О влиянии эмиссии денег

           История знает не мало примеров того, как в рамках  государственной финансовой политики происходили события, когда действия государства, осуществлявшего эмиссионную политику, посуществу были направлены на ограбление собственного народа.
               Ещё во времена Императора Нерона имела место практика уменьшения содержания золота в монетах без изменения номинала, которая имела разрушительные последствия для Империи. Однако, порой неконтролируемая эмиссия денег была продиктована объективными факторами, но при этом вряд ли была оправдана. Например, в связи с последствиями участия тех или иных государств в войнах, особенно тогда, когда те или иные страны оказывались в числе побеждённых.  Об этом свидетельствуют многочисленные примеры новейшей истории.
Инфляция в Венгрии побила все известные прежние рекорды. В августе 1946 года 829 октильонов (октильон 1 с 22 нолями; 1х 1022)  обесцененных форинтов были равны стоимости одного довоенного форинта. Американский доллар стоил три октильона форинтов.
 
           В 1947 году японские рыбаки и фермеры пользовались весами, чтобы взвешивать валюту и мелочь, а не утруждали себя пересчитыванием. С 1938 по 1948 год цены в этой стране (Японии) повысились в 116 раз. /1/

          Всякий раз после проигрыша в войнах ХХ века инфляция в Германии также носила катастрофический характер. Германская Веймарская республика - это пример того (не первый и не последний) как слабое правительство продержалось в течение какого-то времени с расстроенными инфляцией финансами, вследствие участия в войне. (И в какой-то степени используя для этого механизм инфляционного давления. Прим. автора)
         
          27 апреля 1921 года немецкому правительству был предъявлен ошеломительный счёт на репарационные выплаты союзникам на 132 млрд. золотых марок.
         
          Эта сумма многократно превышала то, что Веймарская республика могла собрать со своих налогоплательщиков. Имея огромный бюджетный дефицит, Веймарское правительство пустило вход печатный станок, чтобы оплатить свои счета.

          В 1922 году уровень цен в Германии поднялся на 5470%. В 1923 году положение дел ещё более ухудшилось, уровень цен вырос в 1 300 000 000 000 раз. В октябре 1923 года чтобы послать письмо из Германии в США надо было заплатить 200 000 марок.
Цены росли так быстро, что официанты по нескольку раз меняли цены в меню за время завтрака. Иногда посетители ресторанов платили за съеденный обед вдвое больше той цены, которая значилась в меню, когда они делали заказ. На фотографиях того времени были изображены немецкие домохозяйки, разжигавшие печи бумажными деньгами, и дети, игравшие пачками связанных бумажных денег, похожими на кубики. /2/ 
 
            Интересен тот факт, что важную положительную роль в судьбе экономики Веймарской республики сыграла Советская Россия в связи с размещением огромного заказа по производству паровозов. Правительственную комиссию по закупке паровозов в Германии возглавлял профессор Ю.В.Ломоносов, который несколько позднее размещал на немецких заводах заказы, связанные со строительством тепловоза, предназначенного для участия во всемирном конкурсе изобретателей, объявленном Советской Россией, и, в котором, он лично принимал участие.

        Очевидно, что импульс стабилизации, возникший под воздействием финансирования немецкой промышленности, занимавшейся строительством паровозов и, в последствии, тепловозов, непосредственно связан с направленностью инвестиций в осуществление изобретений на транспорте. Однако, важным обстоятельством в данном случае является то, что изобретения, связанные со строительством тепловозов, были созданы в другой стране. Имел место импорт инвестиций для реализации фьючерсных, еще не созданных изобретений. Под воздействием условий конкурса этот процесс вышел за рамки Германии и по существу охватил весь мир. На конкурс по созданию тепловоза было представлено 64 проекта. 
       
