рельефное изображение быка, вмурованное в мостовую, приносящее по поверьям удачу.
Происхождение названия Триест спорно; его производят и от праславянского "тростник", и от словосочетаний "три поселения", "три домашних очага" (по-гречески Тригест, по-латыни Тергестум). На гербе, известном с XIII в., изображались скипетр или копьё с тройным наконечником в форме листьев и соцветия тростника. При Наполеоне этот знак изображался на фоне трёх полос флага Франции, при Австрийской и Австро-Венгерской империи (до 1918 г.) - на фоне флага Австрии; соответственно в верхней части помещались наполеоновский и австрийский орёл. Ныне восстановлен исконный вид герба - белый наконечник-трезубец в красном поле.
Столица Южного Тироля - Тренто (Тридент) с 1407 г. имеет в гербе чёрного орла св. Вацлава на белом фоне - в знак того, что город служил резиденцией императорам, в том числе Карлу IV, королю Чехии, а ранее, в 1339 г. - Иоанну Люксембургу Чешскому.
Красный крест на белом поле Сан-Джорджо был издавна, по крайней мере, с 1099 г. флагом и гербом могущественной Генуэзской торговой республики. Герб поддерживают щитодержатели - два грифона, символы богатства. Под гербом помещается девиз Генуи - "Верна морю".
А вот в гербе столицы итальянской части Савойи - Валле д'Аоста - города Аоста на задних лапах стоит серебряный лев в чёрном поле; верхняя часть щита - Савойский крест. Лев - символ королевства Бургундия и Арелат, властителям которого принадлежала и Савойя.
На гербе центра области Марке - Анконы - закованный в броню золотой всадник со шпагой в красном поле. Красный и золотой - цвета старинного городского знамени. Очевидно, что это - знак рыцарских времён, но во всаднике часто видят Георгия Победоносца и даже императора Траяна. Внизу - девиз на ленте:"Ancon Dorica Civitas Fides"("Дорийская Анкона - город веры", город основан потомками дорийцев - сиракузянами в 390 г.до н.э.).
C древности грифон считался хранителем золота и других драгоценностей. Грифон в гербе столицы Умбрии - Перуджи - указывает на некогда имевшиеся в этом крае месторождения золота, ценившиеся ещё во времена этрусков.
Герб Неаполя, в прошлом - столицы Королевства обеих Сицилий, долгое время не был постоянным. В XV-XVI в.в. на щите изображались и жёлтое и красное горизонтальные поля, и красный крест в серебряном поле. Был и вариант, отягощённый символами государств и династий, подчинявших в разное время юг Италии. Там помещались и норманнский крест, и анжуйские лилии, и арагонские красные и жёлтые полосы. Впоследствии остался только предельно простой вариант с двучастным жёлто-красным щитом. Не все геральдисты согласны, что дело тут только в Арагонской династии, правившей на юге Италии. Возможно, что эти цвета ещё - след византийской принадлежности Южной Италии, включая Сицилию, в VI-XI в.в., так как красный флаг с золотым крестом ещё в V веке утвердился в Константинополе.
Именно такой красный щит с золотым крестом - герб Мессины в Сицилии. Герб венчает корона в виде крепости, его обрамляют виноградные лозы. Символами Мессины в древности были изображения зайца - символа покровителя города бога Пана и стилизованного дельфина. Красно-жёлтые полосы - и в нижней части герба Салерно(Кампания). В верхней его части - покровитель Салерно святой Матфей со своим Евангелием и пером. Внизу - надпись:"Hippocratica civitas"("Город Гиппократа"). Конечно, это - дань знаменитой медицинской школе-академии, существовавшей в Салерно с IX века.
Из гербов других городов Кампании выделяется Нола - в лазоревом поле золотые колокол и пять пчёл; щит на груди императорского двуглавого орла Карла V. В V веке епископ Павлин Ноланский изобрёл впервые в Европе церковные колокола, пчёлы - знак трудов Павлина, учёного человека и поэта. Само название Кампания дало имя колоколу в ряде языков. В какой-то степени колокол символичен для Нолы и как родины Джордано Бруно.
