Памяти Игоря Сорина

эссе





В конце девяностых годов мы с мамой отдыхали в Сочи.  Увидели объявление о концерте группы «Иванушки International». Мне они нравились. Казалось, это удачный эксперимент – в популярном жанре достичь сочетания ладово-интонационной свежести с простыми средствами выразительности. Музыка воспринималась на слух как славянская, при этом легкая танцевальная. Они отличались от других поп-групп, причем трудно было сформулировать, чем. Я видела несколько клипов – удачных, рассчитанных на большую аудиторию, при этом не безвкусных. Все было сделано в меру. Но, к сожалению, после первых хитов продюсер и исполнители часто, достигнув успеха, перестают стараться. Считают, что «пипл схавает».

Тогда  еще этого не произошло. Мы решили пойти на концерт – сравнить впечатления от реального выступления с диском. Многие спорили, кто производит на поклонников более яркое впечатление, это были три певца на все вкусы. Любителей модельной внешности, клоунов-эксцентриков и лириков. Но я слышала утверждение, что у Григорьева-Аполлонова самая мощная харизма, его находили обаятельнее других. Хотя музыкальными данными явно выделялся профессиональный музыкант Игорь Сорин.

На концерте я заметила, что девчонки с визгом бросаются за Андреем и Кириллом, дарят им цветы, чуть ли не плачут от умиления. А Сорин стоит поодаль, грустный. Он вежливо реагирует на знаки внимания, но чувствует себя одиноким. Он выходил между выступлениями группы и пел в микрофон западные хиты. Меня поразил его голос. И возникло ощущение тоски, невостребованности самого талантливого человека в этом проекте. Аудитория в большинстве своем не могла его оценить. Хотя мечтательные девочки увидели в нем лирического героя. Но среди поклонниц таких групп их не много.

Многое в нем было – вокальное дарование, физическая форма, обаяние, разносторонность. Но по-человечески он казался уязвимее других, болезненнее переживающим свой разрыв с потребителями. Одареннее всех, при этом в тени двух других исполнителей. И действительно, в дальнейшем с его уходом исчезло какое-то волшебство, изюминка, и «Иванушки» перестали отличаться от других бойз-бэндов.

Может быть, он и мечтал о деньгах и славе, но для него явно это не было самоцелью, больше всего он хотел профессиональной реализации, достичь художественного результата, как подлинно творческий человек. И страдает от того, что формально прославился, но оказался среди людей, которые ставят перед собой совершенно другие цели.

Группа ездила на гастроли, выступала под фонограмму, отбоя от поклонниц не было, но перелеты, гостиницы, выходы на сцену и бесконечное повторение одних и тех же движений и песен, заработок, большую часть которого получали не исполнители, - все это в совокупности могло негативно подействовать на человека, которому не безразлично было, что петь и как петь. Он покинул среду, в которой развивался и достигал самосовершенствования, и оказался в шоу-бизнесе, где девочки прежде всего могли оценить симпатичную мордашку парня, потому что в стране дефицит мужчин. Такая популярность может помочь, а может в эмоциональном плане и навредить.

Когда сообщили о его смерти, появились статьи, фильмы, в которых люди пиарили себя в большей мере, чем говорили о нем. Наслаждались своим красноречием, изображали эмоции, которые не известно, испытывали ли. И эти слова скорее отталкивали, чем достигали нужного эффекта. Не нарциссизм здесь был нужен, а способность отстраниться от себя и проанализировать ситуацию объективно.

Прошло много лет. Об Игоре Сорине стали рассказывать иначе, с другой интонацией, вспоминали его жизнь и творчество, анализировали как бы под лупой. Он пытался реализоваться сольно, мечтал о других предложениях продюсеров, не мог смириться с эмоциональной выхолощенностью и стереотипами создателей таких групп и их фанатов. Я не знаю, были ли у него силы для того, чтобы это преодолеть или взять паузу, не торопиться и за это время попробовать сделать новый творческий продукт и попробовать реализовать это хотя бы в рамках небольшой аудитории. Но многим жаль, что такие люди в этой среде ломаются, но не могут из нее выпасть и живут по тем же критериям, которые их самих когда-то отталкивали. Считают, жизнь кончилась, если они стали получать меньше и по поводу их персоны не визжат на каждом углу.

Конечно, высокомерие, когда люди достигают славы и начинают давать интервью, в нем просматривалось. Но только на первых порах. Потом это состояние сменилось апатией, потерей интереса к жизни и ощущением бессмысленности происходящего. А другой смысл такие, как он, увы,  не всегда обретают.


Рецензии