         Разнообразная картина воздействия эмиссии денег, как и поступление их из вне (в рассмотренном случае из России в Германию) за истекшее время обрела своё развитие и многообразие форм в связи с реализацией плана Маршалла по восстановлению Европы  в 1947 – 1951 годах ХХ века. Забегая вперёд, скажем, что в истории вряд ли найдётся какой- либо экономический проект, пусть даже увековеченный Нобелевской премией, который бы мог бы сравниться по своему значению для развития планетарных экономических процессов, с планом Маршалла. Характерно, что проект этот был разработан человеком далёким от экономики – Джорджем Кэгплетом Маршаллом, единственным пятизвёздочным генералом армии США, а в период 1947 – 1951 годов госсекретарём при президенте США Трумэне. Как военный Дж. Маршалл прославился на посту начальника штаба В.С. США, когда он всемерно поддерживал план высадки Союзных войск в Нормандии. Он был ведущим разработчиком десанта численностью более миллиона человек, обеспечивал руководство по его разработке и реализации.
          По сложившейся традиции датой рождения плана Маршалла стало 5 июня 1947 года, когда государственный секретарь Джордж Маршалл выступил на конференции в Гарвардском университете с изложением программы восстановления Европы. Но дело в том, что никакой программы в этом выступлении изложено не было. План Маршалла необходимо понимать, как некое изобретение, направленное на использование избыточной долларовой массы для запуска европейской экономики, разрушенной войной и лишённой собственной устойчивой валюты. Первоначально речь даже не шла о кредитах на тех или иных условиях, напротив речь шла о безвозмездной помощи. При освещении мероприятий по восстановлению Европы, основной упор делают на предоставление кредитов, как на главный источник возрождения экономики. Но кредиты играли не столь значительную роль.
 
       Очевидно, что этот проект содержал огромную политическую составляющую, которая имела своей целью восстановление не только хозяйственно-экономической деятельности, но и всей системы участвовавших в этой программе государств по восстановлению отношений собственности и всех принципов государственного устройства. Продолжение политического курса обрело своё выражение и в военной области, выразившееся в создании военного союза НАТО, и других военных союзов по его образу и подобию в других частях света, и ответного военного союза, сложившегося в Восточной Европе, - «Варшавского договора». 
Маршалл в выступлении сказал, что «европейцы должны сообща договорится, что им нужно, и что они смогут преодолеть все проблемы, если к их решению подключатся Соединенные штаты». Роль США, по мнению Маршалла «должна состоять в дружеской помощи при выработке европейской программы и последующей поддержки такой программы, насколько мы сможем практически это сделать. В заключении он призвал американцев «взять на себя высокую ответственность, которую история налагает на нашу страну». Вот и все, что было сказано в этой речи. Никакой программы восстановления Европы (European Recovery Program) Маршалл не излагал и не предлагал.

         «План Маршалла» как изначально не был планом, так никогда им и не стал. Это была по словам заместителя руководителя программы по реализации помощи Европе Х. Кливленда «серия импровизаций и непрерывных международных действий» (цит. по Эллвуд Д.У. «План Маршалла. Стратегия, которая принесла плоды»).
 
          По инициативе президент США Гарри Трумэна и госсекретаря Дж.  Маршалла 12 июня 1947 года в Париже было собрано совещание с участием представителей  16 стран Западной Европы. На встречу приглашались и представители СССР и стран Восточной Европы, но они отказались участвовать, подозревая США, и не безосновательно,  в попытке взять под контроль всю экономику Европы.

          Сейчас много разговоров о том, что СССР зря отверг «руку помощи», но забывают, что американцы, в качестве предварительного условия, требовали выведения коммунистов из состава правительств стран, которым будет оказана помощь. И это требование неукоснительно выполнялось уже к 1948 году, времени начало первых мероприятий, в правительствах стран Западной Европы не осталось не одного коммуниста. Кроме того СССР не мог быть объектом получения помощи по «плану Маршалла», так как объявил о бездефицитности своего бюджета. Эти обстоятельства говорят о том, что СССР изначально не рассматривался как адресат помощи в рамках мероприятий по восстановлению Европы.
  Отправной точкой комплекса мероприятий, которые впоследствии получили  название «План Маршалла» стал принятый 4 апреля 1948года Конгрессом США Закон об экономическом сотрудничестве предусматривавший четырехлетнюю  программу экономической помощи Европе.
С помощью комплекса мероприятий под названием  «План Маршалла»  был поставлен под полный контроль США Западно-европейский рынок сбыта. Но самое главное, за счет чего Европа смогла восстановить экономику после войны, это то, что американцы пустили на свой рынок европейских производителей. Кредиты, выдаваемые США Европейским странам были важным, но не решающим обстоятельством. Именно с допуска на американский рынок у Европы появилась возможность окупить свои инвестиции, и перезапустить экономику через развитие уже внутреннего спроса.
           Восстановление и рост послевоенной экономики Европы был вызван в первую очередь спросом в США./3/
          
