Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 43. Подобосущее

                Сверчок
                Часть 2
               Коллежский секретарь
                43
             Подобосущее и единосущее

 
       Также неясно, почему доправославная Русь так прославляется митрополитом?
 Эти особенности текста «Слова о Законе и Благодати» наводят на мысль о том, что оно было написано в период перехода Руси от арианского понимания христианства к православному пониманию.  Арианское понимание и отчасти  близкое к нему несторианское понимание было характерно для многих европейских «варварских королевств», в том числе, частей Франции, ранее входивших в состав арианских государств вестготов и бургундов. Именно в арианском представлении Христос не имел божественной природы, а являлся человеком.

В арианстве – подобосущая Троица!
В православии – единосущая Троица!

     Арианство, видимо, было на Руси ещё при первых князьях — на примере вандалов оно могло сосуществовать с язычеством. И, конечно, эти князья вряд ли были скандинавского происхождения, так как арианство бытовало среди народов Восточной, Центральной и Западной Европы. Проникнуть на Русь оно могло через соседей восточных славян. Скандинавия же еще довольно долгое время оставалась полностью языческим регионом, без синкретизма с арианством. Хотя и скандинавы могли принять арианство от местного населения. Примечательно, что согласно Повести временных лет Владимир произнёс не вполне православную формулу «Сын подобосущен и собезначален Отцу», которая, отрицая арианскую формулу только о подобосущии, не вполне соответствует и православной формуле, признаваемой также несторианами, составлявшими большинство христиан Хазарии. То есть, до Илариона были уступки арианам именно Руси, а не завоёванных Святославом земель, и связанным с ними язычникам-синкретистам Руси.
           Во второй части Иларион, сужая тему, от вселенского характера христианства переходит к описанию распространения христианства по Русской земле, которое осуществил равноапостольный («въ владыкахъ апостоле») Владимир (внук Игоря, сын Святослава). Христианство связывается с церквями, иконами, крестами, монастырями, пришедшими на смену капищам, бесам и идолам. Сын Владимира Георгий уподобляется Соломону, который довершил начатое отцом. Возносится хвала Богородице (упоминается праздник Благовещения) и Киеву.

            Завершается Слово молитвой Богу, которая включает в себя раскаяние и прославление Троицы.


Рецензии