Герб герцогов Кампобассо - корона и шесть замковых башен - стал гербом одноимённого центра их владений, ныне - столицы области Молизе. С XIII века известен герб столицы Абруццо города Л'Акуила - "говорящий" орёл в короне. Считается, что он связан с императором Фридрихом II, давшему местечку городские права в 1229 г. Девиз начертан на щите -"IMMOTA MANET"("Остаётся"). В 2009 г., после катастрофического землетрясения, при восстановлении города этот девиз зазвучал особо...
Феодальный герб - лев, диагональная линия, по которой лев "повышается" (ранее изображали лестницу) и три звезды - составляет также основу символики столицы ещё одной области Юга Италии - Базиликаты Потенцы.
Герб центру Калабрии - Катандзаро даровал в 1528 г. император Карл V. На груди императорского орла - овальный герб: герцогская корона над тремя горами в красном поле. Орёл держит в клюве ленту с девизом:"Sanguinis Effusione"("Истекающий кровью"- имеется в виду храбрость горожан во время Итальянских войн). Город на крайнем выступе материка у Мессинского пролива, напротив сицилийской Мессины - Реджо-ди-Калабрия(древний Регий)получил герб в 1465 г. от Фердинанда Арагонского. В лазоревом щите св. Георгий поражает копьём дракона при небесном знамении перед фигурой спасённой царицы, символизирующей название города. Гербовый щит окружает круглая печать с девизом: "Urbs Rhegina Nobilis Insignis Fidelissima Provinciae Prima Mater Et Caput" ("Город Регий - благородный символ доверия, первая метрополия и столица провинции").
Герб столицы Сардинии - Кальяри - сложился в XVIII в., когда остров с 1718 г. входил в состав Пьемонта (Сардинского королевства). На четырёхпольном щите два поля несут сардинский белый крест на красном фоне, а два других - изображения замков посреди лужайки и на берегу моря. С 1493 г. до XVIII в. вместо Сардинского креста изображались арагонские красно-золотые полосы, а щит был ромбовидной арагонской формы. Оба замка в то время изображались над морем. Нынешний овальный щит поддерживают два тритона с рыбьими хвостами и человеческим обликом до пояса. Так что здесь - и древние морские поверья сардов, и средневековые сеньоры, и смена королей.
С 1867г., после образования единого Итальянского королевства, впервые в истории страны были официально утверждены все городские гербы. К уже существовавшим добавились новые, в основном созданные для городов юга. Среди них - герб сицилийского города Трапани (древнего Дрепана) - стилизованное изображение римского акведука, других руин и башен над волнами моря в красном поле. Над постройками - серп, символ сельскохозяйственного труда. В 1867 г. был утверждён и герб горного городка Тревизо в Альпах на юге Тироля(до 1866 г. принадлежал Австрии). В центре гербового щита - латинское название города Tarvisium. Внизу - руины древнего Тарвизиума, а в верхней части - три крепостные башни. Это - одни из гербов, характерных для XIX века, в которых центральное место занимают изображения построек (позднее герб Тревизо изменился - стал белокрестовым в красном щите с двумя звёздами, а прежний герб отдан провинции Тревизо)).
В 1885 г. принцем Альбертом новый курорт на побережье Лигурийского моря - Сан-Ремо. Через 11 лет Сан-Ремо получил герб, на котором изображён царственный лев, обхвативший лапами пальму.
Между прочим, ещё одна унификация гербов городов в Италии была проведена при режиме Муссолини. Произошло нечто напоминающее наполеоновское "творчество", но без всякой выдумки: ко всем щитам "пришили" верхнюю красную планку с ликторским пучком - символом фашистов. Разумеется, это было отменено в 1945-1946 г.г.
Несколько слов о формах щитов городских гербов. До XVI в. в Италии обычной была овальная форма - так называемый итальянский щит. Затем распространилась мода на щиты французские(прямоугольные и выступом внизу)и испанские (прямоугольные с закруглением внизу). Именно такие гербовые щиты сейчас у большей части итальянских городов. Итальянский щит характерен сегодня лишь для особых случаев. Но овальные щиты с рельефными символами, завораживающими глаза, на века остались на стенах дворцов-палаццо и начертанными в старинных рисованных картах - портоланах...
Свидетельство о публикации №219082900015