           Не следует, однако забывать, что кредиты в этом плане восстановления Европы действительно играли второстепенную роль, прежде всего потому, что определяющая часть финансовой помощи послевоенной Европе носила безвозмездный дружеский характер. Что же касается кредитов, то они были необходимы для устранения платёжного дефицита в торговле  Европы и США, когда восстановленная промышленность Европы оказалась способной производить товары, имевшие спрос на американском рынке.

           Однако, вернёмся к плану Маршалла в его оригинальной версии. Своё участие в решении послевоенных проблем Европы Америка реализовала путем безвозмездной передачи на европейский финансовый рынок более 12млрд.$, которые стали основным платёжным средством на европейском континенте, а также ресурсом для оплаты поставок товаров и оборудования из США. При первых же признаках восстановления производства в Европе,  Америка открыла свой рынок для европейских товаров, что бы исключить платежный дефицит в закупках американского экспорта, который достигал 7,5млрд.$. Располагая значительным торговым флотом, который сформировался во время Второй мировой войны, США взяли на себя задачи челночной транспортировки продукции США- Европа. Избыток долларовой массы, накопившийся во время войны, в США, работал на всех направлениях, обеспечивая платёжными ресурсами, все важнейшие моменты восстановительных процессов в послевоенной Европе. Результаты не заставили себя ждать. За два года Европа восстановила довоенный уровень производства. Четырёхлетняя программа помощи Европе была выполнена полностью и во всех компонентах. Но этого не произошло бы, если бы не два очень важных момента. Первый - речь Джорджа Кэгплета Маршалла 05 июня на  конференции в Гарвардском Университете, прежде всего была обращена к американскому народу, благодаря чему идеи сотрудничества и дружеской помощи со стороны США стали делом чести каждого американского гражданина. Вероятно, здесь берут начало идеи Роберта Лукаса о важности понимания народом планов правительства и сознательном участии агентов рынка в экономических преобразованиях осуществляемых правительством. Второй момент состоял в том, что послевоенное восстановление  происходило и в СССР, и в странах Восточной Европы; и темпы восстановления были не менее интенсивными, а результаты впечатляющими. В экономическом плане в основе восстановления стран народной демократии лежали совершенно другие принципы, основанные на плановой экономике и господства государственных форм собственности. Именно в критических условиях хаоса, кризиса, войны – эти принципы не раз показывали свою действенность и приводили к успеху. Кроме того, немаловажно то, что СССР вышел победителем во Второй Мировой войне, получил солидные поступления по репарации от стран потерпевших поражение, что было в какой-то степени компенсацией за те грандиозные потери и разрушения на его территории, которые принесла война. Важную роль принесла денежная реформа 1947 года. Благодаря проведенной в декабре 1947 года денежной реформе масса наличности была уменьшена втрое с 43,6 млрд. рублей до 14 млрд. рублей, исключительную роль в управлении денежной массой и концентрацией кредитных ресурсов в руках государства сыграли  облигации внутреннего займа всех выпусков, в том числе и выпуска 1947 года. Мы уже заостряли внимание на использовании фальшивых денег для негативного воздействия на экономики стран противников в войне. Справедливо было бы заметить, что фальшивые деньги, выпускавшиеся и использовавшиеся на временно захваченных территориях, так же требовали денежной реформы, равным образом, как и избыточная эмиссия времён войны, необходимая для оплаты военных заказов и обеспечения войск.

         Денежные реформы проходили и в странах западной Европы, но управление денежной массой проходило под господством доллара, который обеспечивал весь обменный процесс как внутри стран, так и для оплаты экспортно-импортных операций.
 
         За прошедшие десятилетия ситуация в мире много раз трансформировалась и, в настоящее время, представляется совершенно другой в сравнении с послевоенной картиной холодного противостояния. Однако, раз за разом мы продолжаем видеть в взаимодействиях стран элементы сотрудничества, которые многие обозреватели продолжают квалифицировать как частные проекции плана Маршалла: план Маршалла для Латвии, китайский план Маршалла и китайские миллиарды для Белоруссии, и т.д.. Идея вброса мировой валюты, а теперь она стала таковой, чего, кстати говоря, не было во времена Дж. К. Маршалла, но, благодаря ему, она ею стала, продолжает лежать в основе многих экономических проектов и в наши дни.

          Надо подчеркнуть, что в современных условиях эти планы обретают новые черты. Так, например, стало уже нормой силовое разрушение нежелательных режимов некоторых стран, как это было в Ливии, - с последующим применением экономических планов вовлечения лишённой управления страны в орбиту американских интересов за счёт применения всё того же плана Маршалла. Иными словами, новые формы применения идей Дж. Маршалла далеко не всегда предполагают добровольное участие тех, кому хотят «помочь». Не спрашивают не только отдельные страны, но даже и всю мировую финансовую систему, управляя, например, эмиссией доллара из единого эмиссионного центра.

           В этой связи представляет особый интерес план администрации США по осуществлению денежной эмиссии в начале 2011 года в объёме $600 млрд. Доллар, являясь национальной валютой, имеет эмиссионный центр в США и может быть эмитирован ФРС. Но каковы при этом последствия влияния подобной эмиссии на мировую финансовую систему? Кстати говоря, $600 млрд. Это чуть менее 5 % от внешнего долга США, который составлял примерно 14 триллионов долларов в начале 2011 года. Многие называли эти 600 млрд ничем не обеспеченными и, даже, фальшивыми (Во время Второй мировой войны именно 5% фальшивых фунтов стерлингов от находившейся в обращении наличности разрушили в значительной степени Британскую экономику. Экономические потери от распространения фальшивых денег были сравнимы с потерями от всех атак ФАУ-2). Давайте рассмотрим ближе, каковы же последствия в мировой экономике, произошедшие от проникновения эмитированных долларов. Первоначально рассматриваемая эмиссия была задумана с целью некоторого снижения курса доллара, что должно было усилить экспортные возможности американских производителей. Однако снижение курса доллара на валютных биржах мира вызвало дополнительный эффект. Страны, хранившие значительную часть своих валютных резервов в долларах, испытали значительные потери, которые исчислялись миллиардами долларов, как это было для Китая, чьи долларовые запасы исчислялись триллионами. В этой экономической ситуации выход напрашивался сам собой. Использовать долларовые накопления для покупки американских товаров, так как снижение цен на американском рынке вследствие инфляции и снижение курса доллара практически пропорциональны. К середине года курс доллара на мировых биржах перестал падать, а к концу года перешёл отметку 30 рублей за доллар, снова вернул свои позиции. Эти обстоятельства вернули интерес инвесторов к Государственным облигациям США. Эмиссия в 600 млрд. долларов вернулась в США в виде реализации экспортной продукции, а также в связи с возродившимся желанием инвесторов размещать свои вложения с использованием государственных процентных бумаг. Каков же следующий шаг администрации США? Президент Барак Абама запрашивает у конгресса США 484 млрд. долларов на организацию новых рабочих мест. А применительно к традициям США новые рабочие места иначе как для осуществления новых изобретений и разработок вообще не рассматриваются. А каков вклад традиционных лидеров американского рынка в инвестирование изобретений? IBM , бесспорный лидер и в США, и в мире по количеству изобретений, которое составило в 2010 году более 4000 патентов за один год. IBM , вкладывая более $6 млрд. в год, IBM от вложений в изобретений получает не менее $1млрд. в год. Инвестиции APPLE в изобретения  в 2011 году составили $4 млрд. Если сложить вместе все инвестиции в изобретения, как бюджетные, так и сделанные частными фирмами, включая перечисленные, то удивительным образом мы получим цифру превышающую   $600 млрд. Это даже превышает ту сумму, которую США эмитировали в мировую экономику в 2011 году.
Несмотря на то, что,  действуя в соответствии в соответствии со своим законодательством и в соответствии со своей компетенцией  администрация Американского Президента по существу  реинвестировала в экономику США эмитированные ею доллары, пропустив их через многообразные обменные процессы мировой финансовой системы, вызвав массу негативных последствий, и, в значительной степени решила  свои проблемы и с государственным долгом, и с ликвидностью Государственных ценных бумаг, и, даже с инвестициями в высокие технологии. Произошло самоинвестирование за счёт мировой экономики. Да всё это так, но можно ли считать этот путь адекватным и тем более адекватным на перспективу? Можно ли считать, гармоничным решение задач мировой экономики при условии единого центра эмиссии мировой валюты?

         После некоторого снижения курса доллара к середине 2011 года произошло повышение курса доллара до 32 рублей за доллар, и укрепление доллара на мировых финансовых биржах. Однако, начало 2012 года снова ознаменовалось падением курса доллара к рублю и доллар перешагнул 30 рублёвый рубеж и в феврале имел показатель 29, 7692 рубля за один доллар и продолжал снижаться и 29 февраля ос составлял: 28,9503 рубля за один доллар. Это показывает, что полученные в 2011 году финансовые результаты нельзя считать устойчивыми для США. Но в умах американской администрации первовенство Америки в мировой экономике, и право вершить судьбы других народов, прививая им, в том числе и с помощью новых форм применения плана Маршалла, истинно американские ценности, не имеет на данный момент альтернативы. Надо признать, что эмиссия доллара 2011 года, как специфическая форма эмиссии в мировую экономики долларовой денежной массы позволила осуществить задуманное практически во всех моментах, но, тем не менее, обобщающего позитивного результата   достигнуто не было.
План Маршалла – это не план и не программа. Это огромное, по своему историческому значению, финансово-денежное изобретение, которое раскрывалось в многообразии конкретных действий, инициатив, как отдельных исторических личностей, так и в связи с волеизъявлением народов участвовавших стран, что позволило мировому сообществу предельно быстро выбраться из последствий второй мировой войны. В ту историческую эпоху, благодаря сотрудничеству Америки и Европы деньги сполна выполнили свою историческую миссию, так как благодаря ним были созданы более высокие формы богатства: восстановлен мир, возникла возможность возврата к мирному труду, сложилась полноценная занятость населения, возрождалось материальное благополучие. Что касается Америки, то вместе с возникновением мировой валюты – доллара она получила не только бескрайний рынок для своих товаров, но, что более важно, она существенно повысила свой уровень влияния на мировое сообщество. Теперь же мы, посуществу, наблюдаем противоположный эффект.

         Джордж Маршалл не был признан как экономист, но его миротворческий вклад был отмечен Нобелевской премией мира.
Однако, как всякое изобретение, План Маршалла и его современные проекции находятся в определённой зависимости от субъективной концепции тех, кто является его пользователем. Без наполнения этих действий высокими политическими целями вряд ли можно ожидать повторений тех успехов, которые сопровождали план Маршалла в его оригинальной версии.
 
           Обращаясь к Л.Моргану, мы должны помнить, что общество может развиваться, постоянно опираясь на совершенствование идеи управления. Он отвергал идею богатства, как цели будущего. «Завершение исторического поприща, единственной конечной целью является богатство, угрожает нам гибелью общества, ибо такое общество содержит элементы своего собственного уничтожения», писал Морган./4/
          
            20 августа 1947 г. состоялось совещание высших чинов государственного департамента и военных ведомств США под председательством заместителя госсекретаря Р. Ловетта. Председатель прямо заявил присутствующим о том, что в мире образовались две коалиции. Новый советник госдепартамента Ч. Болен указал на неизбежность столкновения Запада и Востока. Складывалось впечатление, что в условиях ядерной монополии Соединенные Штаты устраивал конфликт скорее на ранней стадии, чем на поздней. И Болен говорил об этом без чувства особого сожаления. Его речь не могла быть воспринята иначе, как признание неизбежности третьей мировой войны: «Не существует практически никаких шансов на то, что какие-либо из проблем в отношениях между двумя мирами могут быть разрешены, до тех пор, пока не разразится кризис… Если судить по текущим показателям, этот кризис вызреет значительно раньше, чем это ожидалось… Речь идет не о нескольких годах, более вероятно, что это вопрос месяцев… Кризис несет в себе очень реальную опасность возникновения вооруженного конфликта». Следовательно, вооруженным силам США в ожидании нового мирового кризиса надлежало повысить боевую готовность.

        В этот период США могли широко использовать экономические средства воздействия при решении региональных проблем. Стратеги глобальной экспансии не без основания полагали, что в опустошенном войной, потерявшем прежние отлаженные экономические связи капиталистическом мире экономическое воздействие США будет особенно эффективным. В докладе координационный комитет госдепартамента и военных служб в качестве рычага расширения влияния США выдвигал следующее: страна должна экспортировать товаров на 7,5 млрд. долл. больше, чем импортировать. Правительству США предлагалось так скоординировать американскую торговлю, чтобы подлинно важные регионы попали под плотную экономическую опеку Соединенных Штатов. В случае если существенные для «национальных интересов» США страны не смогут покупать американские товары ввиду отсутствия необходимой валюты, американскому правительству рекомендовалось идти на предоставление крупномасштабной экономической помощи. Материальные потери будут малозначительны по сравнению с приобретаемым влиянием, говорилось в докладе./5/
 
          Это совещание выработало принципы внешней политики США на многие десятилетия, но настало время, когда к необходимости изменений и осуществлению новой внешнеполитической стратегии США призывают крупнейшие политтехнологи и аналитики. В частности, проамериканский аналитик З. Бжезинский необходимость таких изменений связывает с ослаблением влияния США на мировой процесс развития, что приводит по его мнению к возникновению угроз и опасностей для стран традиционных союзников  США, их сателлитов, в частности для стран персидского залива вследствие нарастающего топливно-энергетического кризиса, а так же для стран, которые   приближены к территории России, и вследствие этого могут попасть под влияние со стороны России. Збигнев Бжезинский говорит о возможности «политического запугивания и военной агрессии». Автор призывает США либо проводить новую внешнеполитическую стратегию, либо готовиться к новым потрясениям/6/.

        Новые политические реалии требуют совершенствования системы управления мировой системой, и усилий, ориентированных только лишь на интересы   США на этом поприще будет явно недостаточно. Возникают новые экономические конфигурации, которые на определённой стадии обрести военно-политическое содержание. Однополярный мир, пришедший на смену периоду противостояния двух систем, постепенно трансформируется в многополярный, и какова будет судьба доллара, как мировой валюты в этом многополярном мире сейчас ответить никто не может. 
И всё же хотелось бы вернуться к роли изобретений и привести слова Эрика Шмидта – исполнительного директора компании GOOGLE, который сделал интересное обобщение: «Мы живем в культуре изобретений, в которой мы можем найти почти все ответы на наши проблемы и сами сотворить счастье и возможности».
Управление мировой экономической системой на основе высших достижений человеческого разума, последовательный путь реформ направленный на развитие и реализацию изобретательского процесса – это, пожалуй, единственный и самый безопасный путь по которому нужно суметь пройти.
Список литературы к главе:
         
           1.       Theodor Morgan. Income and Employment 2d. ed. Englewood Chips N Y; Prentice
                – Hall. Inc 1952. P. 361.   
         2.       Raburn M. Williams. Inflation Money. Jobs and Politicians Arlington Heigts, III. :
             AHM Publishing Corporation. 1980. P. 2.
         3. Александр Лир. Мифы «Плана Маршалла», частное представление runet. 
         4. Льюис Морган «Древнее общество», Ленинград, 1934г, стр. 329.
         5.       Михаил Уткин. Мировая холодная война. План Маршалла. Wordveb.ru
         6.       Збигнев Бжезинский, ИА REGNUM «Новости из-за рубежа, Армения». Грузия, Белоруссия и Украина… http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1485734.html    Foreign Policy. Збигнев Бжезинский: Закат Америки и кризис глобальной мощи
3 января 2012 г., 11:21.


Рецензии